Наталья Кузнецова
«Пусть планета будет чистой». Отчёт о проведённой работе по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Мир природы удивителен и прекрасен, однако не все люди способны видеть её красоту: многообразие цвета, разнообразие красок неба, листьев, воды…умение «смотреть» и «видеть», «слышать «и «слушать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается. На сегодняшний день, проблема взаимодействия человека с природой становится всё более актуальной.
Публикация «„Пусть планета будет чистой“, Отчёт о проведённой работе по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Ежедневно, во время прогулки, ребята нашей группы принимают участие в уборке территории своего участка. И каждый раз у детей возникают вопросы: «Откуда берётся мусор и куда он потом девается?» Чтобы ответить на эти недетские вопросы, мы попытались решить эту «мусорную» проблему.
В поисках ответов на эти вопросы, мы поставили перед собой
цель: расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Цель достигается при решении следующих задач:
- закрепить знания детей о различных свойствах материалов;
- уточнить знания детей о различных причинах возникновения мусора;
- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых отходов;
- мотивировать детей и их родителей к раздельному сбору мусора;
- стимулировать интерес детей к исследовательской деятельности;
- формирование экологического мировоззрения, повышение экологической грамотности и культуры поведения детей и их родителей;
- воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города.
Одним из важнейших условий
реализации системы
экологического воспитания
является организация
предметно-развивающей среды.
В нашей группе мы постарались
создать среду таким
образом, чтобы она способствовала развитию ребёнка, а также создала
условия для формирования у ребёнка экологически грамотного поведения.
Таким образом, педагоги нашей группы постарались построить процесс
обучения так, чтобы основные экологические знания дети получали в
доступной, увлекательной форме. С этой целью, в группе создан центр
«В гармонии с природой». Здесь дети ставят опыты и ведут наблюдения.
В центре, на удобном стеллаже, находятся различные коллекции камней,
шишек хвойных деревьев, иллюстрации животных и растений, различные
дидактические игры и многое другое. Всё это позволяет ребёнку с интересом
влиться в удивительный мир природы.
Природа – это великий учитель!
Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты и милосердия.
Именно поэтому наших воспитанников взволновала проблема загрязнения окружающей среды.
Большую часть в экологическом воспитании педагоги отводят беседам. Изучая проблему, в ходе бесед с педагогом на тему «Бросим умный взгляд на мусор», дети узнали, что мусор- это отходы человеческой деятельности. Они бывают разных видов: бытовыми, строительными, промышленными. В рамках непосредственно-образовательной деятельности, дошкольники узнали, что такое мусор и что будет, если мусор не убирать. Мы, педагоги, постарались донести до понимания детей актуальность проблемы скопления мусора, которую нужно решать всем людям.
Следующим этапом в нашей работе стало проведение эксперимента «Как разлагается мусор». Воспитанники решили выяснить, исчезает мусор или остаётся в природе навсегда. Чтобы найти подходящее место для нашего эксперимента, мы провели экскурсию по территории нашего детского сада, где расположена экологическая тропа, которая помогает решать различные психологические, педагогические и экологические задачи. Одной из станции экологической тропы является «Хозяйственный дворик», где расположен контейнер с землёй для проведения опытов и наблюдений. Было принято общее решение закопать в данном контейнере бытовой мусор некоторых видов (бумага, полиэтиленовый пакет и огрызок яблока). Боковые стенки контейнера прозрачные, что значительно облегчило наблюдение за мусором в дальнейшем. Спустя месяц, дети обнаружили, что пищевые отходы и бумага исчезли, а полиэтиленовый пакет остался в земле в том же состоянии. В результате воспитанники сделали вывод, что пищевой мусор и бумагу можно закопать в землю, а всё остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.
Полученные результаты после проведения эксперимента не дали полного ответа на детские вопросы: «Ведь мусор из контейнера всё равно нужно куда-то девать?», «А что нужно сделать, чтобы уменьшить количество мусора?» Мы попытались разобраться и в этом.
В ходе бесед на тему «Сколько живёт мусор?» и «Как правильно его сортировать?», дети узнали, что некоторые отходы бесполезно закапывать в землю. Например, пластиковые отходы…Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Чтобы этого избежать, нужно знать и уметь как правильно сортировать мусор. Наши воспитанники были удивлены, узнав, что из мусора можно сделать много полезных вещей: из старой бумаги и израсходованного картона можно сделать новую чистую бумагу, из пластиковых бутылок выйдет отличный ковёр для нашей группы.
Чтение художественной литературы, дидактические, сюжетно-ролевые игры, экскурсии помогли нашим воспитанникам осознать всю серьёзность проблемы мусора и необходимость соблюдения правил поведения на природе. Так, воспитателями нашей группы была придумана и изготовлена дидактическая игра «Поле ненужных предметов» (см. Приложение). Цель данной игры: способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены. Так же, в помощь нашим воспитанникам, был составлен увлекательный журнал «Экологические приключения Маши и Миши» (см. Приложение). Дети с удовольствием выполняют задания Маши и медведя, которые помогают закрепить ранее изученный материал.
Участвуя в изучении данной проблемы, дошкольники не только познают азы экологически правильного поведения, но и обучают этому родителей!
Успешным оказалось сотрудничество педагогов с родителями воспитанников. Была проведена большая работа по следующим направлениям :
- «Экологическое просвещение»;
Родителям была представлена познавательная информация на стенде «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды»
- совместное участие с детьми в субботниках ;
- выпуск экологической газеты «Сделаем город чистым!»
- открытие галереи «Мусорная фантазия»
- выпуск совместного альбома «Жалобная книга природы»
Подводя итоги проделанной работы, дети узнали, что отходы могут не загрязнять природу, если их повторно использовать. Мусор необходимо сортировать. Если каждый человек будет стремиться сделать свой двор чище, тогда люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто её ценит и бережёт!