Надежда Муравлева
«Приобщение детей к истокам народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
30 лет – стаж моей педагогической деятельности в детском саду. Работая с детьми, большое внимание уделяю вопросам, которые помогают приобщать детей к истокам народной культуры. Я считаю, что надо рассказывать детям о том, как жили русские люди когда-то, какие они были талантливые и изобретательные. Мы живём в России - великой стране, которой более 1 ООО лет. Наша страна огромна : есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса. Населяют её люди разных национальностей. Дети должны знать, что у каждой нации свои обычаи, традиции. Есть они и у русских людей. О них мы не должны забывать, а наоборот: изучать их и передавать из поколения в поколение.
Публикация «„Приобщение детей к истокам народной культуры“» размещена в разделах
С самого раннего детства ребёнок, ещё не научившийся хорошо говорить должен слышать красоту русской потешки и прибаутки, доброту русской сказки, мелодичность колыбельной песенки.
И я поставила задачу - показать детям красоту русского языка через устное народное творчество. Ведь произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают словарный запас детей.
Начиная с младшей группы, я знакомлю детей с потешками, колыбельными песнями. Рассказываю детям, что их бабушки и прабабушки тоже любили засыпать под колыбельное пение. Детям очень нравится, когда я беру куклу на руки и ласковым, нежным голосом начинаю припевать, покачивая её.
«Баю, баю, баю, бай
Ты, собачка, не лай.
Белобока, не скули,
Мою дочку не буди».
Большое внимание уделяю сказкам, которые рассказываю детям. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Я надеваю костюм сказочницы, и дети сразу
догадываются, что в гости пришла новая сказка, которую они с нетерпением ждали. Частыми гостями у детей бывают бабушки и прабабушки, которые рассказывают сказки своего детства. Ребята с интересом слушают сказки, а особенно любят те, где упоминается печь.
Но вначале пришлось рассказать, какую роль играла печка в старой русской избе. Ведь как говорилось: «Без печки хата- не хата». В те далёкие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке. Она обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, рыбёшку мелкую. И даже спали на печке. Особенно это любили делать старики и дети. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами!
Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи. Недаром пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они образны и поэтичны, их можно использовать в любой ситуации.
Например: собираясь на прогулку, напоминаю медлительной Оле: «Семеро одного не ждут».
Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Гуляя по парку, любуясь его свежестью и красотой в разное время года, мы вспоминаем такие пословицы : «Весна красна цветами», «Осень красна плодами».
Беседуя о лесе, знакомлю с пословицей: «У леса жить - голодным быть». Спрашиваю, как мы пользуемся дарами леса сейчас и как пользовались люди, жившие очень давно. Здесь и беседуем о лекарственных растениях, из которых делались отвары и настойки по старинным рецептам, которыми пользуемся, и по сей день. Провожу дидактические игры с целью закрепления названия растений.
А уже со средней группы знакомлю ребят с народным прикладным искусством. В доступной форме рассказываю о различных видах росписи. Это: гжель, хохлома, жёстовская роспись. Рассматриваем предметы, выполненные этими видами росписи, а затем и сами расписываем.
Наблюдая за одеждой людей по сезонам, рассказываю и показываю, используя фотографии, какую одежду носили люди раньше. А на занятиях сами изготовляли и
украшали кокошники. Интересно было детям поучаствовать в празднике «Варвара краса длинная коса».
На музыкальных занятиях прослушиваем народную музыку и знакомим детей с русскими народными инструментами. Это и погремушки, трещотки, дудочки, балалайки, гармошки.
Наши дети очень любят играть в подвижные игры, но и в старину были свои игры: «Чётки», «Бояре», «Краски».
Мы узнали об этих играх у старых жителей города, разучили их, а затем поиграли с детьми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, поэтому такие игры вызывают у детей гамму чувств и переживаний. В этих играх отражается любовь народа к веселью, удальству.
Также с детьми мы совершили много экскурсий по городу, фотографировали здания старой и новой постройки, посещали предприятия, а особенно понравился детям наш музей.
Дети изучают, играя, кто такие археологи. Сами становятся рестовратарами. В залах музея они узнают о том, как люди раньше выращивали хлеб, как пользовались плугом и сохой, лукошком из которого сеяли зерно. Здесь увидели серп, косу, цепь, узнали об их назначении. В заключении заучили пословицу: «Хлеб - всему голова».
А в другом зале можно было увидеть приборы, которыми раньше освещали избу. Это лучина, свечи, керосиновая лампа. Посмотрев это, дети сравнили жизнь людей раньше и как они живут сейчас, имея осветительные электрические приборы.
А особенно понравился детям зал, где была изображена деревенская изба со столом и скамейками. Дети узнали, что правый угол назывался царством хозяйки дома. Тут висела люлька, стояла прялка. Рассмотреть удалось и посуду, обувь, одежду. А сколько вызвали смеха лапти, т. е. та обувь, в которой люди ходили и зимой.
Очень любят наши дети старинные народные праздники и гулянья. Под старый новый год провожу колядки. Дети наряжаются в смешные костюмы, превращаются в ряженных и с песнями, шутками, прибаутками ходят от одного бутафорского дома к другому, распевая колядки. В одном доме всех угощают пирогами, да сладостями, а в
другом - жадный хозяин прогнал. Да это не беда, так как пойдут к третьему дому. Праздник заканчивается гуляньем с песнями, хороводами, играми.
А самым весёлым предвесенним праздником считается Масленица. Чтобы организовать этот праздник, мне самой пришлось многое узнать, изучить и лишь, потом в доступной и увлекательной форме преподнести ребятам.
Сначала я рассказывала детям, что русский народ издавна устраивал пышные весёлые проводы для Зимы-старухи и чтобы она не гневалась, ушла по - хорошему и в положенный срок. Щедро, весело и сытно праздновали масленицу наши предки. С песнями, плясками, с ряженными и скоморохами, потешавшими народ, с девичьими хороводами и молодецкими играми. И не было в году праздника, ровного масленице по размаху и щедрости. А затем разучивали хороводы: «Вот уж зимушка проходит», «Блины», и другие, знакомила с зазывками и дразнилками.
И вот наступил долгожданный праздник. А он продолжался целую неделю. В воскресенье - последний день Масленицы, жгли чучело, а затем просили друг у друга прощение.
Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество, формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю, уважение к труду своих родителей. А чтобы у ребёнка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально - положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать желание видеть и понимать красоту окружающей жизни, узнать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.