Орленок Инна Викторовна
«Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству». Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей к русскому народному
(для детей подготовительной группы)
Цель: развивать у детей интерес и любовь к русскому народному музыкальному творчеству.
Задачи:
Публикация «„Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству“, Конспект музыкального занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Образовательная: а) расширять знания детей о русском народном музыкальном искусстве;
б) познакомить с рус. нар. музыкой, рус. нар. песнями и потешками, рус. нар. музыкальными инструментами;
в) закрепить умение правильно и выразительно выполнять элементы рус. нар. плясок и игр;
г) раскрыть понятия «оркестр», «дирижер», «исполнители», «певцы».
2. Развивающая: а) развивать эмоциональность и выразительность в исполнении рус. нар. песен и потешек;
б) развивать ритмичность и пластику движений в элементах рус. нар. плясок, сноровку в рус. нар. играх.
3. Воспитывающая: воспитывать желание выразительно исполнять рус. нар. песни, потешки, плясовые движения, игры и использовать их в повседневной жизни.
Дидактические средства: иллюстрации народных музыкальных инструментов, иллюстрации к содержанию рус. нар. песен, потешек, детские музыкальные инструменты, платочек и кепка к рус. нар. игре.
Аудиосредства: магнитофон, кассета с надписью рус. нар. музыки.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Речевое общение.
Постановка цели.
Муз. рук. Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством нашего русского народа. Вы услышите русскую народную музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов, познакомитесь с русской народной песней. Сами примете участие в исполнении элементов русских народных танцев, поиграете в русские народные игры, а также вам предоставится возможность создать свой оркестр русских народных инструментов.
- С самой старины ведется, что наш русский народ любит петь, танцевать, веселиться. Наши русские люди сами слагали песни, придумывали танцы, хороводы, игры, поэтому свое свободное время они проводили весело и интересно. Девушки и парни любили водить хороводы. Они сами придумывали разные танцевальные шаги, которые применяли в своих хороводах. Вот и мы, ребята с вами знаем несколько таких танцевальных шагов. Назовите, какие знаете.
- Вы назвали хороводный, дробный, шаг с притопом, пружинящий. Молодцы! Названия танцевальных шагов вы хорошо знаете, а теперь я предлагаю вам показать их. Слушайте внимательно музыку и выполняйте шаги, которые подсказывает вам музыка.
2. УПРАЖНЕНИЯ. Дети упражняются в выполнении танцевальных шагов (хороводный, дробный, пружинящий, шаг с притопом).
- А узнаете ли вот эту рус. нар. песню?
Звучит мелодия р. н. песни «Петушок».
- Вы узнали мелодию песни правильно! И шаг «петушок» вы знаете тоже. Давайте и его выполним.
Дети упражняются в шаге «петушок»(два коротких шага восьмыми длительностями и один с остановкой и поднятием колена – четвертной длительности).
- Ну и еще один шаг вам предстоит вспомнить. Он очень похож на шаг «петушок», только ногу не поднимаем и не сгибаем в колене, а протягиваем вперед, вытягивая носочек. Как называется такой шаг? Покажите!
Дети упражняются в переменном шаге.
3. СЛУШАНИЕ.
Муз. рук. обращает внимание детей на стенд с иллюстрациями, на которых изображены рус. нар. музыкальные инструменты.
- Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Что вы на них видите?
- Назовите все музыкальные инструменты, которые здесь изображены.
- А кто на этих инструментах играет, как называют этих людей?
(музыканты)
- А когда музыканты играют на разных инструментах одновременно, такой коллектив называется оркестром.
- А теперь осталось уточнить. Если этот оркестр играет на русских народных инструментах, то как же такой оркестр будет называться?
(оркестр рус. нар. инструментов)
- Эх, оркестр народный,
Раздольный, хороводный.
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую!
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
А «Страданья» заиграет –
Прямо сердце замирает!
То он плачет, то хохочет –
С нами делает, что хочет!
(Л. Яковлев)
Муз. рук. Послушайте в исполнении оркестра русских народных инструментов «Русскую кадриль». Обратите внимание, звуки каких народных инструментов показались вам знакомы?
(звучит в грамзаписи «Русская кадриль»)
- Итак, ребята, какое музыкальное произведение вы услышали, как оно называется?
- Звуки каких знакомых вам русских народных инструментов вы услышали? (перечисляют)
- А теперь вспомните, звучание инструментов вместе, одновременно, как называется? (оркестр)
- Оркестр, как и любое государство, имеет свои законы. У него есть даже президент – он называется дирижером. Дирижер умеет заставить инструменты играть так, как он этого хочет, не произнося при этом ни слова. Он пользуется только палочкой.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам стать музыкантами. Вот тут у нас есть разные рус. нар. инструменты, разбирайте их.
- Вы сейчас являетесь музыкантами, у вас в руках музыкальные инструменты, поэтому мы создадим с вами свой оркестр. А я возьму палочку и кем буду? (дирижером)
- Внимание! Выступает оркестр русских народных инструментов! В исполнении оркестра прозвучит «Русская кадриль»!
В грамзаписи звучит «Русская кадриль», дети играют на детских рус. нар. инструментах.
4. ПЕНИЕ.
- А теперь нас ждет встреча с рус. нар. песнями. И мы с вами уже будем исполнителями песен, т. е. певцами. Но прежде чем начать исполнять песни, нам необходимо «разогреть» свои голосочки, чтобы они у нас звонко и ярко звучали.
А распоемся мы на коротких веселых, шутливых песенках. А, может, вы подскажете, как такие шутливые песенки называются?
(прибаутки)
- А кто их сочинил? Чьи они? (русские народные)
Дети распеваются на русских народных прибаутках «Скок-поскок», «Барашеньки», «Ваня-простота»
- Ну а сейчас я предлагаю вам узнать одну из рус. нар. песен, которую вы уже слушали на прошлых занятиях. Посмотрите на картинки, они вам подскажут, о какой именно песне я говорю. Я напомню вам мелодию песни. Как она называется?
Дети слушают мелодию р. н. п. «Млада», рассматривают картинки по ее содержанию, узнают песню и вспоминают ее сюжет.
Далее дети прослушивают песню от начала до конца.
Затем ведется работа по разучиванию песни, уделяется внимание распеву в песне: «э-э-эй…» в интонационном и ритмическом плане.
- Ребята, отгадайте музыкальную загадку. Я проиграю мелодию очень знакомой вам русской народной песни, а вы вспомните, как она называется и о чем в ней поется.
Дети узнают р. н. п. «Во кузнице», вспоминают содержание.
Исполняют всю песню.
5. ИГРЫ.
- Ой, ребята! Что-то мы с вами засиделись! Хорошо поем! А поиграть хотите? Игры русские народные мы с вами тоже знаем. Предлагаю вам игру «Ваня-простота». Ребята, а вы помните, какие две р. н. прибаутки используются в этой игре? Мы сегодня их уже пели.
(«Барашеньки» и «Ваня-простота»)
- А я знаю интересную считалочку и сейчас выберем «Ваню».
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть
И водилку выбирать.
Стал им мальчик Спиридон,
Выходи из круга вон!
Проводится подвижная игра «Ваня –простота», 2раза.
Затем предлагается более спокойная игра «Передача платочка»
(у кого остается в руках платочек, тот танцует с ним в середине круга, а остальные дети повторяют за ним движения)
- Ну вот, ребята, мы с вами много сегодня узнали о музыкальном творчестве нашего народа. Помните и не забывайте русскую народную музыку, песни, танцы и игры. И я надеюсь, что вы с удовольствием будете петь и танцевать рус. нар. песни и пляски и играть в рус. нар. игры, а также познакомите с ними и других знакомых вам детей.