Светлана Власенко
Профилактическая и коррекционная работа воспитателя по предупреждению нарушений письменной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема исследования и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) обусловлен тем, что в последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе, так как письменная речь стимулирует психическое развитие ребенка, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на дальнейшее формирование личности.
Публикация «Профилактическая и коррекционная работа воспитателя по предупреждению нарушений письменной речи» размещена в разделах
Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является именно оптическая дисграфия. Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. Механизмом оптических нарушений письма является недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточная сформированность зрительной памяти.
Целью работы является выявление особенностей проявления оптической дисграфии у дошкольников и разработка мер по ее предупреждению. Профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка с нарушением зрения и речи элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся препятствием к усвоению букв. Поэтому важной коррекционной задачей логопеда при работе в условиях специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения является обучение грамоте.
Одним из способов профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи, является инновационная предметно-действенная система «Мозаичного представления букв».
Данная система позволяет активизировать предметно-практические действия у детей с нарушением зрения. В процессе работы с мозаикой происходит формирование и развитие системы «глаз – рука»; предметно-пространственных представлений, умение воспроизводить пространственное расположение буквы и её частей.
Основные приемы, которые используются в работе логопеда по обучению грамоте детей с нарушением зрения являются :
- опознание предъявленных букв.
- поиск заданного элемента буквы и выделение его из числа других.
- группировка элементов буквы по отдельным признакам (цвет, форма)
- группировка элементов буквы по группе признаков буквы (цвет и форма одновременно).
Основная цель данной системы работы : оптимизация коррекционного процесса с учетом специфики работы с данной категорией детей, проводимой в данном направлении – профилактика и коррекция нарушений буквенного гнозиса, то есть опознавательного процесса буквенного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, интересов.
Профилактическая работа оптической дисграфии в рамках данной системы строится с применением тренировочных упражнений с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка. Все задания должны быть интересными для ребенка, соответствовать его зрительным и интеллектуальным возможностям, учитывать зону ближайшего развития, способствовать формированию устойчивости внимания.
Перечислим некоторые упражнения, которые предлагаются в данной системе :
- обвести букву по пунктирным линиям;
- штриховка буквы различными линиями (кружочками, птичками, волнами, в различном направлении;
- вырезывание буквы из картона;
- конструирование буквы из пальчиков; из проволоки; из разноцветных полосок картона;
- выкладывание буквы на пластилиновой основе горохом, арбузными косточками и т. д.
- нахождение заданной буквы на разноцветных полосках (ленточках, над доской, на плакате с алфавитом;
- «прописывание» буквы в воздухе пальчиком (глазами, на ладошке, на с- сравнение букв между собой.
Система работы по предупреждению дисграфии для детей с нарушением зрения и речи, разработана на основе дидактических методов коррекционной педагогики. Помогает осуществлять следующие направления коррекции : развитие высших психических функций; совершенствование пространственно-временных ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, через знакомство с основными понятиями грамоты (звук, буква, слог и так далее).
Таким образом, систематические и целенаправленные упражнения в рамках системы «Мозаичные представления букв» формируют умение использовать сохранные анализаторы, обогащают пространственные представления детей, способствуют предупреждению оптической дисграфии.
Кроме того, можно использовать занимательные задания :
1. Раскрасить букву красным (гласные, синим (согласные) цветом.
2. Обвести букву по точкам.
3. Слепить букву из пластилина.
4. Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала).
5. Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки.
6. «Нарисовать» букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква.
7. Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение).
8. Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).
9. Обвести найденную букву (красным или синим цветом).
10. Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении);
11. Собрать букву из двух половинок.
12. Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их.
13. Прочитать слово по пол-букве.
14. Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта.
15. Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово.
16. «Собрать» буквы и прочитать слово.
17. Работа с изографами.
толе.
- печатание букв по манке, соли;
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи. К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями зрения и речи являются различные дидактические игры и упражнения.
Для предупреждения возникновения оптической дисграфии необходимо формирование таких функциональных предпосылок оптически грамотного письма, как зрительное восприятие, внимание, памяти, лежащих в основе пространственного ориентирования. Работа по формированию зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти включается в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте.