МААМ-картинки

Приобщение детей к музейной культуре (3 фото)

Лариса Корнева
Приобщение детей к музейной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

"Приобщение детей дошкольного возраста к музейной культуре"

Приобщение детей к музейной культуре

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре не могут быть решены без взрослого, владеющего комплексом знаний и умений, которые, в конечном счете, и обеспечат успешность этой работы. Перечень знаний, умений и навыков, необходимых человеку для реализации любой профессиональной деятельности, составляет профессиограмму, т. е. своего рода паспорт специалиста. Педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специальной подготовки для того, чтобы оптимизировать процесс ознакомления детей с музейными коллекциями. На основе работ О. А. Абдулиной, А. В. Бакушинского, Г. Г. Григорьевой и др. была составлена профессиограмма специалиста по ознакомлению детей дошкольного возраста с музейной культурой. В профессиограмме можно выделить три блока знаний и умений: общепедагогические, научно-методические и специальные. Предложенная профессиограмма позволяет определить направления взаимодействия детского сада и музея.

Публикация «Приобщение детей к музейной культуре» размещена в разделах

1. Блок общепедагогических знаний и умений.

Знания:

а)-задач культурно-просветительской деятельности музеев и воспитательно-образовательных задач детского сада;

б)-основ музейной педагогики;

в)-особенностей восприятия детьми предметов материальной культуры;

г)-особенностей влияния музейной культуры на развитие личности ребенка-дошкольника.

Умения

а)-создавать условия для мотивации интереса к музейной культуре;

б)-выбирать педагогически целесообразные формы и методы приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре;

в)-предвидеть трудности предстоящей музейной работы и проектировать пути их преодоления;

г)-координировать работу дошкольного образовательного учреждения и музея.

2. Блок научно-методических знаний и умений.

Знания:

а)-классификация музеев и особенности из работы;

б)-принципов отбора музейных экспозиций и экспонатов, доступных для восприятия детьми в ходе экскурсионной и других форм работы с дошкольниками;

в)-методов, приемов и форм оптимизации процессов восприятия музейных экспозиций детьми дошкольного возраста

Умения:

а)-намечать близкие и дальние цели развития интереса у детей к музейной культуре;

б)-отбирать необходимый искусствоведческий, этнографический и другой материал для более полного понимания идеи музейной экспозиции детьми дошкольного возраста;

в)-организовывать и проводить педагогическую и музейно-педагогическуюработу с дошкольниками.

3. Блок специальных знаний и умений.

Знания:

а)-особенносте экспозиционной работы;

б)-особенностей организации музейных экскурсий и других форм работыыы с детьми дошкольного возраста;

в)-этапов проведения работы по приобщению дошкольников к музейной культуре.

Умения:

а)-формировать как передвижные, так и стационарные

композиции в дошкольных образовательных учреждениях;

б)-проводить музейные экскурсии и другие формы работы с детьми дошкольного возраста;

в)-отбирать, разрабатывать и использвать разнообразные игровые формы работы по приобщению детей к музейной культуре.

Фото №1 Приобщение детей дошкольного возраста к

Педагог, начинающий музейную работу с детьми должен знать, что современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

Выделяют три типа музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные.

Виды музеев.

Отраслевые

Исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно-научные

Комплексные

Краеведческие

Мемориальные

Музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музе.

Фото №2 Музейная педагогика в детском саду музейной культуре

Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться по :

1)месту проведения;

2)характеру содержания;

3)целевому назначению;

4)составу экскурсионной группы.

Ученые-исследователи выделяют этапы подготовки и проведения музейной экскурсии:

1)определение темы и содержания экскурсии:

2)составление плана экскурсии. При этом продумываются маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения;

3)целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия;

Только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного и младшего школьного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать принцип концентричности, т. е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложному последующему этапу. Интересной формой ознакомления детей с экспозициями музея можно считать музейные уроки или занятия. Урок (занятие) в музее проводится с целью усвоения детьми знаний по определенной теме. При этом музейные предметы выступают как наглядные источники знаний. В ходе занятия педагог широко использует игровые приемы: воображаемые путешествия во времени, игры-имитации, эскизы вещественных источников для последующего творческого их воссоздания и т. п. В рамках такого занятия могут проводиться музейные викторины, конкурсы, олимпиады.

В нашем детском саду «Солнышко» работа по приощению детей к музейной культуре началась с документального оформления. Был написан приказ о создании этнографического музея «Русская изба», разработано положение о работе этого музея, назначены ответственные лица. Под руководством методиста был разработан план проведения экскурсий в музее, при этом подразумевалось, что экскурсии в музее будет проводить не только руководитель изостудии, но и воспитатели, музыканты, даже физкультурный работник (в зависимости от содержания). Все экспонаты музея были пронумерованы и записаны в инвентарную книгу, но для того, чтобы эта книга не стала просто скучным формальным документом, в нее заносится не только название экспоната и его инвентарный номер, но и краткая история (кому принадлежал, откуда родом и т. п.). Я провела устный опрос детей и выяснила, что наши воспитанники имеют очень туманное представление о понятии «музей», большинство детей никогда не было в музее. Были также опрошены и родители, для того, чтобы выяснить, есть ли у кого-либо из родителей какая-нибудь интересная коллекция. Выяснилось, что коллекции такие имеются и предоставить их для временной экспозиции родители были согласны. С учетом всего этого и была построена работа по приобщению детей к музейной культуре.

Публикации по теме:

Мини-музей народного творчества в группе.Мини-музей народного творчества в группе. С целью реализации приоритетного направления ДОУ (художественно-эстетическое направление развития детей) и для наиболее полной работы по.

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к музейной культуре
Опубликовано: 29 августа 2013 в 07:59
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к музейной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Корнева (УИ 13812) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД