Лучший педагог года

Психокоррекционное развитие компенсаторных форм восприятия незрячих младших школьников с остаточным зрением

Наталия Агальцова
Психокоррекционное развитие компенсаторных форм восприятия незрячих младших школьников с остаточным зрением

Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в 1980-1990-е гг. опираются на теоретические положения, выдвинутые Л. С. Выготским, А. Р. Лурия, М. И. Земцовой, А. Г. Литваком, А. И. Зотовым, и направлены на осуществление компенсаторного развития детей этой категории в процессе коррекционного обучения и воспитания. Основной проблемой современной тифлопсихологии является выявление потенциальных возможностей развивающегося человека, путей преодоления им отклонений в формировании психических процессов и черт личности, возникающих в результате нарушения зрения (Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, И. С. Моргулис, Л. И. Солнцева).

Публикация «Психокоррекционное развитие компенсаторных форм восприятия незрячих младших школьников с остаточным зрением» размещена в разделах

Глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, его модальность, точность, полноту образов внешнего мира. Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при разных поражениях зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по способам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением.

Как показали многочисленные исследования (М. И. Земцова, В. И. Коваленко, Н. И. Куличева, Л. И. Солнцева и др., что в формировании образов восприятия и представлений незрячего ребенка требует от него привлечение высших форм психической деятельности : мышления и речи.

Особенности восприятия незрячих детей с остаточным зрением.

Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы. Так, при тотальной слепоте доминирующим в сенсорном отражении предметного мира становится осязание во взаимодействии с другими сенсорными модальностями. Доминирование двигательного компонента в психологической системе незрячего ярко проявилось в исследованиях Л. А. Новиковой, показавшей отсутствие альфа-ритма в затылочной зоне у тотально слепых и усиление, активизацию деятельности теменных областей, обеспечивающих двигательную активность.

Однако, какая бы сенсорная система ни доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушенным зрением, она является сложной организацией, отражающей взаимодействие различных анализаторов и их взаимное влияние в процессе формирования образов, а сам образ является «центром мощного комплекса частно научных психологических понятий.» и представляет собой «знание об окружающем мире, данное в форме ощущений, восприятий, представлений, мыслей.» (И. С. Моргулис [14, с. 285]).

Сенсорная система определяется как система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности входят в состав чувственного познания в виде ощущений, восприятий, представлений и характеризуют его структуру. Поскольку каждый анализатор, входя в систему, несет на себе влияние деятельности всей системы, то нарушение зрения или полная его потеря изменяет их взаимодействие и межанализаторные связи.

Сравнение процессов обучения абсолютно слепых детей и слепых, имеющих остаточное зрение, коду Брайля показывает, что последние дольше по времени и труднее овладевают осязательным чтением.

Исследование восприятия кода Брайля, проведенное В. М. Ворониным, при тактильном и зрительно-тактильном восприятии показало также, что при сочетании тактильного и зрительного стимулов результаты ниже, чем при одном тактильном. Таким образом, информация, адресованная двум анализаторам, в которой есть сочетание с тактильным восприятием, снижает результативность деятельности по формированию системного образа.

Создание образов предметов внешнего мира на основе остаточного зрения осуществляется слепыми быстрее, легче, точнее и дольше сохра-няется в памяти, что сказывается на улучшении их осязательного узна-вания. Однако, полагаясь на остаточное зрение, дети с глубокими его на-рушениями не используют сохранные анализаторы для восполнения чув-ственной информации.

Именно формирование образа брайлевской буквы показывает системность, комплексность образов, включение в его структуру представлений разных модальностей и разного уровня обобщенности. Это отражается в методиках формирования сенсорного образа брайлевского алфавита: соотнесение формы буквы с реальными предметами (Б. И. Коваленко, Б. Е. Тараканов, сличение с геометрическими эталонами, ознакомление с логикой создания системы Брайля (Б. И. Коваленко, использование цветных увеличенных разборных колодок с опорой на зрение и осязание в активной деятельности по воспроизведению структур брайлевских букв на различных приборах (Брайлевское шеститочие, колодки и т. д.).

Большое значение в сенсорном отражении системы Брайля имеют мыслительные логические операции, позволяющие устанавливать логические связи между элементами системы.

Пути коррекционной работы по развитию восприятия незрячих детей с остаточным зрением.

Длительное время в процессе получения детьми учебной информации использование и развитие остаточного и слабого зрения не осуществлялось, и это было связано с несколькими причинами.

1. Охране нарушенного зрения.

2. Методические материалы и техника, были основаны на опыте обучения слепых и использовании лишь сохранных анализаторов.

3. Слепые дети превалировали в школах для слепых детей.

4. Отсутствовали знания об уникальном аспекте процесса зрительного восприятия нарушенным зрительным анализатором.

В нашей стране Л. П. Григорьевой создана система развития зрительного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так и психолого-педагогические методы его развития.

Пять развивающих зрительное восприятие методик, используемых в системе Л. П. Григорьевой, направлены на активизацию зрительных возможностей у детей с нарушением зрения на всех уровнях его развития.

При наличии у детей остаточного зрения практически нельзя исклю-чить восприятие детьми и рельефных бесцветных текстов, и особенно рель-ефных бесцветных рисунков с его помощью. В результате такой работы на уроках дети теряют остатки зрения, снижая свои возможности не только адаптироваться в мире зрячих, но и более полно и адекватно воспринимать окружающие предметы.

Развитие зрительного восприятия на каждом уроке может осуществ-ляться лишь при наличии пособий и учебников, специально подготовленных для слепых с остаточным зрением. К сожалению, стандартные учебники для школ слепых рассчитаны лишь на абсолютно слепых учащихся, т. е. издаются по Брайлю и снабжены бесцветными рельефными рисунками, что не позволяет ученику использовать остаточное зрение для полного просматривания рисунка. Мы считаем, что выпускаемые учебники по Брайлю для учащихся школ III вида должны быть с иллюстрациями, рельефными рисунками, чертежами, схемами, которые сочетали бы не только рельефную печать, но и цветную.

Для печатания книг для слепых учащихся с остаточным зрением можно использовать универсальный принтер Брайля Emprint SpotDot Emprint SpotDot — универсальный принтер, совмещающий Брайль и цветную печать. Технология SpotDot Tiger Braille (самая популярная в мире технология тиснения) + чернила. Отпечатанные документы зрительно идентичны напечатанным на струйном принтере, а тактильно — обладают рельефом и содержат брайлевский текст.

• Создает осязательные цветные рисунки и диаграммы.

• Печатает рельефный текст и математические знаки.

• Переводит и печатает Брайль.

Работа принтера Emprint SpotDot позволяет совмещать тиснение шрифтом Брайля и печать цветными чернилами.

Для работы с документами, которые будут напечатаны на принтере используется программное обеспечение ViewPlus Premier. То, что вы видите на экране отображается на принтер с помощью выпуклых точек.

Решая задачи развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения функционального характера, необходимо исходить, прежде всего, из положения психологии о том, что сенсорно-перцептивная организация ребенка – это «единая система анализаторов всех без исключения модальностей, включенная, в свою очередь, в общую структуру человеческого развития» (Б. Г. Ананьев [1, с. 60]).

Выбор путей для развития компенсаторных форм восприятия связан с положением психологии о том, что восприятие как процесс формирования и функционирования чувственного образа действительности есть сложное сочетание различных образований: функциональных, операционных и мотивационных. Именно это триединство обеспечивает качественное восприятие окружающего.

Для развития компенсаторных форм восприятия у слепых младших школьников с остаточным зрением используются различный наглядный материал. Это могут быть как предметы, адаптированные для этой категории лиц, так и материалы природного происхождения, картины как рельефные, так и с различной структурной поверхностью, аудиозаписи. Введение аудиовизуальных средств совершенствует процесс обучения и сокращает время для получения необходимой информации. Однако основными средствами познания становятся слух и осязание. Работа учителя будет эффективнее, если: использовать предметно-практическую деятельность и включать в процесс формирования сохранные слуховые, тактильные и обонятельные формы восприятия получила свое подтверждение.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Роль воображения в развитии детей с нарушением зрения» Формирование личности с нарушением зрения, её активности, работоспособности является процессом, зависящим от большого количества как внешнего,.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психокоррекционное развитие компенсаторных форм восприятия незрячих младших школьников с остаточным зрением
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 19:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД