МААМ-картинки

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Кубани с помощью народных праздников». (4 фото)

Галина Григоренко
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Кубани с помощью народных праздников».
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням народа, изучение его культуры и быта способствуют сохранению русских традиций и обычаев.

Публикация «„Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Кубани с помощью народных праздников“,» размещена в разделах

Система патриотических и гражданственных отношений формируется от близкого (семья, детский сад) к далекому (поселок, город, край, Россия). Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения культуры малой Родины, в нашем случае – Кубани. Исходя из того, что в образовательных программах отсутствует региональный компонент, педагогический коллектив детского сада №23 муниципального образования Темрюкский район разработал методику «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Кубани с помощью народных праздников». Цель данной методики состоит в приобщении детей к культурным и духовным традициям Кубани, воспитании любви и привязанности к малой Родине, повышении роли семьи в возрождении семейных кубанских обычаев и традиций, отражённых в народных праздниках.

Это попытка культурного диалога с прошлым путём реставрации давних праздничных традиций, кубанских народных обрядов и раскрытия их воспитательного потенциала, так как наследие кубанского народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Народные праздники и традиции занимают особую роль в приобщении детей к народной культуре. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Актуальность методики заключается в том, что она построена на принципе интеграции разных видов детской деятельности с учётом регионального компонента, в рамках реализации трёх этапов проведения праздника : 1 этап- подготовительный, 2 этап- проведение праздника, 3 этап- проводы праздника.

Прежде чем разработать методику, педагоги изучили сведения о народных праздниках. Для этого была создана «Копилка сведений о народных праздниках», в которую собирали материалы из разных источников об истории возникновения праздника, об обычаях и традициях его проведения, о его роли в жизни человека. Затем эти сведения педагоги адаптировали с учётом возрастных особенностей детей для дальнейшего использования в данной методике.

При разработке методики нами были учтены посылки этнографов и фольклористов, которые показали, что дети активно принимали участие в праздниках, связанных с переломными моментами в году (Осенины, наступление Нового года, приход весны и т. д., где

молодое поколение символизировало собой зарождение и проявление пробуждающихся сил природы. В кубанских народных традициях отмечено участие детей в обрядах осеннего заговенья, зимних святок, Масленицы, встречи весны, Пасхи и т. д. Детские праздники проходили как бы параллельно со взрослыми: дети подражали взрослым,и все же это был другой мир праздника, - отличный от взрослого.

После сбора информации о народных праздниках, с целью создания соответствующей развивающей среды, в ДОУ была обустроена

«кубанская хата». Из прочитанной литературы, в результате посещения музеев, из рассказов старожил казаков хутора нам стало ясно, что в настоящей кубанской хате не было случайных предметов, а месторасположение каждого из них было определенным и традиционным. Обстановка хаты была предельно простой, что соответствовало тогдашнему образу жизни: деревянные лавки («лавы», небольшой круглый стол («сырно», деревянная кровать, сундук. Центральным святым местом в кубанском жилище был «красный угол», где располагалась «божница», состоящая из нескольких икон, украшенных рушниками. Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были : «пряхи»- прялки, «буки»- бочки для отбеливания холста. Всё это было учтено педагогами при оформлении горницы.

В поисках предметов казачьего быта участвовали не только сотрудники детского сада, но и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали отовсюду: у старожил хутора, у родственников, на чердаках и т. д.

Немаловажную роль в этой работе сыграло неоднократное посещение Темрюкского и Старотитаровского историко-архитектурного музеев –богатейшего собрания подлинников домашней утвари и предметов народно-прикладного искусства.

При формировании развивающей среды учитывались её основные принципы. Согласно принципу доступности и открытости, на полках разместили предметы народно- прикладного искусства Кубани : гончарные изделия, керамические, плетёные изделия из соломки. На «лавах»«салотки» -ступы с пестиками; глиняная посуда: макитры, глечики для хранения молочных продуктов, махотки, плетёные корзины, в углу поставили ухват, кочергу.

Ориентируясь на принцип целесообразности и рациональности, педагоги добивались не создания музейной атмосферы, а возможности введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания, когда ребёнок имеет возможность не только понаблюдать за старинными вещами, но и через игру окунуться в атмосферу старинного казачьего быта.

Одним из основных при создании развивающей среды, является принцип её эстетического оформления. Учитывая кубанские региональные особенности оформления интерьера, решили украсить окна хаты вышитыми занавесками, стол- вышитой скатертью, рушниками, салфетками. На стены повесили обрамлённые вышитыми полотенцами («рушниками») семейные фотографии. Кровать застелили домотканым цветным рядном с несколькими подушками, а на полу постелили домотканые половики.

На территории детского сада оформили уголок, имитирующий кубанское подворье, в котором разместили кубанскую хату, огород, водоём. Таким образом, у детей появилась возможность любоваться природой родного края, наблюдать за обитателями водоёма и ухаживать за растениями, посаженными в огороде. В летний период на территории подворья проводим беседы с родителями. Неоценимую роль играет кубанское подворье при проведении народных праздников и посиделок.

После того как убранство хаты и модель кубанского подворья были завершены, педагогический коллектив приступил к разработке плана проведения народных праздников. С этой целью была создана творческая группа, в которую входили педагоги, обладающие творческим потенциалом. План проведения календарных праздников разработан на основе народного календаря, который помогает решить целый ряд сложнейших педагогических задач, связанных с системным погружением современных детей в контекст кубанской культуры и дает возможность системного изучения и освоения трудовой и обрядовой жизни человека по «программе», задаваемой природой. Так как методика предусматривает 3 этапа проведения праздника, в плане отражается работа с детьми на каждом этапе праздника. Решая задачу тесного сотрудничества дошкольного учреждения с родителями, особое место в планировании отводится работе с родителями. Таким образом, решаются две группы взаимосвязанных задач: первая группа - задачи, направленные на приобщение детей к культурным и духовным традициям Кубани. Вторая группа - задачи, направленные на повышение роли семьи в возрождении семейных кубанских обычаев и традиций.

На основе плана разработаны конспекты интегрированных занятий познавательного цикла, и сценарии праздников.

Кубань всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. Народные праздники прочно связаны с историей, бытом и традициями Кубани. Они неотделимы от повседневной жизни кубанского народа, потому что в них воплотились мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, которые осуществляются в данной методике через три этапа:

I-этап - подготовительный;

II-этап - проведение праздника;

III- этап - проводы праздника.

Согласно разработанному плану, вся работа по подготовке, проведению и проводов праздника осуществляется с учётом регионального компонента в разных видах деятельности, в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности.

Для создания мотивации праздника используются различные методы и формы работы с детьми, родителями воспитанников при тесном взаимодействии с социумом: интегрированные занятия познавательного цикла, которые проводятся в «кубанской хате», беседы, экскурсии, разучивание кубанских народных игр, песен, танцев.

Особенно широко раскрывается региональный компонент на первом этапе. Здесь особое внимание уделяется предварительной работе с детьми, которая способствует их познавательной активности, помогает понять сущность предстоящего праздника, логику его проведения, с помощью разработки сценариев, изготовления костюмов, атрибутов, народных кукол.

Одной из эффективных форм деятельности на подготовительном этапе является экскурсия. Например, при подготовке к празднику «Осенины» организовывается совместная экскурсия детей и родителей в этнический комплекс «Казачья станица - Атамань». В «Атамани» всё смешалось: сказка и реальность, история и развлечения, деревенский отдых и кубанский колорит. Это ожившая легенда для взрослых и детей. И как же нам, педагогам Кубани, не использовать такую уникальную возможность прикоснуться к живой странице и быту казачества!

Наблюдая за детьми их родителями во время экскурсии, любуешься тем, как восторженные семьи ходят по казачьим подворьям, с любопытством и неподдельным интересом, не переставая удивляться, рассматривают белые мазаные хаты с маленькими окошками - крытые камышом, колодцы, кабыци, привязь для лошадей. Здесь слились воедино прошлое и настоящее. Музейная «Атамань» - это уроки истории казачества для подрастающего поколения, для будущего Кубани и всей страны. Имея и используя такие прекрасные возможности ознакомления детей с прошлым кубанского народа, можно с уверенностью сказать, что, сохраняя и передавая традиции кубанского казачества подрастающему поколению, мы успешно решаем задачи духовно-нравственного воспитания, формируем у дошкольников чувство любви и гордости за свою малую родину, свой народ.

На подворьях «Атамани» в осенний период можно увидеть, насколько богат наш кубанский край овощами, фруктами, бахчевыми культурами. Народная мудрость гласит : «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».Экскурсии в «Атамань» обогащают ребят знаниями о старинных крестьянских обычаях, расширяют представления детей о кубанских тружениках. Полученные знания реализуются в ходе проведения праздников.

Одним из самых любимых на Кубани праздников всегда было Рождество Христово. Существует традиция проведения этого праздника – Рождественские святки. В серии предварительных бесед детям рассказывается, что святки – радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Дети вмести с воспитателями и родителями изготавливают рождественские звезды и подарки, разучивают рождественские стихи и колядки, наряжаются в народные костюмы. Старшие дети со звездой приходят в гости к малышам, читают им стихи, поют колядки, дарят игрушки-самоделки.

На втором этапе (проведение праздника) региональный компонент прослеживается в убранстве: атрибутах кубанской домашней утвари, в кубанских костюмах детей и взрослых,- всё это обеспечивает естественное вхождение ребёнка в духовный мир и традиционную жизнь кубанского народа, в его культуру.

В представленной методике разработаны такие праздники, как масленица – с давних пор самый веселый предвесенний праздник. На Масленицу ели сытно, жирно, вволю. Блины были обязательным лакомством в Масленицу. Почему? Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением. Ответ на этот вопрос и многие другие вопросы дети находят в рассказах взрослого, через знакомство с песнями, содержание народных игр.

Алексей - с гор потоки. Скромный праздник, приходившийся на Великий пост. Крестьяне с этого дня начинали подготовку к весенним работам. Этот праздник связан с первыми ручьями. Первые ручьи! Кто же не любит игру в кораблики! Мальчики пускали их поводе и с песнями бежали за ними.

Вербное воскресенье. Посещение «избы», где дети узнают о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Вот поэтому в Вербное воскресенье ветками, принесенными из церкви, хлестали друг друга, и в первую очередь детей.

Пасха – Светлое Воскресение Христово, считается самым главным праздником христианской церкви. Дети через игры знакомятся с народными предметами, обмениваются друг с другом яйцами, желают друг дугу здоровья, душевной чистоты. Узнают, что яйцо символизирует возрождение.

На заключительном этапе, который называется «проводы праздника», региональный компонент находит своё отражение в продуктивных видах деятельности детей. Свои впечатления о празднике дети выражают в творческих работах : рисунках, поделках, в составлении рассказов, отражая особенности кубанского края, красоту его природы.

Результатом совместного творчества детей, педагогов и родителей являются тематические выставки и последующие воспоминания.

Рассматривая эффективность разработанной методики, можно сделать следующий вывод : важность соблюдения всех трёх этапов проведения праздника – залог его успешного осуществления. На подготовительном этапе кроме познавательных бесед, занятий, экскурсий детям предоставляется возможность рисовать декорации, изготавливать элементы костюмов. Всё, что изготавливается руками детей используется на празднике. Таким образом, решается главная задача на данном этапе- вовлечение всех без исключения детей в атмосферу подготовки и ожидания события.

На втором этапе, не менее важным условием проведения праздника является создание праздничного настроения. Педагогам необходимо в день праздника щадить своих детей. Не давать им лишней нагрузки, после праздника сразу предоставить время на свободные,спокойные игры,охраняя тем самым нервную систему детей от перевозбуждения. А после окончания праздника похвалить всех, спросить кратко их мнение о празднике.

На заключительном этапе, который называется «проводы праздника», необходимо проследить степень усвоения праздника, которая определяется следующими показателями: ведут ли дети разговоры между собой на тему прошедшего праздника, разыгрывают ситуации, связанные с его содержанием в играх и самостоятельной деятельности. Не менее важна оценка родителей. Все эти показатели определяют эффективность работы по подготовке и проведению праздника, дальнейшие перспективы данного направления.

Таким образом, разработанный нами план работы, конспекты занятий и сценарии народных праздников, представленные в методике, позволяют проводить работу по ознакомлению с народными праздниками систематично и последовательно. Данная методика апробирована и позволяет сделать следующие выводы: региональный компонент, положенный в основу проведения народных календарно- обрядовых праздников, должен найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Приобщая детей к истокам народной праздничной культуры, мы сохраняем накопленный поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого дошкольника, формируем культурно-ценностные ориентации в русле православных традиций, а у ребенка остается детство с красотой, радостью, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном.

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Кубани с помощью народных праздников».
Фото «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Кубани с помощью народных праздников»
. - фото
Фото №1 Дошкольный возраст благоприятный период для приобщения детей к истокам
Публикации по теме:

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской праздничной культуры» В течение многих лет я строю работу по приобщению детей к народной культуре на основе русского праздника. В доступной форме: на занятиях,.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Кубани с помощью народных праздников».
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 22:27
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Кубани с помощью народных праздников».» (включая файлы) размещена пользователем Галина Григоренко (УИ 89169) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД