Ирина Аксенова
Профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Русский педагог Константин Ушинский в своё время сказал: «В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». За последние годы ни одна из систем социума не подвергалась таким серьёзным и глубоким преобразованиям, как система образования. Были приняты новые образовательные стандарты, принят новый Федеральный Закон «Об
образовании» в РФ.
И тысячу раз прав великий Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернётся в прежние».
Публикация «Профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества образования» размещена в разделах
И вот впервые в России разработан профессиональный стандарт педагога.
Педагоги, стремящиеся шагать в ногу со временем, уже давно взяли все эти моменты на вооружение, не ожидая, когда государство их пропишет в определённом документе, тем, кто упорно старался не замечать того, что мир вокруг меняется, придётся приспосабливаться и учиться работать по-новому.
А как это – работать по-новому? Мы с вами сегодня и узнаем, но сначала давайте с вами настроимся на плодотворную работу.
1. Упражнение «Аплодисменты»
Общение с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать мероприятие с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо принять и. п. руки перед собой. Начинаем приветствовать друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим звукам, теперь двумя пальцами, тремя - аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я
почувствовала вашу энергию, поддержку, а это, порой, так необходимо в нашей жизни.
2. Упражнение «Сложи пазл и объясни значение».
А теперь вспомним сказку «Снежная королева». Королева предложила Каю составить слово. Перед вами буквы, определенное сочетание которых обозначает темы нашей встречи. Выложите и объясните их значение.
- профстандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.
- профкомпетенция –это умение связать теоретическую основу с практикой, ненавязчиво и доступно подать материал, выслушать и организовать.
Каждый руководитель, хоть немного заботящийся о престиже своего образовательного учреждения должен быть уверен, что принимает на работу педагога, который справится с поставленными задачами. А работник имеет право знать, какие требования будут предъявлены к нему при выполнении должностных обязанностей и очередной аттестации.
Сегодня мы с Вами рассмотрим профессиональный стандарт педагога, а значит и вопрос о профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения.
Когда-то Антон Семё нович Макаренко сказал: «Мастерство – это то, чего можно добиться. И как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог».
Современная практика образования характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию. Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.
За последние годы наша система образования претерпела серьезные глубокие изменения. Был принят Закон «Об образовании в РФ», по которому дошкольное образование стало первой ступенью системы образования, приняты новые образовательные стандарты.
С 1 января 2017 года на территории России введен профессиональный стандарт педагога. Он касается всех типов образовательных учреждений.
Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года N 544н, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч. 1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».
Что же он нам принесет, этот стандарт? Что нам от него ждать?
Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации.
Цель профессионального стандарта педагога — повышение качества педагогической работы, и в целом - повышение качества образования.
В нем определяются:
- основные требования к квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
- стандарт может дополняться региональными требованиями;
- он может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения;
- документ является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы, т. е. есть стандарт воспитателя ДОУ, стандарт учителя начальной школы и т. д.
- стандарт отражает структуру профессиональной деятельности педагога;
- стандарт выдвигает требования и к личностным качествам педагога.
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию всех педагогических работников к труду и качеству образования.
Данный документ будет применяться руководителями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Структура профстандарта воспитателя
Профессиональный стандарт воспитателя имеет шаблонную структуру, установленную для всех профстандартов, занесенных в реестр Министерства Труда Российской Федерации.
Выглядит структура профессионального стандарта воспитателя дошкольного учреждения следующим образом :
1. Общее описание;
2. Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
3. Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
4. Сведения об организациях, которые занимались созданием данного документа.
Функциональная карта
В функциональной карте обозначены три категории трудовых функций, отличающиеся упором на воспитательную, развивающую и образовательную деятельность.
В третьем разделе всем трудовым функциям дается более подробная характеристика.
То есть, профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – это, по сути, перечень критериев, позволяющих определить, кто может работать педагогом ДОУ, а кто – нет.
Вопрос: Что нового вы увидели в содержании профессионального стандарта педагога?
Обучение. Все знакомо. Новое – обучение детей с ОВЗ.
Воспитание. В разделе воспитание все положения нам знакомы, если говорить в общем, мы все это и делали.
Развитие. В этом разделе трудность представляет – составление программы индивидуального развития, взаимодействие со специалистами в рамках психолого-педагогического консилиума, чтение документации специалистов: психологов, дефектологов, логопедов, владение инклюзивными технологиями.
Неудивительно, что профстандарт воспитателя считается обязательным, ведь к обучению детей дошкольного возраста можно допускать только настоящих профессионалов, чей кругозор не ограничен базовыми педагогическими умениями.
Конечно, профессиональный стандарт при многих его плюсах вызывает и множество вопросов. Положительным, на мой взгляд, является то, что главным профессиональным качеством, которое педагог постоянно демонстрирует своим ученикам, становится «умение учиться». В нашей профессии без постоянного самообразования, саморазвития, освоения нового не обойтись.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя новые требования к его квалификации, предлагая критерии её оценки. В процессе подготовки к педагогическому совету всем педагогам было предложено ознакомиться с Профессиональным стандартом, презентацией «Профессиональный стандарт педагога» и консультацией для педагогов по теме педсовета. Сейчас мы с вами проверим ваши знания профессионального стандарта в игровой форме (игра «Кот в мешке»)
Упражнение 3 «Кот в мешке»
Вы «тяните» из мешка карточку с вопросом, я – зачитываю. Если команда готова ответить – звонит в колокольчик.
За каждый правильный ответ педагогам вручается фишки.
1. Уважаемые педагоги, попытайтесь сформулировать свое понимание, что такое «профессиональный стандарт педагога»?
Ответ:
Профессиональный стандарт –документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.
2. Когда вышел Приказ «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»?
Ответ:18 октября 2013 годаNo 544н 3.
3. Цели применения профессионального стандарта
Ответ:
-Определять необходимую квалификацию педагога
-Обеспечить подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
-Обеспечить осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях
-Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования
4. Мероприятия, проводимые в ДОУ по внедрению профессионального стандарта.
Ответ:
1. Консультации для педагогов на тему : ««Профессиональный стандарт педагога в ДОУ»;
2. Анкетирование педагогов «Профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества образования»
3. Тестирование педагогов «Профессиональный стандарт педагога»
4. Презентация для педагогов «Профстандарт педагога»
5. Изучение содержания профессионального стандарта на педсовете «Профессиональный стандарт педагога»
5. Профессиональный стандарт включает 6 основных компетенций педагога, в уточнённом варианте 9 видов специальных компетенций педагога, назовите их.
Ответ:
Профессиональные знания, правовая компетенция, информационная компетенция, результативность деятельности, методические умения, коммуникативная компетенция, социальная компетенция, рефлексивно-аналитическая компетенция, организационные умения.
6. Содержание профессионального стандарта в области ОБУЧЕНИЕ
Примерный ответ:
-Иметь высшее образование или средне-специальное образование п профилю
-Знать программы обучения
-Уметь планировать и анализировать работу
-Владеть формами и методами обучения –стандартными и инновационными.
-Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей
-Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля
-Владеть ИКТ-компетенциями.
7. Содержание профессионального стандарта в области ВОСПИТАНИЕ.
Примерный ответ:
-Владеть формами и методами воспитательной работы
-Владеть организационными формами и методами
-Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство
-Поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад.
8. Содержание профессионального стандарта в области РАЗВИТИЕ
Примерный ответ:
-Готовность принять всех детей
-Выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощь
-Готовность к взаимодействию с другими специалистами
-Уметь отслеживать динамику развития ребенка
9. Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования?
Ответ:
1. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов;
2. Профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста;
3. Профессиональный стандарт педагога повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.
Ведущий анализирует результаты блиц-опроса.
Для того, чтобы вас знали и ценили ваши профессиональные качества,
вы должны уметь себя каким-то образом презентовать.
4. Упражнение «Реклама» /домашнее задание/ /Ракитина А. А., Алтунина А. А. /
-Каждый педагог отдельно или оба педагога вместе выполняют домашнее задание
(составить краткое объявление /рекламу/ о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой детский сад) Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой детского сада.
Но не одно дошкольное образовательное учреждение не значит ровным счетом ничего и не может функционировать без человека, для которого профессия воспитатель – не просто профессия, а призвание и каждодневный тяжелый. Ответственный и огромный труд.
Из истории
Профессия воспитатель появилась в ХIХ веке. В связи с тем, что женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – воспитатель дошкольного образования. И в современном обществе это одна из самых важных профессий. Конечно, никто не сможет заменить ребёнку общения с родителями, но реальность нашей жизни такова, что современные родители, бабушки и дедушки большую часть времени заняты на работе. Поэтому учит ребенка самостоятельности, правилам поведения, готовит к школе именно воспитатель. Воспитатель дошкольного образования – это не просто профессия, а призвание и каждодневный огромный труд.
5. Конкурс резюме «Берегини» /Щапина Е. А., Драгушан К. Г. /
Воспитатели отныне
Все зовутся "Берегини".
Быть такими - наш удел.
Каждый бы из нас хотел
Уберечь от бед, несчастья
От дождей и от ненастья,
От проблем и от забот
Шумный, маленький народ.
Упражнение 6. Выберите 5 наиболее необходимых качеств, обеспечивающих успешность в профессии воспитатель (объяснить и доказать выбор).
1. Доброта.
2. Вежливость.
3. Объективность
4. Честность.
5. Отзывчивость.
6. Внимательность.
7. Ум.
8. Требовательность.
9. Коммуникабельность.
10. Обаяние.
11. Терпеливость.
12. Строгость.
13. Щедрость.
14. Красота.
15. Чувство юмора.
16. Наблюдательность.
17. Оригинальность.
18. Исполнительность.
19. Доброжелательность.
20. Смелость.
Упражнение 7. Модель идеального воспитателя заложена в слове
А что касается личности воспитателя, то сущность Настоящего воспитателя кроется в самом слове «ВОСПИТАТЕЛЬ» :
ВОСПИТАТЕЛЬ.
В - веселый
О - общительный
С - сердечный
П - приветливый
И - интеллектуальный
Т - талантливый
А - артистичный
Т - тактичный
Е - естественный
Л - ласковый
Ь - мягкий человек.
Показ рассуждений детей о воспитателях (видеосюжет).
Русские народные пословицы "Мастер на все руки" (так говорят о том, кто умеет все делать,
"Дело мастера боится" (все ладится в умелых руках) могут быть смело отнесены к деятельности воспитателя. Воспитатель - это мастер. Он занимает промежуточное
место между Данилой-мастером из сказов Бажова, творящим чудеса из камня и Мастером ("Мастер и Маргарита", постигшим тайну мира и человечества.
Данила-мастер в глыбе малахита мог разглядеть видимые только ему прекрасные линии и создавал неповторимой красоты предметы. Так и воспитатель, мастер своего дела, может и должен разглядеть в ребенке заложенные изначально прекрасные черты, помочь раскрыться естественной красоте, взрастить душу ребенка, подарить ей счастливую жизнь. Это сложный и долгий путь и труд, но итог его для педагога дорог, результат дает желание работать снова и снова.
Анализируя проделанную работу, мы получили следующую модель:
Воспитатель 21 века:
1. Готов и умеет непрерывно учиться;
2. Способен к ответственным решениям и прогнозированию возможных последствий;
3. Умеет общаться и сотрудничать;
4. Исполнителен и продуктивен в выполнении разного рода задач;
5. Признает свободу и толерантность;
6. Ответственен за себя, семью, коллектив, страну;
7. Физически и психически выдержан, умеет отдыхать, ведет здоровый образ жизни.
«Идеальный воспитатель – это человек высокой культуры, умеющий сохранять свое лицо в нестандартных ситуациях, компетентный в своей области, высокий профессионал своего дела»
Тест на педагогическую профпригодность.
Выбери ученика :
1 лужа. 2. Дерево. 3. Голыш. 4. Ёжик.
Выбери учителя:
1. Утюг. 2. Магнитофон. 3. Бутылка из под напитка. 4. Дождь.
Выбери любимое животное из предложенных животных
1. Собака. 2. Кошка. 3. Тигр. 4. Лев
Любимую птицу: 1. Воробей. 2. Ворона. 3. Орёл. 4. Сова
Любимый механизм. 1. Станок для бритья 2. Легковая машина. 3. Грузовая машина. 4. Мотоцикл
В каком доме вы бы хотели жить?
Одноэтажный или высотный многоэтажный дом
Ответы на тест.
Выбери ученика :
1 лужа. - не пригоден, лучше быть техничкой, уборщицей.
2. Дерево. - учитель настоящий
3. Голыш. - мучитель, служить в армии.
4. Ёжик. – вы ещё в детстве
Выбери учителя:
1. Утюг. – вспыльчивый
2. Магнитофон. – артист
3. Бутылка из под напитка. – образ наполнения знаниями, хороший учитель
4. Дождь. – дождь заканчивается и знания оканчиваются.
Выбери животное
1. Собака. – сами ещё ученики
2. Кошка. – не подлежит обучению, сама по себе
3. Тигр. – злой
4. Лев – мудрый.
Любимую птицу:
1. Воробей. – вездесущий, маленький, пугливый
2. Ворона. – сплетни
3. Орёл. – умная, быстрая, остроглазая
4. Сова - напыщенная, делает вид, что знает, слепая
Любимый механизм.
1. Станок для бритья - только я
2. Легковая машина. – избирательное окружение
3. Грузовая машина. – вы готовы тащить всё на себе
4. Мотоцикл - для себя и для других избирательного характера.
В каком доме вы бы хотели жить?
Одноэтажный – любите замкнутость, уединение, обособленность
Высотный многоэтажный дом – вы открыты для своих учеников.