Тамара Кульменёва
«Птицы нашего края» Экологический проект Кульменёва Тамара Михайловна
▼ Скачать + Заказать документы
Общие сведения
Составитель проекта :
Кульменева Т. М. – педагог дополнительного образования воспитатель по экологии
Участники проекта : дети в возрасте от 3 до 7 лет, воспитатель средней группы Комарова О. В., родители.
Сроки реализации: 3 года октябрь 2011 г. - сентябрь 2013 г.
Ресурсы:
Опыт работы составителя с дошкольниками по экологическому воспитанию
Совместная деятельность с ДЭБЦ, краеведческим музеем
Публикация «„Птицы нашего края“ Экологический проект Кульменёва Тамара Михайловна» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Моральная и материальная помощь родителей в заготовке корма, в приготовлении кормушек и скворечников для птиц
Цель: Развивать у детей экологические преставления о зимующих птицах, развивать у них интерес к птицам и ответственность за все живое.
Задачи:
формировать навыки осуществления биотехнических мероприятий: изготовление силами детей, сотрудников и родителей, размещение на территории детского сада кормушек и скворечников для птиц, организация сбора семян, подкормка птиц
поддерживать и развивать устойчивый интерес к природе и её живым объектам
развивать у детей чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира
воспитывать любовь к природе, к малым пернатым птахам
развивать детскую фантазию и коммуникативные способности
Содержание:
общие сведения
этапы реализации проекта
обоснование
фоторепортаж
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
• Подготовить материал для занятий по развитию речи, познавательной деятельности, художественной литературе, экологической азбуке
• Проведение семинара – практикума «Виды кормушек и корм для птиц»
• Участие родителей в реализации проекта
• Подобрать материал в родительский уголок
• Реклама для родителей
2. Основной этап
Занятия познавательного цикла:
• по ознакомлению с окружающим миром
• занятия по экологии
• по развитию речи
• художественной литературе
Занятия по продуктивным видам деятельности:
• рисование
• лепка
• конструирование
• аппликация
Опытническая деятельность:
• изготовление кормушек
• наблюдения за птицами
• исследование различного оперения (через лупу)
• поведение птиц во время кормления
• питание птиц зимой и летом
• повадки птиц
Игровая деятельность:
• дидактические игры
• подвижные игры
• настольные игры
Работа с родителями:
• поделки из природного и бросового материала
• моя кормушка
• домик для скворца
• участие родителей в сборе корма для птиц
3. Заключительный этап:
• оформление фотоматериалов;
• оформление творческих выставок детских работ
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения животных и растений с окружающей средой.
К мысли об охране природы человек пришел давно, еще в XI—XII вв. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодам и природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Загрязнены вода, воздух, почва. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
Педагоги не могут чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поставило ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним понимается. Под экологическим воспитанием дошкольников я по-нимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Осуществить это возможно на экологических занятиях, на занятиях по «Ознакомлению с окружающим миром», в походах, экскурсиях, наблюдениях, досугах, экологических праздниках и т. д.
Если человек с детства приучен видеть красоту, если его окружает подлинная радость жизни, основа которой - доброта, чуткость и отзывчивость, он не вырастет черствым и жестоким к окружающему его миру.
Работу разбили по блокам:
1. Наблюдения:
Исследования и ведения дневника наблюдений - «Какие птицы на кормушке»;
Наблюдения за птицами во время прогулок. Наблюдая за птицами, дети узнают о вкусах птиц.
Наблюдения во время экскурсий в городской парк дети видели птиц, перекочевавших из леса в город в поисках пищи.
Детьми было отмечено, появление снегирей в городе, перед морозами, которые питались семенами сирени, они научились различать серенькую самку снегиря от красногрудого самца.
Было отмечено, что снегири облюбовали деревья с плодами рябины и ранетками на территории детского сада.
В парке наблюдали за работающим дятлом на сосне, поползня вдоль ствола дерева.
2. Практическая часть:
Заготовили корм дети вместе с воспитателями, начиная с осени: семена сорных трав, плоды деревьев и кустарников;
Мастерили кормушки из бросового материала: бутылки, коробки, упаковки из-под торта. Руками детей и воспитателей было сделано 30 кормушек, которые, размещены на участке детского сада (см. Приложение)
Руками родителей и детей было изготовлено 11 кормушек и развешаны на территории детского сада. (см. Приложение)
Была организована столовая для птиц, в дежурстве, которой принимали дети всех групп, под руководством воспитателей.
Изготовили для подвижных игр маски-шапочки «Зимующие и перелетные птицы».
Выставки совместных творческих работ детей под руководством воспитателей и совместных творческих работ родителей и детей (см. Приложение)
3. Художественная литература и музыка:
Разучивание стихотворений, загадок, примет, чтение произведений о птицах.
Театрализованные представления, инсценировки, развлечения, досуги, праздники, подвижные, дидактические игры и т. д.
Педагоги воспитывают бережное отношение детей к пернатым, объясняя, что если не подкармливать птиц, они будут клевать почки деревьев и вместо пользы принесут вред.
Сравнительная таблица наблюдений за количественным составом птиц,
прилетевших на кормушку
Виды птиц январь февраль
Воробей
Синица
Сорока
Ворона
Голубь
Снегирь
Свиристель
Дятел
15
14
6
4
8
6
4
-
16
13
8
5
8
6
-
-
По сравнительной таблице сделали с детьми вывод, что в связи с потепление в феврале птицы чаще появляются на участке. Птицы прилетают к кормушкам, собираются стайками на деревьях и кустарниках, клюют корм.
Итогом акции «С каждого по зернышку» стал весомый вклад родителей в сборе корма для птиц.
Наименование Количество (кг)
Пшено 12.5
Горох, перловка 7
Очищенный овес, просо 5
Сухие плоды рябины 0.5
Семя подсолнуха 2.5
Семя арбуза, тыквы 4
Семена сорных трав и кустарников 2
В ходе шестимесячной работы мы достигли совместно с родителями и детьми следующих результатов:
привлекли родителей в качестве партнеров детей, педагогов ДОУ; дети расширили свои знания о зимующих птицах, приобрели навык в изготовлении кормушек. Стали более внимательные и наблюдательные, появилось чувство ответственности и заботы о зимующих птицах. Активное участие приняли родители воспитанников совместных творческих выставках, конкурсах, в изготовлениях кормушек. Заботясь о птицах вместе с детьми, воспитатели и родители прививали у детей любовь к родной природе, к маленькой пичужке, тем самым учили детей заботиться о младших и слабых.
Фоторепортаж
Угощение для птиц.
(Еловые и сосновые шишки, обмазанные крахмальным клейстером и обваленные в пшенную крупу, ВКУСНАЯ КОНФЕТКА для зимующих птиц)
Мы кормушки смастерили,
Птичкам все их предложили.
Стали птички прилетать,
Наши зёрнышки клевать!
Снегом засыпаны снег и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
Прилетайте к нам сюда
Вы скорей кормиться.
Птицы - верные друзья,
Обижать друзей нельзя
Мы их в гости пригласим
Хлебом, салом угостим!
Мы по улице гуляем,
Да за птицами наблюдаем!
Работать творчески стремлюсь
С коллегами опытом поделюсь.
Птичьи кормушки
Для подкормки птиц на кустарниках или деревьях можно использовать разнообразные виды кормушек. Мы в своей работе больше использовали кормушки из бросового материала
бутылки, коробки, упаковки из-под торта, картонные пакеты из-под кефира или молока, а также из неглубоких деревянных ящичков или картонных коробок.
Самая простая кормушка – кормовая полочка, с низкими бортиками, её можно подвесить к дереву, шесту, или окну. Кормушка – столик и кормовой домик наиболее удобны, так как они имеют крышу, защищающую корм от снега. Кормушка из стеклянной банки положенная боком или привязанная к перилам балкона, удобна для наблюдения из окна детям. Гнездовье для птиц зимой очень нужны, потому что зимующие птицы в них ночуют, спасаясь от холода. Размеры гнездовья определяются тремя показателями: площадью дна, глубиной (расстояние от дна до ледка) и размерами ледка. Лучшие размеры для синиц 12 12 см.
Занятия по продуктивным видам деятельности
Птицы в детских работах
Игровая деятельность
Мы играем, мы играем,
Птиц в гости приглашаем!
Приложение №1
Перспективный план работы над проектом
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
задачи Познакомить детей с разновидностью птиц (зимующие, перелётные). Расширять и углублять представление о зимовке птиц, учить распознавать голоса воробьёв, синиц, ворон.
Учить составлять небольшой связный рассказ о птицах.
Учить детей отражать в своей работе характерные особенности птиц величину туловища и головы, окраску, форму.
Закрепить названия и разновидности птиц. Послушать пение разных птиц
Предложить сделать кормушки вместе с детьми из бросового материала, подкармливать птиц, заботиться о них, чаще беседовать с детьми о жизни птиц в холодное время года.
сентябрь Занятие «Почему колобок не нашел кукушку»
«Составление рассказов по макету “Птичья столовая”»
Заучивание стихотворения А. Барто “Скачет шустрая синичка
Чтение произведения А. Баркова «Голоса леса»
Занятие «Птицы к югу полетели»
Моделирование “Угадай птичку”.
Чтение стихотворение Ю. Кушака “Слетайтесь, пичуги”.
Логическая цепочка “Отлёт птиц”. Использовать картинки. (Завяли цветы, попрятались насекомые, улетели птицы.)
Беседа: «Наши пернатые друзья»
Составление рассказа “Любимая птица – синица”
Чтение произведения
В. Астафьева «Стриженок-скрип»
задачи Воспитывать интерес, любовь к живой природе, желание заботиться о птицах. Приобщать детей к народному фольклору, учить отгадывать загадки. Расширять и углублять представление о зимовке птиц. В холодное время года зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири – ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле. Учить детей определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить птиц, передавая характерную форму, пропорцию тела и его частей. Передавать правильную посадку головы, положение хвоста, крыльев.
октябрь Занятие «Синица у нашего дома»
Чтение стихотворения Джон Чиарди «Насмешница синица”
Лепка «К нам на кормушку птицы прилетели»
Экскурсия в ДЭБЦ
«Птицы» Конструирование «Птичка – синичка» (оригами)
Беседа на тему: "Перелетные птицы"
Подвижная игра «Совушка –сова»
Экскурсия в краеведческий музей
«Птицы родного края» Фотографирование птицы и последующее рассматривание фотографии.
Беседа: «Что было бы, если бы не было птиц».
Рисование “Портреты птиц”
Чтение произведения Н. Юсупова «Голубь и пшеничное зернышко»
задачи Расширять представление о повадках, любимых лакомствах синиц. Подбирать гамму красок, рисуя птиц. Развивать фантазию воображение. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Воспитывать чувство уважения к чужим поделкам в коллективной работе. Закрепить умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать глазомер, аналитическое мышление. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе через чтение произведения В. Бианки “Синичкин календарь”.
ноябрь Занятие «Сорока-белобока»
Рисование «Птицы на ветках»
Сюжетно – ролевая игра «Больница для птиц»
Пересказ Г. Скребицкого
«Появились синички»
Развлечение «Синичкин день» Наблюдение за дятлом через волшебное окно.
Дидактическая игра «Кому что по вкусу»
Заучивание загадок, поговорок, пословиц о синичке.
Ручной труд «Птички на ветке» Оригами
Чтение произведения
А. Барто «Страшная птица»
Чтение произведения В. Бианки “Синичкин календарь”
Д/и “Накормим птиц”.
Беседа: “Кто от зимы не улетает”
Экскурсия в краеведческий музей «Птицы родного края»
задачи Активизировать словарь детей, развивать творческие способности. Воспитывать любовь к пернатым.
Формировать представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу и как помочь пережить суровую зиму.
Продолжать знакомить детей с жизнью зимующих птиц. Учить узнавать их по внешнему виду на иллюстрациях. Учить сравнивать разных птиц.
Декабрь Занятие по развитию речи: Тема: «Составление рассказов по макету «Птичья столовая»
Занятие «Сравнение воробья и вороны»
Викторина «Зимующие птицы» Занятие «Птицы зимой»
Дидактическая игра «Кто живет в лесу»
Наблюдение за птицами «Три разные сестрицы»
Дидактическая игра «Расселим птиц»
Чтение произведение Ю. Кушака “Слетайтесь, пичуги”.
задачи Дать детям возможность почувствовать доброе отношение к птицам, желание помочь им, сопереживать.
Воспитывать чувство любви к птицам, способность понимать настроение автора. Приобщать детей к народному творчеству, учить загадывать загадки. Продолжать знакомство с народно-прикладным искусством. Учить создавать декоративную композицию. Развивать эстетическое восприятие, вкус.
Январь Занятие по теме; «Воробьи и сороки»
Экологические круги : на классификацию (перелётные - зимующие).
Чтение стихотворения З. Александровой “Птичья столовая”
Занятие: «Путешествие в мир птиц»
Чтение стихотворения Яшина “Покормите птиц зимой”.
Дидактическая игра “Птицы на кормушке”. Выбрать среди множества птиц тех, кто прилетает к кормушке, что ест каждый из них? Наблюдение за поползнем в парке.
Занятие «Перелетные зимующие птицы»
Дидактическая игра
«Званый ужин»
Лепка «Снегири и свиристели»
И Поленов «Синичкины кладовки»
задачи Продолжать знакомить детей с жизнью зимующих птиц. Учить узнавать их по внешнему виду на иллюстрациях. Формировать представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу и как помочь пережить суровую зиму Учить детей выбирать тему для лепки, передавать характерную форму и пропорцию птицы, изображать мелкие детали выбранной птицы. Использовать основные приёмы лепки
Учить детей делать наброски птиц, передавать характерные особенности: величину, форму, окраску. Закрепить умение рисовать простым карандашом и акварелью. Воспитывать любовь и интерес к птицам.
Февраль Занятие; «Покормите птиц зимой»
Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки-подражания.
Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”.
Чтение рассказов Сладкова “Синичкин запас”, “Осень на пороге”.
Изготовление кормушек из шишек, бросового материала и др.
Подвижная игра "Огородник и воробей"
Викторина «Что мы знаем о птицах» Чтение сказки Никонова “Кузина жизнь”.
Составление описательного рассказа об одной из птиц или обо всех, которые прилетели на кормушку.
Подвижная игра "Зимующие и перелетные птицы"
задачи Активизировать словарь детей, развивать творческие способности. Воспитывать любовь к пернатым.
Развивать у детей чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. Формирование художественного вкуса Формирование осознанно-правильного отношения к птицам, поддерживать и развивать устойчивый интерес к природе и её живым объектам.
Март Вечер загадок и отгадок о птицах
Составление рассказов по иллюстрации
Чтение художественной литературы
Г. Скрибицкий
«Берегите птиц»
Чтение художественной литературы Т. Нужина " Воробьи", "Ласточка" и др.
Аппликация «Подарок для птиц»
Викторина «Птицы в сказках и легендах» Прослушивание аудиокассет «Звуки окружающего мира».
Сюжетно-ролевая игра “Лесная школа”.
Беседа «Птицы и их гнезда»
задачи Воспитывать чувство любви к птицам, способность понимать настроение автора. Приобщать детей к народному творчеству, учить стихи, загадывать загадки, слушать произведения о птицах.
Развивать у детей чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. Формирование художественного вкуса.
Познакомить детей с разновидностью птиц (зимующие, перелётные). Расширять и углублять представление о перелетных птицах, учить распознавать голоса кукушки, скворца – пересмешника, синиц, ворон.
Апрель - птичий месяц Чтение художественной литературы А. Шевченко «Гнезда»
Аппликация «домик для скворца»
Подвижная игра "Совушка-сова"
Досуг
«Мы рады гостям» Дидактическая игра
"Когда это бывает"
Чтение стихов: В. Кремнева “Друзья птиц”
Подвижная игра “Перелёт птиц”.
КВН «Знатоки птиц»
Беседа на тему: «Апрель-месяц птичий» Рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему.
Чтение художественной литературы
А. Шевченко "Гнезда"
Подвижная игра “Перелёт птиц”.
Экологический праздник «День Земли»
задачи Закрепить понятие о Земле, кто на ней живёт, кто нуждается в нашей поддержке, помощи. Земля – наш дом, и жизнь наша зависит от её “самочувствия”.
Учить составлять полные предложения, передавать сюжет картины.
Воспитывать чувство любви к птицам. Учить составлять небольшой связный рассказ о птицах. Расширять представление о хлопотах первых весенних птиц. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Май Подвижная игра "Найди волшебную шапочку".
Чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику.
Лепка «Скворец – весны певец» Игровое упражнение "Найди свое гнездо".
Чтение художественной литературы Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи»
Инсценировка «Птичьи разговоры» Чтение художественной литературы С. Городецкий "Как птицы учились строить гнезда".
Прослушивание аудиокассет "Голоса природы", "Природа, птицы и природа",
Подвижная игра "Пчелки и ласточки"
Занятия с детьми средней группы
«Почему колобок не нашел кукушку»
Цель: продолжить знакомство детей с признаками осени: отлет некоторых птиц (ласточки, кукушки).Дать понятие о перелетных птицах.
Форма: занятие.
Оборудование: «колобок», декорация леса, иллюстрации зайца, медведя, белки, сороки, кукушки, ласточки, скворца.
Ход занятия.
1. Дядюшка Ау – Ребята, вы помните сказку про колобка, которого съела лиса?
А того, который лису обхитрил и остался жить у дедушки с бабушкой?
Иногда мы будем слушать рассказы о его новых приключениях.
Вот одно из них.
- В доме, где жил «Колобок», на стене висели часы с кукушкой, каждый час выглядывала кукушка из своего домика и звонко куковала. Но как-то раз его приятель кот Васька сказал, что в лесу живет настоящая кукушка, и очень захотелось «Колобку» послушать живую кукушку.
Выкатился «Колобок» из дома и думает, у кого бы спросить про кукушку.
-Ребята, давайте вспомним, кого мы с вами видели в лесу и подскажем «Колобку», у кого ему спросить. (ответы детей)
- Катится «Колобок», а навстречу ему «Зайка-Побегайка».
-Эй, «Зайка», где мне найти кукушку?
- Некогда мне с тобой разговаривать, скоро зима, все зайцы уже сменили свои летние платьишки серые на зимние шубки белые, один я остался, - сказал это и убежал.
- Ну, ничего, спрошу у другого. Покатился он дальше и видит, большое дерево, а под ним большую берлогу.
- Наверное, здесь живет большой зверь, раз у него такой большой дом, он все знает, и постучал.
- Дети! Разве должен был стучать «Колобок»? (нет. Ведь здесь живет медведь. Он ложиться на зиму спать и его тревожить нельзя.)
- Но «Колобок» этого не знал и постучал.
- Р-р-р- кто-то страшно зарычал – «Уходи, не мешай мне спать, а то съем!»
- от страха «Колобок» покатился, куда глаза глядят. Подкатился к большой сосне и остановился, чтобы передохнуть. Вдруг, слышит, вроде кто-то прыгает по веткам дерева. А это была обыкновенная белочка.
- Эй, бека-Ленка, скажи, пожалуйста, где мне найти кукушку?
- Разве ты не видишь, что некогда мне с тобой разговаривать, последние осенние деньки остались, а я еще не все запасы сделала. Грибов натаскала, ягод насушила, а шишек мало, на холодную зиму не хватит. Прости, «Колобок», побегу за шишками.
2. Разомнемся, мы ребятки.
Физминутка: (повторяется 3 раза)
1, 2, 3, 4 –
Руки выше,
Грудь пошире.
Взгляд налево,
Взгляд направо,
Начинаем все сначала.
Загоревал «Колобок», всем некогда, много осенью забот: кто шубку меняет, кто запасы делает, кто уже спать залег, Кто же поможет мне?
- Тут подлетела сорока-белобока: «Смотри, какой у меня длинный хвост, я все новости лесные знаю, на хвосте ношу их. А новость такая: нет кукушки в нашем лесу!
- Как нет? Неужели Васька обманул?
- Нет! Только пришел ты очень поздно в лес, уже осень, и твоя кукушка улетела в теплые края. Все лето она ела толстых мохнатых гусениц, а как гусеницы спрятались, она и улетела. Улетели и скворцы, и ласточки, они тоже питались жуками, гесеницами.
- А ведь и правда, ребята, мы тоже не слышали голос кукушки, когда ходили в лес.
Не огорчайся, «Колобок», приходи к нам весной и послушаешь свою кукушку, она снова прилетит, её ведь недаром называют перелетной птицей.
- А как же ты, сорока-белобока? Почему не улетела?
- А я ем все подряд: и семечки, и крошки, и все что попадет. Это кукушка привереда – ест только гусениц.
- Ты, сорока, прилетай к нам с дедушкой и бабушкой, мы тебе кормушку сделаем и насыплем туда крошек и семечек.
Так и закончилось путешествие «Колобка».
3. Итог.
- Почему «Колобок» в лесу не нашел кукушку?
- Почему ничего не ответили звери?
- Чем занимались звери осенью?
- Почему одни птицы улетают, а другие остаются?
- С чем связан отлет птиц?
«Синица у нашего дома»
Цель: познакомить с синичкой – её внешним видом, потребностями в пище, показать связь между прилетом к жилью человека и сезонными изменениями.
Форма: занятие, прогулка.
Оборудование: иллюстрация кормушки. Синицы, корм- семечки, сало, пшено, пластинка.
Журнал «Свирелька» №4-2001г, стр. 26.
Ход занятия
1. Дядюшка Ау – Здравствуйте, ребята, вот и подошло время открыть нашу зимнюю «столовую2 для птиц.
Что за дом среди ветвей
Под открытым небом?
Угощает птичек он
И зерном и хлебом.
- что это? (кормушка)
(вывешиваю иллюстрацию кормушки)
- А вот и первая гостья!
Непоседа, невеличка,
А зовут её….синичка.
- Кто её узнал? Этих птиц с первыми мирозами в городе стало очень много.
Тинь-тинь, синица,
Добрый день!
Не бойся,
Я тебя не трону,
И, коль угодно,
На плетень
Садись по птичьему закону. (С. Есенин)
- Давайте, ребята, внимательно рассмотрим синичку.
Внешний вид:
1. какая она по размеру – большая или маленькая?
2. Чем покрыто её тело? (перышками)
3. Какого цвета её перышки? (желто-зеленая грудка, черный галстучек, белые щечки, черная шапочка)
4. Какой у неё клювик? (маленький, пряменький, остренький)
5. Какие у неё глазки? (маленькие, круглые, черненькие, находятся по бокам головки)
6. Есть ли у неё ушки? (внешних нет, только дырочки на головке под перышками)
7. Сколько у неё крылышек? (два)
8. Есть ли у неё лапки? (две сильные, с тоненькими пальчиками с загнутыми коготками)
Физминутка: (повторяется 3 раза)
Прилетели птички
Птички – невелички.
Весело скакали,
Зерна собирали.
2. Жизненные проявления: движения, звуки, питание.
- Что умеет делать наша гостья?
Быстро летать, прыгать с ветки на ветку, прыгать по земле, оставляя вот такие крестики-следы (рисую на доске) + + + +
+ + + +
Синичка легко лазает, как акробатка по дереву, одним словом, непоседа.
- Как же говорит синичка?
- Давайте послушаем, как она поет (ставлю пластинку с её голосом)
- Вы теперь, наверное, догадались почему её так зовут? (синькает)
- Как вы думаете, что ест синица? (летом – жучков, гусениц, червяков; зимой – семенами сорных трав)
– Где сейчас гусеницы и червяки? (спрятались)
- а мы чем её можем угостить? (семенами подсолнуха, несоленым салом, мясом, семенами арбуза, пшеном) (ставлю блюдце с едой)
3. Место обитания и сезонная жизнь:
- Сейчас синиц в городе в городе много, а летом было гораздо меньше.
- Где летом были синицы? (в лесу)
- Почему сейчас к нам прилетели? (Ищут у нас помощи)
Дядюшка Ау- я загадаю вам загадку, хотите?
Непоседа невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал её…. синичка.
4. Итог.
- Посмотрите, к вам прилетели птички, но без клювиков, лапок, глаз. Давайте нарисуем им все это и еще раскрасим, чтобы получилась синичка.
На прогулке угощение оставляем на кормушке
Занятие в средней группе
Тема: «Сорока-белобока»
Цель: продолжить знакомство с зимующими птицами нашего края, показать красивую экзотическую красоту сороки, её образ жизни.
Форма: занятие, прогулка.
Оборудование: модель кормушки, иллюстрации синицы, сороки, блюдце с кормом, перья сороки.
Ход занятия.
1. На подставке – кормушка.
Загадка: На зелененькую рубашку
Галстук черненький одели,
Ну, а маленькую головку
В берет черненький одели.
Что за птичка-невеличка?
Ну, конечно же…. синичка.
- Чем угостим синичку?
- Летала синичка по городу, синькала, что появилась в детском саду № 3 зимняя «столовая» для птиц. Захотелось на неё посмотреть самой любопытной птице.
Попробуйте узнать, что это за птица, рассмотрев вот эти перышки. (раздаю перышки каждому ребенку)
- Может быть, это перышки синички?
- Нет, они от большой птицы. От такой, у которой есть на теле и белые, и черные перья.
(рассматривая перышки, отмечаем их легкость, прочность – служат защитой от мороза)
- Перья сороки с красивым фиолетовым, зеленым отливом.
Загадка:
Верещюнья, белобока,
А зовут её….сорока.
Вот она наша красавица! (ставлю иллюстрацию)
- Сравним её с синицей.
а) Больше, чем синица
б) Чем покрыто тело? (перышками)
в) Какого цвета перышки? (голова, шея, верх груди, под хвостиком, хвост и крылья – черные; грудь, брюшко, широкие полосы на плечах и крыльях – белые)
г) Какой у неё клюв? (треугольником, но не острый как у синицы)
д) Какие глазки? Где?
е) Какой хвост (очень длинный)
ж) Сколько лапок, и какие? (Коготки меньше загнутые, лапки больше)
Физминутка: (дети выполняют движения по тексту)
Прилетели птички
Птички – невелички.
Весело скакали,
Зернышки клевали.
2. Жизненные проявления (движения, звуки, пища)
1) Что умеет делать сорока? (летать, прыгать, важно ходить, оставляя следы-цепочку + + + + +)
2) Сороку можно узнать издалека по её длинному хвосту и разговору стрекотанию: СТР,СТР,СТР.
3) Но эта птица такая смышленая, что может подражать многим звукам.
4) Чем же угостим нашу гостью? Она всеядная, хотя летом предпочитает жуков, червяков, гусениц и яйца других птиц.
3. Местообитание и сезонная жизнь.
– Селится наша сорока на опушках леса, делает шаровидное гнездо из прутьев на ветках деревьев. Поэтому, наверное, и встречает нас в лесу первая и предупреждает об этом всех остальных птиц.
Загадка дядюшки Ау:
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Итог. – Какая птица имеет черно- белый окрас перьев, как у березы?
- Какая птица в сказках и легендах приносит новости на хвосте.
Тема: «Сравнение воробья и вороны»
Цель: сравнить этих двух птиц по внешнему виду, поведению, местообитанию: найти различные и общие черты для всех птиц; продолжить воспитание чувства сострадания к зимующим птицам.
Форма: занятие, прогулка.
Оборудование: рисунок кормушки; иллюстрации синички, воробья, вороны.
Ход занятия.
1. Ребята, посмотрите, кто сидит на нашей кормушке? Синичка!
- А почему её так называют?
- Какую загадку про неё знаете?
«На зелененькую рубашку
Галстук черненький надели,
А на маленькую головку
Берет черненький одели»
- А вот ещё одна птица прилетела. - воробей
(Прилепляю на кормушку)
- А вот ещё прилетела важная черно серая птица, никого не боится.
(прилепляю на кормушку)
- Воробей такой же маленький как синичка, а ворона большая.
(синичка улетает)
- Рассмотрим воробья. Какая рубашечка у воробья? (спереди грудка серенькая, спинка коричневая, шапочка коричневая)
- Воробей очень подвижная птица – на месте не сидит, то прыгает по земле и по снегу, оставляя следы + + + + +
+ + + + + и при этом весело чирикает – ищет крошки, зернышки, семечки трав, с удовольствием клюёт семена березы.
- Ворона, птица крупная, важная. Одета в серую жилетку, а крылья, хвост и голова у неё черные. Летает ворона высоко в небе, расправив крылья и хвост, а если опускается на землю, то ходит важно переставляя лапки цепочкой + + + +
Ест ворона все подряд: и крошки, и семечки, и мясо, и сало, и червяков, а весной ворует из чужих гнезд яйца – она всеядна.
Игровое задание: «Продолжи»
Синькает… (синичка)
Стрекочет (сорока)
Чирикает… (воробей)
Каркает (ворона)
Физминутка - игра
На слова «воробьи летают» - дети имитируют птиц – машут «крыльями», бегают, «чирикают». «Прилетели вороны» - дети «каркают», руки за спину важно ходят, ставя ноги цепочкой. «Синички летают» - дети «синькают, машут «крыльями». «Прилетели сороки – дети имитируют сороку - «стрекочут».(повторяется несколько раз)
2. – Дети, а почему так назвали воробья?
Произнесем медленно во-ра-бей – вора-бей.
Загадки дядюшки АУ:
1. Черная птица меня не боится
моргает удивленно
и каркает…. ворона
2. Маленький мальчишка
В коричневом пальтишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей)
2. Итог. Прослушивание пластинки «Воробей» - И. Тургенева.
Развлечение для детей средней группы
«В зимнем лесу»
За месяц до праздника к детям приходит ребёнок старшей группы в роли «Лисичка», здоровается и отдает письмо воспитателю. Воспитатель знакомит детей с письмом от Старичка-Лесовочка, и читает:
«Здравствуйте, дети! Меня зовут Старичок-Лесовичок, и живу я в лесу. Когда вы гуляете на улице, я за вами наблюдаю из леса и вижу, как вам хорошо живётся в саду. У меня в лесу тоже неплохо. Решил я в гости к вам придти. Давайте договоримся: вы мне приготовите что-нибудь интересное, я – вам. Ну, до свидания, детвора, до скорой встречи! Ваш Старичок-Лесовичок»
В день праздника дети входят в зал, украшенный по - лесному. Стулья стоят полукругом к центральной стене. Ведущая обращает внимание детей на оформление зала и на домик. Она подходит к домику, возвращается.
Ведущая: Дети, а домик-то не пустой. Знаете кто там?
Маленький гномик сидит у окошка.
Этому гномику скучно немножко.
Видимо, нечем заняться ему,
Ну-ка, сейчас подойду я к нему!
Стучит в окошко, из домика выходит гном.
Гном: Долго вас я, дети, ждал.
Чуть совсем не задремал.
Старичок - Лесовичок развлекать вас приказал.
А как здесь у вас красиво! Прямо как в зимнем лесу. По лесочку пойдём – песенку споём!
Песня «Вот настали холода» (А. Александров)
Дети садятся.
Гном: Хорошую песню вы дети спели. Лес любит песни, потому что он очень музыкальный. Он ведь и сам умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна. Я люблю слушать её и зимой и летом!
Песня «Музыка в лесу» (Н. Дубравин: исполняет гном)
Гном: А пока зима, в лесу тихо, как будто в нём никого нет. Ой, а что это зашуршало за сугробом?
(Подходит к сугробу, вытаскивает за уши зайку, за ним выпрыгивают ещё двое или трое)
Заяц 1: Мы пришли в детский сад посмотреть на ребят!
Заяц 2: Надо, зайцы поскорей, поплясать нам для детей!
Танец зайчиков с погремушками (Г. Вилькорейская)
Ведущий: Хорошо, зайчики, что вы у нас! Мы с ребятами вам тоже песню хотим спеть.
Песня «Холодно стало в лесах и в лугах» (Б. Фильц)
(Выставляется сломанное дерево)
Заяц 3: Ой, братцы-зайцы, смотрите!
(Зайцы держаться за щёчки, качают головами и приговаривают «Ой-ой-ой»)
Заяц 4: Ветром дерево качало,
Ветром дерево сломало.
Ранка на его стволе.
И макушка на земле.
Гном: Кто же дереву поможет.
Ветер, он помочь не сможет?
(К дереву подходит ребёнок.)
Ведущий: Тут Серёжа подошёл,
Приподнял немного ствол.
И заботливо потом
Обвязал его бинтом.
Мальчик: Ствол поправился почти.
Будет дерево расти!
Ведущий: Кто-то здесь бросает шишки?
Выходите шалунишки!
(Из-за сугроба летят шишки)
Белка 1: Вы, конечно, нас узнали.
Белка 2: Эти шишки мы бросали!
Белка 3: Зайцы, вас хотим позвать
Вместе с нами танцевать!
Белка 4: Зайцы здесь? Эй, отвечайте!
Нас на танец приглашайте!
Зайцы вразнобой: Здесь мы, здесь!
Танец белочек и зайчиков (Н. Вересокина)
Игра «Соберите шишки» (Две белки разбрасывают с двух сторон зала шишки, двое детей их собирают в корзины)
Игра «Накорми зайца» (Ребёнок с закрытыми косынкой глазами должен накормить зайчика кусочками морковки. Играть можно парами)
Ведущий: Где же наш Старичок-Лесовичок? Ты не знаешь, Гном?
Гном: Лесные птицы, звери
Встречайте старичка.
Кусты, деревья, травы
Зовут Лесовичка!
А дед глазами меткими
Глядит на чуткий лес.
Живёт в лесу он издавна.
Следит за лесом пристально
Чтоб лес не заболел.
Чтоб ветки были сильными,
Чтоб корни были сильными,
Чтоб жук кору не ел!
Ведущий: Лесными коридорами
По тропам, по траве.
Идёт с глазами добрыми
На праздник к детворе.
Под музыку в зал входит Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, дети! Здравствуй, милый гном! Спасибо тебе за песенку! Я пока шёл сюда, всё слышал! Наконец-то я добрался. А вы письмо моё получили? Когда я обещаю, я всё выполняю: обещал придти сюда и пришёл. Ну, как вам тут, не скучно?
Ведущий: Ну, что ты, дедушка! Ведь к нам в гости твои друзья пришли – лесные зверята! Смотри сколько их! А помнишь, ты в письме нас просил что-нибудь интересное приготовить? Мы и приготовили. Садись на этот пенек и слушай: ребята тебе стихи прочитают.
Дети читают стихи о природе
Старичок-Лесовичок:
А я много интересного для вас припас!
Вот принёс с собой игру
Позабавить детвору!
Игра «Кто скорее соберёт свои листья» (Трое-четверо детей собирают в корзинку листья определённого сорта – дубовые, кленовые и т. д.)
Ведущий: Дедушка, тут у нас твои друзья: мишка, лисичка, белочка и зайчик. Мы с ними поиграть хотим!
Игра «Кто что любит» (На одном конце зала сидят на стульях заяц, белка, мишка и лисичка. На другом – в двух обручах – для них гостинцы. Нужно быстро и правильно отнести гостинцы своим зверятам. Игра проводится один раз).
К Старичку-Лесовичку прилетают птицы и чирикают.
Старичок-Лесовичок: Что такое? Не шумите.
Всё спокойно объясните.
Что? Мальчишка? Зло? Обидел?
Ох, вот я ему!
Слушайте, дети, я расскажу вам историю про одного плохого человека.
Хозяйка-белочка в лесу орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала!
Однажды в лес противный тип пришёл с большой котомкой,
Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышку ветки,
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошёл себе, довольный.
А бедной белочке смотреть на это было больно.
В зал вбегает хулиган.
Хулиган: Слышал я, слышал – это всё про меня. Ну, и что в этом плохого? Я-то сорвал, а другим не обязательно.
Я такой, я такой!
Самый я, видать, плохой!
Так это же хорошо. Плохих людей должно быть много, правда?
Дети: Нет!
Хулиган: Правда, звери?
Звери: Нет!
Хулиган: Правда, дедуля?
Старичок-Лесовичок: Э, нет, ты не прав! Ну, кому хорошо, что ты такой плохой?
Хулиган: Мне!
Старичок-Лесовичок: А другим?
Хулиган: А чего мне другие?
Старичок-Лесовичок: А вот чего! Ты дышишь только потому, что есть на свете лес. Ты пьёшь чистую воду, потому что есть на свете лес.
Ведущий: А сколько людей о тебе заботятся! Кто-то тебе готовит есть. Кто-то одевает, кто-то кино показывает!
А если тебе не будет ни до кого дела, то …
Гном: То от тебя все отвернуться!
(Все участники праздника поворачиваются спиной к хулигану).
Хулиган: Ой, что-то мне это совсем не нравится. Подбегает то к одному, то к другому, заглядывает в лица, все отворачиваются, сердятся.
- Я так не хочу! Мне так не нравится! Слышите, я так не хочу!
Хулиган подбегает ко всем по очереди: Мишка, я больше не буду брать твой мёд. Белочка, я не унесу твои орехи. Зайка, я не наступлю тебе на лапку. Гном, я не буду тебя дразнить. Старичок-Лесовичок – я буду вежливым!
Старичок-Лесовичок: Простим его, ребята? Но только хорошо помни, и вы, дети, запомните мои слова
Каждый куст берегите, ребята.
Где росток ты увидишь простой –
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
Гном: А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать, не сочтёшь.
Твёрдо помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь!
Ведущий: А что это, Старичок, у тебя в корзинке?
Старичок-Лесовичок: Я вам гостинцы принёс. Угощайтесь.
Старичок-Лесовичок раздаёт детям яблоки или груши, печенье в виде фруктов, т. е. дары леса.
Ведущий: Ребята, звери, птицы, давайте все вместе спляшем!
Занятие в старшей группе
Тема: «Улетели птичьи стаи»
Цель: продолжить формирование понятий «зимующие» и «перелетные птицы». Показать связь между оседлостью и отлетом, связанными с наличием корма. Вызвать в детях сострадание и желание помочь птицам в трудный зимний период. Научить детей мастерить очень простые кормушки из сосновых и еловых шишек, экологически безвредных.
Оборудование: маски зимующих птиц, крахмальный клейстер, различные зерна, сосновые и еловые шишки, кисточки, клеенки; записи магнит. «голоса птиц»
Предшествующая работа: выучить стихи о птицах, от имени которых, они будут вести речь.
Ход занятия
1. - Ребята, к нам сегодня прилетели в гости птицы.
(на стульчиках сидят дети в масках зимующих птиц – вороны, дятлы, воробьи, свиристели, голуби, синицы)
- Вы узнаете их? Давайте представим им слово.
Выбегают два ребенка имитируя полет птиц.
- Уж меня – то ни с кем не спутаешь! Вечно трещу, шум поднимаю, когда кого-нибудь чужого увижу. Издалека виден мой длинный хвост.
- Догадались кто я? конечно, сорока!
- А я издалека похож на красное яблочко. К вам в город из тайги прилетаю только с приходом зимы, с первым снегом.
- Конечно, мы тебя узнали, ты снегирь.
- Ребята, а почему не видно ласточки, трясогузки, кукушки?
Ответы детей (осенью эти птицы улетели в теплые края, для них нет корма зимой)
- А чем питаются эти птицы, вы знаете?
(разными насекомыми, червячками, гусеницами)
- куда же они деваются с приходом холодов?
(прячутся в землю, в кору деревьев, засыпают)
- как называют таких птиц, которые от нас улетают, а потом возвращаются?
(перелетные птицы)
Игровое задание
- Выберите, пожалуйста, из этого стихотворения еще других перелетных птиц.
Скоро белые метели
Снег подымут от земли
Улетают, улетели
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел
Аист крыльями помашет
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи
Улетают, улетели
Улетели и грачи. (Е. Благинина)
- Как можно назвать птиц, которые остались с нами зимовать?
(зимующие)
- А почему они не улетают в теплые края?
(они находят здесь для себя корм)
-чем питаются птицы зимой?
(ягодами рябины, ранетки, семенами кустарников, трав,
Игровое задание
Распределите корм между птицами. Какой птице, что нравится?
(карточки с птицами : воробей, сорока, ворона, снегирь, синица, кедровка, дятел, свиристель, клест; карточки с пищей: семечки, конфета, мясо, сало, шишка, ягоды рябины, семена сирени, ранетка)
-Вот достаточно ли они находят для себя корма? Давайте, послушаем, о чем они говорят.
(дети в масках птиц : сороки, синицы, воробья)
Где в лютый зимней стуже
Найти сорокам ужин?
Запрятались в кусты
Озябли очень мы.
И кружится, и стелется
По улицам метелица…
А птицам каково?
Синицы – желтогрудки
Не завтракали сутки
Не ели ничего!
Воробышки игривые
Как детки сиротливые
Прижались у окна
Озябли пташки малые
Голодные усталые.
- Как это грустно слышать. Ребята, можно ли им помочь?
Ответы детей (подкармливать птиц зимой, не жалеть крошек, развешивать везде кормушки)
- Договорились, не дадим замерзнуть птичьим песням, сделаем кормушки.
2. Работа за столами.
( раздаточный материал: нитки, шишки, кисточки, клейстер, семена)
- К шишке привяжем ниточку, затем чешуйки шишек с внутренней стороны смажем крахмальным клейстером и посипим кормом.
-Для этого, давайте вспомним лакомство каждой птички.
Под музыку дети работают.
(Дети посыпают семенами овса, проса, подсолнечника, сухими крошками хлеба, сухими ягодами, семенами репейника)
Итог.
(Обращаюсь индивидуально к детям с вопросом, для какой птичке приготовили угощение)
После занятия одеваемся и идем, развешиваем мини кормушки на деревья.
Что за дом среди ветвей
Под открытым небом?
Угощает птичек он
И зерном и хлебом.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Апрель – месяц птичий!
Цель: познакомить детей с народными традициями, связанные с птицами и веной. Воспитывать любовь к родной природе и птицам нашего края.
Прививать бережное правильное обращение с природой.
Ход беседы.
1 часть. Апрель с его капелями и теплым солнышком, с набухающими почками и первоцветами дает много поводов снова и снова говорить о возрождении жизни в природе и о том, как много у нас перед ней долгов и обязательств.
Но главное природное событие этого месяца, конечно же, связано с птицами.
Птичий марафон начинается с 22 марта. В этот день, согласно старому обряду, в русских деревнях закликали перелетных птиц, несущих на своих крыльях весну. Хотя первыми из перелетных птиц возвращались грачи, считалось, что весну приносят жаворонки. Они появлялись в средней полосе в конце марта. В деревнях этим маленьким организовывали ритуальную встречу: лепили жаворонков из теста, ходили от дома к дому с заклинаниями и попевками.
Чествовали провозвесников весны и другим способом – отпускали на волю пойманных ранее птиц.
Ловить птичек, расставляя для них силки, было распространенным занятием деревенских мальчишек. Птиц ловили с разными целями – точно так же, как сейчас рыболовы с разными целями (а иногда и без цели) половят рыбу: для забавы или на продажу. Продавали, как правило, птиц певчих, которые могли услаждать слух своих хозяев, сидя в клетках. Но были птички, которых ловили специально для весеннего обряда – чтобы их выпустить. В Москве птичку можно было купить в Охотном ряду, где торговали дичью.
Птицеловы располагались компактно, и место их торговли стали называть Птичьим рынком. Впоследствии это название стало традиционным для рынка, где продают животных.
Весенний обряд, связанный с выпусканием птиц, описал в своем стихотворении А. С. Пушкин.
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
В России еще один дань отведен празднику птиц - «птичий день» или Международный день птиц. Праздник этот имеет педагогические корни. Впервые в России его отметили в 1924 г. по инициативе школьного учителя Мазурова из Смоленска. А в 1926 году он утвердился в нашей стране и был связан в первую очередь с юннатским движением. Юные натуралисты по всей стране весной строили домики для птичьих гнездовий и развешивали их на деревьях. Отмечали День птиц в первое воскресенье апреля. О празднике забыли, когда пришло время в упадок юннадское движение. Однако в 1998 г. он был восстановлен и приурочен к 1 апреля.
Физминутка
2 часть. «Птичьи заповеди»
1. В парке, в лесу, на лугу ведите себя тихо и незаметно: внимательно слушайте и смотрите. (Посторонний шум тревожит птиц, а тебе мешает быть наблюдательным).
2. После прогулки в лес или парк не оставляйте после себя полиэтиленовые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки. (Эти предметы не гниют, загрязняют лес, препятствуют появлению растений, губят насекомых и мелких животных, затрудняют птицам, вьющим место на земле, поиск места для устройства гнезда, опасны для птенцов, слетевших на землю).
3. Не беспокойте птиц, когда они вьют гнезда или высиживают птенцов.
(Это может вынудить птиц бросить наполовину построенное гнездо, а время, отведенное для этого важного дела, ограничено. Если потревоженная птица слетит с гнезда с яичками, будущие птенцы могут погибнуть).
4. Обнаружив в лесу гнездо с птичьей кладкой, не касайтесь яичек руками.
(Яички могут случайно повредить. Кроме того, вы «метите» яички своим запахом. в в природном мире запахи являются сигналом для разных животных. Это может привлечь к гнезду врагов птиц или вынудить самих птиц отказаться от кладки).
5. Если вы нашли в лесу или в парке птенца, не трогайте его и не берите домой.
(Выходить птенца, подобранного в лесу, очень сложно и под силу только специалисту. А в природе у птенца есть шанс выжить: иногда птичьи родители продолжают кормить и охранять его даже на земле. Кроме того, птенец может оказаться слетком. Он еще плохо летает и не может от вас спастись. Но через день-другой ситуация изменится).
6. Не ловите птиц для забавы и не сажайте в клетку. (Большинство диких птиц плохо переносят жизнь в неволе, тоскуют и быстро умирают. В качестве домашних любимцев лучше заводить птичек декоративных специально для этой цели).
6. Пользуйтесь любым случаем, чтобы сделать для птиц что-нибудь полезное : устанавливайте кормушки в голодное для пернатых время, подсыпайте туда корм, участвуйте в развешивании птичьих домиков. (Это помогает птицам выживать, увеличивает их поголовье и в весенне-летнее время обеспечивает деревьям и кустарникам защиту от вредных насекомых. А еще в разнообразии и обилии птиц, в их пении проявляется красота природы).
3 часть. Итог: какая польза в природе от птиц? (размышления детей).
Занятие (старшая группа)
Тема: «Где чье гнездо»
Цель: продолжить знакомство с перелетными птицами (лесной – иволгой, городской – галкой, водными – трясогузкой, ласточкой береговушкой, водоплавающими). Вспомнить их главную весеннюю заботу – гнездостроение и выведение птенцов, отметить местообитание и материалы для постройки гнезд.
Литература: В. Бианки «Лесные домишки», Сладков «О Жалейкине», «Лесная мозаика»
Оборудование: иллюстрации птиц; дидактическая игра «Где чье гнездо?»
Ход занятия.
1часть. Загадка дядюшки Ау:
«Пришла, улыбнулась,
Утихли метели,
Позванивать стал
Колокольчик капели,
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев за работу
Взялись трактора,
И птицы пропели :
«Вить гнезда пора»
- Какое время года?
- Какая главная весенняя забота у птиц? (гнездостроение)
Дидактическая игра «Что это за птица»
(Делю детей на 2 команды и показываю иллюстрации зимующих птиц)
1) Не сорока, не ворона и не чайка
А какая птица? Отвечай-ка!
2) Не сорока, не ворона, не синица
Так скажите-ка, как зовется эта птица?
( Ответ игрока должен быть полным: «Не сорока, не ворона, не синица….снегирь)
После игры:
- Как одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие)
Все зимующие птицы уже сейчас отложил яйца, а у воробьев в ближайшие дни из яиц уже вылупятся птенчики. (За лето 2 раза)
Прилетел на родину и перелетные птицы, чтобы построить гнездо и вывести птенцов. Что же заставляет их такой трудный далекий путь? В основном они улетают в Африку. А заставляет любовь к Родине и возможность здесь без проблем вывести птенцов, ведь там, в Африке, есть свои местные птицы, которые тоже должны вырастить свое потомство – на всех не хватит пищи.
- так, давайте, назовем поименно этих птиц отважных путешественников, которые так горячо любят наш город Колпашево, наш родной край.
- Кто назовет перелетных птиц? (скворец, ласточка, кукушка)
2 часть. – Сегодня мы познакомимся ещё с другими перелетными птицами.
Главное наше богатство – река Обь. Назовем птиц, жизнь которых связана с водой.
1) Первой прилетает трясогузка (ледоломка) трясет хвостиком (гузкой) – насекомоядная, ест водных личинок.
2) Следом летят водоплавающие – утки, гуси, лебеди, чайки (питаются насекомыми, рыбой).
3) Позднее с появлением комаров – ласточки- береговушки (норки делают на высоком берегу реки, длиной в 1 метр)
4) В лес прилетает самая скрытная птица – золотая красавица иволга, в переводе означает «неясная» - т. е. то поёт- заливается флейтой, то кричит, как драная кошка, всех пугает.
И ещё много других перелетных птиц.
Маленькие птички летят кучкой, журавли – клином, утки – по прямой, рядом; гуси – гуськом друг за другом.
- Прилетели птицы, отдышались, набрались и начали строить гнездо и поют, охраняя территорию песней. (Птицы поют до середины июля)
- Где птица должна построить гнездо? Из чего?
Дидактическая игра «Где чье гнездо?» (Рассуждение детей- какая птица, почему ей такое гнездо. Работа с карточками: на одной карточке изображение птицы, на другой – гнездо. Гнездо в скворечнике – скворец; гнездо под карнизом из соломинок, пуха – трясогузка; и т. д.
Вывод: где есть пища, там и живут, там и строят гнезда из подручного материала.
Первое время птенцов кормят белковой пищей, потом переходят на смешанную.
- Очень ответственная пора, нельзя тревожить птицу, не кричать, иначе убьем будущую красоту, певцов.
3 часть. Итог: с какими птицами прилетевшие из Африки познакомились?
Занятие в старшей группе
Тема: «О чем поют весной птицы?»
Цель: уточнить и расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; развивать интерес к жизни птиц, мышление, речь детей; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Ход занятия.
1 часть. Вводная беседа.
- Сегодня я проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц?
(Из теплых стран, с юга).
-Почему птицы прилетели к нам?
(Они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло).
-Какие чудеса происходят весной?
(Снег превращается в воду, появляются первоцветы - подснежники, лопаются почки и т. д.)
-Но самое главное чудо — это то, что именно весной к нам прилетают
наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. Как называет
этих птиц? (Перелетные).
-Что хорошего в том, что птицы улетают от нас?
(Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а теплых странах насекомые водятся круглый год)
-Что плохого в том, что птицы улетают от нас?
(Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути и т. д.) Учитель обращает внимание детей на чудо-дерево, на котором сидят перелетные птицы.
-Какие красивые птицы прилетели к нам! Назовите их.
(Скворец, ласточка, грач, кукушка)
-Как вы догадались, что это ласточка?
(У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, а хвост, как две косички)
-По каким признакам догадались, что это скворец?
(Он весь черный, а грудка в белую блестящую крапинку)
-Птицы радуют нас не только внешним видом, чудной окраской своего
оперения, но и своими песнями. Если бы птицы могли петь так, как люди,
словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песнях?
(О том, как они любят свою родину, как прекрасна и неповторима наша земля. Как долог и труден их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами и т. д.)
-Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос
одной и той же птицы меняется. Почему?
(Выражает радость, тревогу, волнение и т. д.)
-А сейчас послушайте пение птиц т догадайтесь, какое у них настроение.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу».
-Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
(Радостное, веселое, легко на душе и т. д.)
Физминутка:
-А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной?
(Поправить старые гнезда и построить новые)
-Где птицы строят свои гнезда?
(На деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах)
-Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд.
- Когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
(Отложить яйца, вывести птенцов)
-Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной?
(Сделать скворечники, развесить по кустам вату и т. д.)
2 часть – практическая работа.
- Мы с вами рисовали птиц, складывали оригами разных птиц,а сегодня с помощью косточек, семечек и пластилина, попробуем сделать вернувшихся на Родину птиц. (Работа у столов. Дети фантазируют, придумывают разных птиц.)
- А что произойдет, если птицы не вернутся к нам весной?
(Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Не кому будет разность по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)
3 часть. Итог - Большое вам спасибо ребята, у вас получились замечательные птицы. Спасибо вам, наши верные и преданные друзья - птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.
Конспект занятия в старшей группе
Тема: «Птицы»
Цель: Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с обобщёнными признаками птиц.
Ход занятия
1 часть. Воспитатель (выставляя графическую модель) : Кому посвящена наша встреча, догадались? (Дети, рассматривая модель, приходят к выводу, что разговор пойдёт о птицах). Да, каких только птиц нет на свете! (Рассматривают иллюстрации и фотографии). В какое время года птиц больше. Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете? А почему всё-таки многие птицы улетают? Может быть, они боятся морозов? Давайте, порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться). А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей. А вот и трясогузка.
Рассказ о ней прислал и дядюшка АУ (читает отрывок из произведения К. Благослонова и В. Строкова «Трясогузка белая»).
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетавшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже, отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
Затем беседует с детьми, задавая им вопросы: кто-нибудь из вас видел трясогузку? Почему её называют спутником человека? Трясогузки удобно ловить насекомых? Можно её назвать перелётной птицей? Почему?
Воспитатель: Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т. е. те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. (Воспитатель с детьми рассматривают фотографии овсянки, чижа, зяблика). А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. (Воспитатель предлагает рассмотреть фото гуся и сравнить его с трясогузкой). А почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет? А кто догадается, почему так говорят: «Гусь в воде купался, а сух остался»? (Дети вместе с воспитателем приходят к выводу, что водоплавающие птицы приспособлены к среде обитания).
Физминутка
2 часть Воспитатель: (показывая рисунки, на которых изображены разные птичьи стаи). Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают, почему? Они летят в основном ночью: так безопаснее. А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой : журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы. Дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку.
Логическая игра «Кто за кем и как полетит» (воспитатель предлагает детям фото и рисунки разложить в порядке, соответствующем очерёдности отлёта птиц, и рассказать, кто, когда и как полетит в другие края).
3 часть. Итог: стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
В свободное время воспитатель рассказывает детям о ласточке, иволге, жаворонке; вместе с детьми наблюдает за зимующими птицами.
Конспект занятия по экологии
«Зимние встречи»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель. Закрепить знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.
Материал. Иллюстрированный материал (животные, птицы, зим