МААМ-картинки

Профилактическая и коррекционная работа воспитателя по предупреждению нарушений письменной речи

Светлана Власенко
Профилактическая и коррекционная работа воспитателя по предупреждению нарушений письменной речи
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема исследования и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) обусловлен тем, что в последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе, так как письменная речь стимулирует психическое развитие ребенка, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на дальнейшее формирование личности.

Публикация «Профилактическая и коррекционная работа воспитателя по предупреждению нарушений письменной речи» размещена в разделах

Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является именно оптическая дисграфия. Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. Механизмом оптических нарушений письма является недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточная сформированность зрительной памяти.

Целью работы является выявление особенностей проявления оптической дисграфии у дошкольников и разработка мер по ее предупреждению. Профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка с нарушением зрения и речи элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся препятствием к усвоению букв. Поэтому важной коррекционной задачей логопеда при работе в условиях специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения является обучение грамоте.

Одним из способов профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи, является инновационная предметно-действенная система «Мозаичного представления букв».

Данная система позволяет активизировать предметно-практические действия у детей с нарушением зрения. В процессе работы с мозаикой происходит формирование и развитие системы «глаз – рука»; предметно-пространственных представлений, умение воспроизводить пространственное расположение буквы и её частей.

Основные приемы, которые используются в работе логопеда по обучению грамоте детей с нарушением зрения являются :

- опознание предъявленных букв.

- поиск заданного элемента буквы и выделение его из числа других.

- группировка элементов буквы по отдельным признакам (цвет, форма)

- группировка элементов буквы по группе признаков буквы (цвет и форма одновременно).

Основная цель данной системы работы : оптимизация коррекционного процесса с учетом специфики работы с данной категорией детей, проводимой в данном направлении – профилактика и коррекция нарушений буквенного гнозиса, то есть опознавательного процесса буквенного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, интересов.

Профилактическая работа оптической дисграфии в рамках данной системы строится с применением тренировочных упражнений с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка. Все задания должны быть интересными для ребенка, соответствовать его зрительным и интеллектуальным возможностям, учитывать зону ближайшего развития, способствовать формированию устойчивости внимания.

Перечислим некоторые упражнения, которые предлагаются в данной системе :

- обвести букву по пунктирным линиям;

- штриховка буквы различными линиями (кружочками, птичками, волнами, в различном направлении;

- вырезывание буквы из картона;

- конструирование буквы из пальчиков; из проволоки; из разноцветных полосок картона;

- выкладывание буквы на пластилиновой основе горохом, арбузными косточками и т. д.

- нахождение заданной буквы на разноцветных полосках (ленточках, над доской, на плакате с алфавитом;

- «прописывание» буквы в воздухе пальчиком (глазами, на ладошке, на с- сравнение букв между собой.

Система работы по предупреждению дисграфии для детей с нарушением зрения и речи, разработана на основе дидактических методов коррекционной педагогики. Помогает осуществлять следующие направления коррекции : развитие высших психических функций; совершенствование пространственно-временных ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, через знакомство с основными понятиями грамоты (звук, буква, слог и так далее).

Таким образом, систематические и целенаправленные упражнения в рамках системы «Мозаичные представления букв» формируют умение использовать сохранные анализаторы, обогащают пространственные представления детей, способствуют предупреждению оптической дисграфии.

Кроме того, можно использовать занимательные задания :

1. Раскрасить букву красным (гласные, синим (согласные) цветом.

2. Обвести букву по точкам.

3. Слепить букву из пластилина.

4. Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала).

5. Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки.

6. «Нарисовать» букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква.

7. Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение).

8. Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).

9. Обвести найденную букву (красным или синим цветом).

10. Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении);

11. Собрать букву из двух половинок.

12. Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их.

13. Прочитать слово по пол-букве.

14. Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта.

15. Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово.

16. «Собрать» буквы и прочитать слово.

17. Работа с изографами.

толе.

- печатание букв по манке, соли;

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи. К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями зрения и речи являются различные дидактические игры и упражнения.

Для предупреждения возникновения оптической дисграфии необходимо формирование таких функциональных предпосылок оптически грамотного письма, как зрительное восприятие, внимание, памяти, лежащих в основе пространственного ориентирования. Работа по формированию зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти включается в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте.

Публикации по теме:

«Пальцы помогают говорить». Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем.

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm "Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактическая и коррекционная работа воспитателя по предупреждению нарушений письменной речи
Опубликовано: 9 сентября 2014 в 10:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактическая и коррекционная работа воспитателя по предупреждению нарушений письменной речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Власенко (УИ 237842) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД