Анжелика Бойцева
Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Методический кабинет
Управления образования Администрации города Новочеркасска
Городская тематическая неделя «Реализация модели организации образовательного процесса в образовательной среде ДОУ на основе ФГОС ДО, использование различных форм работы с педагогами и детьми»
Консультация на тему:
«Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования».
Разработала:
Публикация «Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Бойцева Анжелика Андреевна
педагог-психолог МБДОУ детского сада №11
город Новочеркасск
2014год
1 с. Педагог – психолог дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, федеральными законами, указами и распоряжениями, решениями соответствующих органов управления образования. В организации своей практической деятельности в рамках модернизации образования руководствуюсь следующими нормативно-правовыми документами:
2 с. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования.
Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано психодиагностическую, коррекционно-развивающую, совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом.
Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса.
Принцип психологизации обеспечивает развивающую функцию содержания образования; реализацию возможностей принципа в развитии индивидуальности и личности человека.
Психологизация образовательного процесса – это возможность использования психологических методов и приемов в образовательном процессе.
Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
3с. Приказ МО и ПО Ростовской области от 12.11.2007 № 2405
4с. Одной из форм психологического сопровождения образовательного процесса ДОУ является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии (ПМПк).
Выступая ведущим специалистом в организации коррекционной работы в условиях ДОУ с ребенком, имеющим проблемы социально-личностной сферы, а также диагнозов ММД, СДВГ и ЗПР я разрабатываю стратегию коррекционной работы с детьми и являюсь связующим звеном между воспитателем, специалистами и родителями.
5с. Рассмотрим структуру психологического сопровождения образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
Психологическая помощь детям и их родителям мною представлена на 4 этапах сопровождения (диагностическом, планово-организационном, коррекционном и итоговом).
6с. Диагностический этап: цель – выявление детей с низким уровнем развития психических процессов.
задачи:
- построить стратегию профессиональной коррекции;
- оптимизировать работу с детьми.
Диагностику провожу три раза в год.
На данном этапе необходимо попытаться собрать более полную информацию о поведении ребенка в группе, дома, в общественных местах. С детьми с низким уровнем развития, для выявления общих сведений о воспитании ребенка в семье, его склонностей и интересов я провела беседу с ребенком по схеме Т. Д. Марцинковской. Для выяснения наличия конфликтных отношений в семье использую тест «Рисунок семьи» под ред. Панфиловой М. А. Для выяснения уровня развития произвольных процессов, коммуникативных навыков, наличия способностей, эмоциональной чувствительности я использовала методику родительских оценок и притязаний под ред. Панфиловой М. А., которую заполняли педагоги и родители. Проведенная диагностика позволяет разобраться в причинах отклоняющегося поведения ребенка и наметить дальнейшую работу с ним.
Мною был проведен мониторинг способностей педагогов нашего детского сада посредством наблюдения в соответствии с требованиями предъявляемыми ФГОС, таких как:
Который показал относительно невысокий уровень развития:
знаний о типологии детских проблем и детства в целом;
способности работать с другими участниками образовательного процесса. Поэтому возникла необходимость повышения уровня психологизации воспитателей.
7с. Планово – организационный этап: цель – определить пути коррекции.
На данном этапе психологического сопровождения образовательного процесса ДОУ я планирую работу на 2014-2015
учебный год. Определяю общее направление коррекции, участников сопровождения.
8с. Участвую в работе ПДC, изучаю медицинскую документацую для определения направлений индивидуальной работы, участвую в ПМПК ДОУ. Формирую коррекционно-развивающие группы, подготавливаю коррекционно – развивающие программы для группового и индивидуального сопровождения детей.
В ходе составления индивидуальных программ сопровождения:
9с. Коррекционно-развивающий этап: цель – осуществить целостный системный подход для преодоления проблем в развитии ребенка.
Психологизация педагогов проводится в двух направлениях:
1-консультативное;
2- просветительское.
Подготовлены и проведены консультации: «Принципы построения взаимоотношений взрослого и ребенка», «Причины появления личностных проблем у детей дошкольного возраста», «Как помочь эмоциональным детям (тревожным, агрессивным, гиперактивным?», «Виды, причины и как преодолеть агрессивное поведение у детей», «Откуда берутся детские страхи», «Индивидуальные особенности детей: характер, темперамент, сознание, Я-концепция», «Анатомо-физиологические особенности детей в возрасте 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет», «Психологические особенности развития детей 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет», «Принципы и характеристики развития», «Психологический возраст личности», «Поощрения и наказания.
Провожу танцевально-экспрессивные тренинги по программе Т. Шкурко направленные на развитие коммуникативных навыков.
В содержание занятий с детьми я включала:
1.Упражнения, направленные на раскрепощение участников, объединение их в группу (знакомство с помощью кукол драматизации, игра «съедобное – несъедобное», игра «Кто позвал?», игра «Летает- не летает»).
2. Игры, направленные на развитие мимики, пантомимики, творческой активности, адекватных форм проявления эмоций (театрализованная игра «Сказка о рыбаке и рыбке», игра-сказка «Воробьиная семья, игра-сказка «Три поросенка», игра-сказка «Брыкающаяся лошадка»).
3.Игры обучающие ребенка приемлемым способам разрядки негативной энергии (игра «Злые- добрые кошки», игра «Воробьиные драки», игра «Минута шалости», игра «Каратист», игра «Боксер», игра «Упрямая подушка», игра «Клоуны ругаются», игра «Жужа»).
4. Релаксационные, танцевальные техники, направленные на стабилизацию эмоционального состояния («Дождь в лесу», «Подснежник», «Гусли»).
5. Упражнения включающие в себя: расширение осознания, интеграцию противоположностей; усиление внимания к чувствам, работа с мечтами (фантазией, принятие ответственности на себя, преодоление сопротивления. («Беседы по картинкам», анализ сказок, инсценирование стихотворений, этюды, игра «Самопрезентация», игры со схемами).
6. Упражнения направленные на развитие произвольного поведения, творческих способностей и коммуникативных навыков («Дельфины тренируются», «Раздувайся пузырь», «Упражнение морской аквариум», «Игра с волной», «Чудесное дерево», «Полет», «Перелет», «Божьи коровки, бабочки, кузнечики», «Гусеница», «Прогулка», «Ласковая мама».
7. Лепка гнева из пластилина, рисование. Работа с куклами, отображающими различные эмоциональные состояния.
8. Разбор вместе с детьми последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной модели действий и закрепление их в ролевой игре.
10с. Итогово – оценочный этап: цель - определить результативность коррекционной работы.
По завершению коррекционной работы специалистом проводится итоговая диагностика и выносится заключение с дальнейшими рекомендациями
11с. Основными направлениями работы в рамках психологизации образовательного процесса является согласованность интересов и потребностей семьи.
Работу с родителями детей провожу в двух направлениях:
- информирование родителей об индивидуально-психологических особенностях их детей.
- обучение распознаванию собственных эмоциональных состояний, возникающих при общении с детьми, а также приемам регуляции психического равновесия, активного слушания (НЛП). Помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания.
В психологическом сопровождении родителей детей используются такие формы работы, как: родительский клуб «Вместе играем-детей понимаем» под ред. М. А. Панфиловой, анкетирование, информационные стенды, тематические консультации (групповые/индивидуальные по запросу, составлен буклет «Игры и упражнения для домашнего использования».
Параллельно с индивидуальной работой с ребенком, провожу индивидуальные консультативные беседы. В этом направлении, символдрама позволяет вести работу с родителями более предметно, так как часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка.
Родительский клуб «Вместе играем – детей мы понимаем» работает один раз в месяц. Продолжительность- 40 минут.
Темы занятий
Занятие №1- «Знакомство», занятие №2- «Проблемы ребенка», занятие №3- «Конфликты», занятие №4- «Образ матери и отца», занятие №5- «Семейный досуг», занятие №6- «Наказания и поощрения», занятие №7- «Домашние обязанности», занятие №8- «Трудности».
12с. Работа с педагогами.
13с. ВЫВОД: Таким образом, психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования обеспечивается за счет интеграции деятельности всех педагогов ДОУ и родителей ребенка.