Светлана Агамалиева
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессии, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим, отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Публикация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» размещена в разделах
Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. Отмечаются следующие недостатки результатов воспитания современного дошкольника:
• дети не знают моральных норм и правил поведения в обществе;
• часто отсутствует положительный пример родителей;
• довольно часто нет эмоционально-положительного климата в семье воспитанников.
По запросу государства, общества, родителей ребенок сегодня – это успешная личность. В настоящее время для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области, среди которых образовательная область «Социализация».
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение ряда задач, одной из которых является приобщение ребенка к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса : в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГТ направлены на:
• содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями;
• желание сделать жизнь детей более осмысленной и интересной;
• стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребёнка;
• отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
• попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счёт установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
Анализируя достижения современного дошкольного образования, мы можем выделить и недостатки:
• недостаточное научно-методическое и информационное обеспечение;
• необходимость переподготовки кадров;
• низкая заработная плата;
• недостаточная организация предметно-развивающей среды;
• необходимость овладения современными образовательными технологиями;
• необходимость разработки методических пособий.
Основные качества личности закладываются в раннем детстве. Поэтому в соответствии с ФГТ в дошкольном образовании идет модернизация. Одним из важных направлений в области социализации личности является «Социализация». Она направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Анализируя умения детей управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, отметим, что они не могут соблюдать общепринятые нормы и правила поведения.
Образовательная область «Социализация» связана с другими областями: безопасность, физическая культура, художественное творчество, музыка, коммуникация, чтение художественной литературы, труд. Все программы ДОУ включают в себя определенное содержание работы по изучению правил поведения, но в очень сжатом виде. Учитывая недостатки в результатах дошкольного и семейного воспитании детей, я считаю актуальной более глубокое изучение данной тематики, разработку методов и средств работы по развитию нравственных норм поведения.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
Исходя из проведенного анализа, возникает профессиональная проблема: определение форм и методов воспитания поведения в общественном транспорте, соответствующего общепринятым нормам и правилам.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся
Согласно ФГТ, Приказ министра образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №656, у детей должны быть сформированы интегративные качества:
•способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (правила поведения в транспорте);
•эмоционально отзывчивый - откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов (уступает места в транспорте пожилым людям, младшим детям, инвалидам);
•овладевший способами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками (дети используют средства этикетного общения в транспорте, готовы уступать сидячее место другому);
• включенность детей в систему социальных отношений (благодарит окружающих за помощь).
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
Чтобы решить обозначенную проблему, нужно решить следующие задачи:
1. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослой деятельности – уметь вежливо вступать в общение и различного рода социальные взаимодействия.
2. Развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать, сопереживать людям, сорадоваться, формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг, ответственность, гордость, стыд, совесть).
3. Формировать представления о нормах и правилах поведения (в том числе и морального); формировать умение соблюдать нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершать нравственно направленные действия (помочь в затруднительной ситуации, предложить сесть, подать руку, поднять выроненную вещь).
4. Учить понимать содержание некоторых моральных понятий (честность – лживость, скромность – нескромность) учить различать близкие по значению нравственные понятия (жадность - экономность).
5. Побуждать совершать положительный нравственный выбор (воображаемый и реальный) в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д.
Работа по социально-личностному развитию не должна быть одноразовой. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивные виды деятельности, а затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Содержание и формы работы с детьми.
Тесты:
• «Уроки самоконтроля»,
• «Что такое милосердие?»,
• «Лотерея».
Беседы:
• «Расскажи о своих добрых делах»,
• «Дорога в детский сад»,
• «Кто и зачем придумал правила поведения»,
• «Виды транспорта».
Чтение художественных произведений:
• В. Осеева «Волшебное слово»,
• Н. Носов «Приключения Незнайки»,
• произведения из книги Е. А, Алябывой «Тематические дни и недели в детском саду».
Сюжетно-ролевые игры:
• «Семья»,
• «Поедем на прогулку»,
• «Путешествие в Москву»,
• «Путешествие по родному городу».
Фотовыставка «Правила поведения в транспорте».
Папки-передвижки:
• «Будь вежливым»,
• «Хорошо и плохо».
Формы работы с родителями:
•Родительские собрания :
«Семейные ценности»,
«Вечер вопросов и ответов»,
«Каков он, мой ребенок».
•Проведение совместных выставок, конкурсов, семинаров.
•Информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ.
Формы работы с воспитателями:
• «Школа педагога» - изучение новых программ, методик.
• Семинар-практикум «Нравственное воспитание дошкольников».
• Открытые мероприятия для обмена опытом.
• Индивидуальные консультации со специалистами детского сада.
Для более успешной организации работы следует иметь демонстрационные и наглядные средства обучения и воспитания :
• плакаты и сюжетные картинки соответствующей тематики;
• методическую и художественную литературу;
• атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
• дидактические и настольные игры;
• разрезные сюжетные картинки;
• мультимедийные игры.
В качестве контроля следует использовать диагностические карты, заполняемые педагогом на основе наблюдений и индивидуальных бесед с детьми в начале и в конце учебного года, отслеживать динамику развития ребенка. Оценка представлений дошкольников о нормах и правилах поведение ведется с помощью наблюдений за детьми во время прогулок и экскурсий.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов
Достижению новых образовательных результатов способствует изменение условий:
Кадровые:
• регулярное повышение квалификации педагогов по теме «Социальное развитие ребенка»;
• методическое объединение по теме «Социально-личностное развитие в разных видах деятельности».
Научно-методические:
• разработка планирования в соответствии с принципом интеграции образовательных областей;
• изучить педагогический опыт коллег из другого ДОУ по данной проблеме.
Материально-технические:
• книги для прочтения предлагаемых для анализа текстов (сказки, рассказы, притчи);
• компьютер, проектор, набор дисков (для демонстрации фильмов, мультфильмов, презентаций).
Нормативно-правовые:
• изучение ФГТ и СанПин;
• ориентация педагогической деятельности на программу, принятую в детском саду.
Информационные:
• создание стендов для родителей с материалами по приобщению детей к социально-нравственным нормам;
• распространение собственного педагогического опыта.
Организационные:
• организовать консультации для родителей на тему «Уроки вежливости»;
• создать условия для освоения детьми программы (предметно-развивающей среды группы, интеграции образовательных областей);
• организовать выставку рисунков, фотовыставку;
• создать папку-передвижку о правилах поведения детей в общественном транспорте.