Анна Сугак
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Повышению эффективности воспитательного процесса проходит через применение проектного метода в педагогике, в него вовлекается большее количество участников и они становятся активными субъектами деятельности.
Публикация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Важным условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования. Можно отметить ряд типичных проблем, мешающих успешной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования:
- нехватка высококвалифицированных педагогических кадров;
- уплотненность групп в дошкольных образовательных учреждениях;
- несогласованность требований организаций, участвующих в образовательном процессе;
- отсутствие единой информационной системы, объединяющей сведения о различных образовательных услугах для детей дошкольного возраста.
Результат деятельности можно отнести:
- Формирование у детей личностных качеств;
- Наличие у детей интереса к познанию;
- Наличие у детей творческих способностей;
- Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.
Педагогу важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей, с родителями воспитанников.
Недостатки в профессиональной деятельности:
- недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса;
- неумение строить субъектные отношения с воспитанниками и их родителями;
- отсутствие прогнозирования результатов своей деятельности.
Педагог должен уметь работать с детьми, чтобы достигнуть хороших результатов. Необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями.
Недостатки в основном процессе возникают из за:
- недостаточные знания в профессиональной деятельности (из-за отсутствия опыта работы в данном направление);
- неумение строить отношения с родителями (построения правильного диалога, конкретизации проблемы);
- отсутствие новых форм и методов обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГТ);
Профессиональная деятельность педагога – это создание необходимой материально - технической базы: учебно - методические пособия, мебель, оборудование, технические средства обучения, дидактические игры и раздаточный материал.
Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Это отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий, игрушек, компьютера, художественной литературы.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с учётом половых различий, позволяющая по – иному увидеть специфику педагогической работы с детьми. Воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по - разному, одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
На основе анализа недостатков можно сформулировать следующую проблему. Формирования у детей основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Чтобы искать пути, необходимо выяснить, к чему стремиться и что мы хотим получить в результате решения проблемы. Можно увидеть, что в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок, может приобрести следующие качества:
- имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семье;
- родственных отношениях и взаимосвязях, распределение семейных обязанностей, семейных традициях;
- сформированы представления ребенка об обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе;
- интересуется новым, не известным в окружающем мире (мире отношений и своем внутреннем мире);
- откликается на эмоции близких людей и друзей;
В данной работе рассматривается подготовительная к школе группа, обозначим результат более конкретно: в результате решения проблемы ребенок будет знать:
- какие изменения происходят с человека с возрастом;
- различать понятия мальчик, девочка;
- знать мужские и женские профессии;
- есть ли различия между девочками и мальчиками;
- различать мужскую и женскую одежду.
В дальнейшем это позволит ребенку лучше ориентироваться в полоролевом воспитании.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Процесса в ДОУ определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Поэтому можно предложить:
включить в планирование беседы темы: «Я мальчик, я девочка» или «Мы такие разные», составление рассказов «О девочках» или «О мальчиках».
Педагог должен уметь организовать продуктивную совместную деятельность с детьми, включить родителей в педагогический процесс. В средства обучения необходимо включить:
- создание картотеки в группе («Игры для мальчиков» или «Игры для девочек»);
- тематические беседы («Девочки будущие мамы» или «Мальчики наши защитники»);
- разнообразить сюжетно-ролевые игры, ситуации, связанные с гендерным развитием.
Работа ведется в трех направлениях: работа с педагогами, взаимодействие с родителями, работа с детьми. Каждое направление работы проходит три этапа: а) диагностический; б) формирующий; в) заключительный. Именно комплексный подход и вовлечение всех участников образовательного процесса позволит добиться результата, и на выходе из дошкольного учреждения.
Работа с детьми: 1. Интервью - анкетирование детей (Панфилова М. А.).
2. Групповые и индивидуальные игры: а) на формирование гендерной идентичности; б) взаимодействие с противоположным полом.
3. Наблюдение и анализ ролевых игр. К концу всех этапов работы наблюдается существенное изменение отношений всех участников процесса дети – педагоги - родители как друг к другу так и к самим себе.
Работа с педагогами: 1. Подготовка и оформление теоретического материала. 2. Диагностика: а) Анкетирование «Опросник для педагогов»; б) Методика «Рисунок мужчины и женщины» модификация теста «Рисунок человека». Романова Н. М.
3. Формирующий: а) Семинар-практикум: "Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников "; б) Семинар-практикум: "Психологические особенности мальчиков и девочек". в) Наблюдение за работой педагогического коллектива.
4. Заключительное анкетирование.
Взаимодействие с родителями является важным звеном в работе педагога-психолога в формировании гендерного воспитания.
1. Анкетирование: «Определение индивидуальных и гендерных различий у детей раннего и дошкольного возраста.
2. Семинар - практикум: «Как воспитывать девочку, как воспитывать мальчика.
3. Парный психологический тренинг «Мама-дочка, папа – сынок».
4. Индивидуальные консультации по вопросам полоролевого воспитания.
Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе педагога, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Но это должна быть не диагностика формирования, а организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребностей детей.
Также можно использовать проектный метод для оценивания результата.
Для объективности и точности необходимо использовать различные методики: Анкета для родителей определяет индивидуальные и гендерные различия у детей раннего и дошкольного возраста. Рисунок семьи, Цель – выявление особенностей восприятия и осознания ребенком половых ролей в семье. Методика исследования детского самосознания Методика может применяться для детей от 4 до 12 лет с нормальным и аномальным интеллектуальным развитием при диагностике, консультировании и коррекции.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Недостаточно изменения только в образовательном процессе. Значимым фактором развития ребенка является личность педагога. Поэтому необходимо, чтобы он обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Знания не дадут желаемый результат, необходимо применять их в профессиональной деятельности и обладать рядом умений:
- коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);
- конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени);
- самообразованием, (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.).
К кадровым изменениям относится: привлечение к работе музыкального руководителя, логопеда (для оценивания результата проектными методиками).
Научно-методические изменения:
1. Повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими педагогами, физ. инструктора, музыкального руководителя, логопеда;
2. Создание картотеки игр и упражнений по гендерному воспитанию (для мальчиков и девочек).
Кабинет должны быть оснащен в достаточном количестве дидактических игр по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; сюжетные картинки по теме «Я мальчик, Я девочка»; книги для педагогов по тематике; книг для детей с познавательными и обучающими рассказами по гендерному воспитанию, журналов.
Учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования. Данный проект соответствует ФГТ. Изменения в данной области – это изменения в годовом планировании ДОУ.
Создание электронных образовательных пособий по теме «Рисуем мальчика, рисуем девочку» и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других педагогов). Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность.
Воплощение данной системы в жизнь предполагается, что педагог создаст картотеку игр и упражнений. Для повышения эффективности системы разработает критерии его оценки.