МААМ-картинки

«Профилактика нарушения осанки у детей подготовительной к школе группы» (из опыта работы)

Ермакова Александра Сергеевна
«Профилактика нарушения осанки у детей подготовительной к школе группы» (из опыта работы)

1. Болезни позвоночника- одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся еще в детском возрасте.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а так же общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

Публикация «„Профилактика нарушения осанки у детей подготовительной к школе группы“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Совершенно очевидно актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект- вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а так же боковые искажения (сколиотическая осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.

2. На сегодняшний день передо мной стоит важнейшая задача- профилактика нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Свою работу по решению этой задачи строю следующим образом.

Важнейшее значение в формировании правильной осанки имеют :

Своевременное качественное питание

Свежий воздух

Подбор мебели в соответствии с ростом ребенка. (В группе подобранна мебель с учетом роста детей. Я постоянно контролирую позу детей во время работы сидя за столом или во время приема пищи. На стуле ребенок должен садиться так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5 см (ребром проходит ладонь, голова слегка наклоненная вперед.

Оптимальная освещенность

Чередование интеллектуальной деятельности и двигательной активности

В нашей группе созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, самомассаж, гимнастика после сна, физкультминутки.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременное начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки совместно с инструктором по физической культуре включаем в утреннюю гимнастику и физкультурные занятия.

Для профилактики и коррекции сутулости: прогибание спины назад с отведением рук вверх- назад; ходьба на носках с прогибанием спины; прогибание спины стоя на четвереньках и коленях и пр.

При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе) : наклоны вперед с доставанием носков (пола,упражнение «велосипед»- в положении лежа на спине; наклоны туловища в право и влево; сгибание ног в положении лежа; доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке); подтягивание бедра к груди лежа на спине и пр.

При боковом искривлении позвоночника (сколиозе) : пружинящие наклоны вправо и влево; поднимание правой руки вверх и отведение левой назад и наоборот (упр. «Мельница»);

Все упражнения, выполняемые лежа на спине, животе разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности каждого позвоночного сустава, укрепляют мышечный корсет.

Воспитание ощущения нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью совместно с инструктором по физической культуре включаем в комплексы утренней гимнастики и ОРУ :

1. Упражнения у вертикальной плоскости (у стены). Дети становятся к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседание.

2. Упражнения с предметами на голове (кубики, мешочки с песком, установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах;, ползание на четвереньках; приседание, не уронив при этом положенный на голову предмет и др.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают осознанное отношение к своей осанке.

В вечерний отрезок времени, на прогулке провожу подвижные игры, игры малой подвижности, упражнения на формирование правильной осанки

Упражнение «Рыбка» Цель: Укрепление крупных и мелких мышц и конечностей, тренировка вестибулярного аппарата.

Ход игры: На пол необходимо постелить одеяло. Ребенок должен лечь на него на спину, а потом быстро перекатиться на живот (при этом руки его вытянуты вверх или идут вдоль туловища) и обратно- подобно тому, как это делает рыбка в воде.

Подвижные игры. Цель: Совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различным движением рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений

1. «Рыбки и акула» (выбираю водящего- «акулу», остальные дети- «рыбки». По сигналу «Раз, два, три- лови!» они разбегаются по залу, а водящий их «салит»- дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони «акулы», игрок останавливается в любом месте площадки и принимает положение строевой стойки

2. «Морская фигура» (после слов «замри»- ребенок принимает положение правильной осанки стоя, сидя, опустившись на колени)

После дневного сна провожу бодрящую гимнастику. Один комплекс разучиваем в течении месяца. Часть упражнений направлена на формирование правильной осанки (потягивание в кровати с отведением рук назад, пяточками тянемся вперед, наклоны вниз до пола, стоя рядом с кроваткой и тд.)

В непосредственной образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми организую физкультминутки.

Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутки, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться.

Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Я рассказала ребятам, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно формировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем. В игровой форме в непосредственной организованной деятельности по разделу «Валеология», мы знакомимся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. (например «Мышцы и кости», «Мой позвоночник»).Формируем знания об элементарных навыках ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.

3. Решение поставленной задачи в полной мере подразумевает непосредственное взаимодействие с родителями по теме формирования у детей правильной осанки. Все родители мечтают вырастить свое чадо здоровым и счастливым, но многие из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики. Достаточно часто родители, стремящиеся помочь ребенку вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. Данные анкет, показали, что родители не в полной мере владеют информацией о системе оздоровления своего ребенка и профилактики нарушений осанки у дошкольника. В то же время, почти все родители хорошо осознают необходимость участия в решении этих задач. Такая позиция родителей позволила мне осуществлять планомерное взаимодействие с семьями воспитанников по вопросу формирования правильной осанки.

• Ежегодно в начале учебного года на родительском собрании я совместно с инструктором по физической культуре знакомили родителей с особенностями физического развития детей данной возрастной группы, давали различные рекомендации по организации двигательного режима дошкольника; знакомили с оптимальным двигательным режимом в детском саду. В начале октября 2011 года на родительском собрании я подробно остановилась на теме : «Формирование правильной осанки у дошкольника».Рассказала родителям, что такое правильная осанка, какие бывают нарушения; познакомила к комплексом профилактики нарушения осанки. В ноябре 2011 года провели собрание на тему «Здоровьесберегающие технологии», где познакомили с системой профилактических мер, направленных на общее развитие и укрепление здоровья детей, а так же на формирование правильной осанки

• Для родителей оформлялись различные папки- ширмы, папки-передвижки по темам «Позвоночник как флейта», «Формирование правильной осанки у дошкольника», «Физкультминутки» и пр.

• В индивидуальных беседах с родителями давала рекомендации по профилактике нарушений осанки, знакомила с комплексами упражнений и играми.

4. Дальнейшую работу по формированию у детей правильной осанки планирую продолжать; использовать в своей работе больше здоровьесберегающих технологий; активно взаимодействовать с родителями по данному вопросу. Применение в своей работе здоровьесберегающих технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Необходимо проводить работу по формированию правильной осанки у дошкольника в комплексе,очень важно, чтобы каждая из составляющих имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, способствовала развитию правильно осанки.

Публикации по теме:

«Формирование у детей правильной осанки»«Формирование у детей правильной осанки» В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные черты характера, приобретаются.

Родительское собрание «Растим ребёнка здоровым. Правильная осанка» В толковом словаре В. Даля написано: "Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту". Осанкой принято называть привычную,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Профилактика нарушения осанки у детей подготовительной к школе группы» (из опыта работы)
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 18:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД