Гульсиня Гибадуллина
«Путешествие на дно морское». Комплексное занятие в подготовительной к школе группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности
«Путешествие на дно морское» в подготовительной к школе группе
Программное содержание:
•вызвать у детей желание нарисовать картину подводного мира; побуждать к передаче атмосферы сказочности путём создания своеобразного колорита, использования выразительных деталей, композиции,
•развивать память детей, учить декламировать стихи выразительно, делая логические ударения,
Публикация «„Путешествие на дно морское“, Комплексное занятие в подготовительной к школе группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
•учить самостоятельно выбирать объект и средства изображения,
•воспитывать экологическую культуру, учить находить в явлениях и предметах «тайну двойного».
Методы и приёмы:
•Беседа с опорой на опыт и знания детей,
•отгадывание загадок,
•игровая ситуация «Водяной»,
•«путешествие на дно морское»,
•выполнения рисунков.
Материал и оборудование:
•«батискаф» - плоскостное изображение,
•иллюстрации с изображением обитателей моря,
•бумага разного формата, цвета, гуашь, акварель, мелки, кусочки поролона и т. д.
Предварительная работа:
1. Слушание : «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина» (Мюзикл по одноимённой сказке А. С. Пушкина. «Мелодия» 1977г.)
2. Чтение книг о морских обитателях: Ю. Папоров «Тропами подводными»,
Е. Соловьёва «Коралловый риф», С. Сахаров «Белые киты», «Луга в синем море», И. Акимушкин «Батискаф».
3. Индивидуальная работа. Заучивание стихов: «Просыпаюсь ещё в темноте» В. Берестов, «Чернильная капля» В. Винокуров, «Человечек из словечек» А. Ахундова, «Смешные человечки»(отрывки) З. Александрова, «Мой шарик» И. Винокуров.
4. Дидактическая игра «Голубыми дорогами». Л. В. Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников».
Ход занятия. 1. Беседа о воде.
Воспитатель читает стихотворение.
Спросил на днях малыш-сосед у струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты? – Вода в ответ: - Издалека! Из океана!
Потом малыш гулял в лесу. Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? – спросил росу. – Поверь – и я из океана!
- Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот: - Знай, малыш, и я пришла из океана.
На поле лёг туман седой. Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой? – И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке, и в дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда океанская вода. (А. Дитрих)
Вопросы: Для чего нужна вода? Для чего нужны реки, моря?
2. Посмотрите, дети, на глобус. Это – Мировой океан. Он – что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли. Солнце всё лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдаёт своё тепло Земле. Чем не отопление? Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет всё живое: и звери, и птицы, и леса, и поля. Есть у Мирового океана и другая великая забота – поить Землю. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без неё не могут жить ни звери, ни люди, ни птицы. Но вода не только поит, она ёщё и кормит. Моря и океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовецких судов. Вода работает и на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. И моет тоже всех вода. А ещё вода – это самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда, везут тяжёлые грузы и пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, - ничего не сделаешь без воды.
Вопрос: А только ли пользу приносит вода? (ответы детей)
3. Воспитатель: Много стихов, песен, рассказов и сказок написано о море. Сегодня я хочу прочитать вам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С Пушкина.
Входит Водяной.
- Здравствуйте, дети! Долго добирался я к вам по морям-океанам, рекам-речушкам, большим и малым ручьям. И, наконец, добрался! Я пришёл к вам за помощью, только сначала сказку рассказать вам хочу. Не ту, которую вы читать собирались, а другую: сказку не о золотой, а о нефтяной рыбке.
…Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы свой невод закинул сегодня? Пришёл бы невод обратно не «с одною тиной морскою», а ещё и с ржавыми банками, рваными пакетами, прочим мусором.
Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак.
В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И заговорила бы она человечьим голосом. Только не стала бы она просить отпустить её в синее море, а попросила бы пустить в аквариум с чистой водой, чтобы не стать рыбкой нефтяной, а остаться рыбкой золотой.
… Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостней: кораблей на водных путях – как автомобилей на шоссе. И с каждого, даже самого маленького судёнышка, бросают в море мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. От мусора и другой отравы гибнут рыбы, дельфины, чайки и другие обитатели моря.
А пока в море – океане есть ещё жизнь, я приглашаю вас на дно морское, в моё подводное царство. Я хочу, чтобы вы посмотрели, кто и как там живёт, а потом рассказали об этом мамам и папам.
4. Воспитатель: Водяной, для тебя море – дом родной. А как же быть нам? Как мы попадём на дно морское? (дети предлагают свои варианты).
Водяной: А вы знаете, что такое батискаф? Вот в нём мы и опустимся на дно морское. А пока отгадайте загадки: я хочу проверить, что вы знаете о морских обитателях.
Загадки.
Не лодка, а плывёт, не воин, а с мечом (рыба-меч).
Не рыбак, а с удочкой, не лампочка, а светит (рыба-удильщик)
Убить не убьёт, а с ног свалит (скат)
На зелёном – зелёный, на буром – бурой, лошадка, а не запряжёшь (м. конёк)
На заре не встаёт, громко не поёт, а называется так же (морской конёк).
Не портной, а с иглой (рыба-игла)
С короной, а не король, ремень, а не подпояшешься (рыба-ремень)
Восемь ножек, а все без сапожек (осьминог).
Не кузнец, а с молотом (рыба-молот).
Не плотник, а с пилой (рыба-пила).
Воспитатель: Водяной! Мы так глубоко опустились, а дна ещё не видно. Нам пора возвращаться. Хоть дна морского мы и не увидели, но мы сами придумаем, каким интересным и красивым оно должно быть. И даже нарисуем это. А пока мы поднимаемся, мы подумаем, только ли на бумаге и только ли карандашами можно рисовать. Сейчас послушайте стихи и скажите, чем и на чём рисовали герои этих стихов. (Дети читают стихи, выученные заранее)
Стихи.
1. И. Винокуров «Мой шарик».
Подняла над головой шарик ярко голубой
И спросила брата Глеба: - Он похож на купол неба?
-Да, похож, - ответил брат, - только очень маловат.
И не видно облаков – белых спутников ветров.
Быстро я сообразила, шарик тут же опустила:
Подставляй-ка мне бока, нарисую облака.
2. А. Ахундова «Человечек из словечек».
Точка, точка, два крючочка… - я рисую на песке,
В манной каше два кружочка, два кружочка на доске.
3. З. Александрова «Смешные человечки».
Решают человечки порисовать на печке.
Её недавно мелом белил маляр-сосед.
Заняться надо делом, да только красок нет!
Но синька есть на полке, и синькой голубой
Они рисуют ёлки и фабрику с трубой.
У зеркала помада лежала на виду.
А человечкам надо нарисовать звезду.
Вот мама будет рада, похвалит их сосед.
Но кончилась помада, и синьки больше нет.
Котята с ней играли… ой, вот озорники, -
На белом покрывале (остались их следы)
Следы, как васильки.
4. И. Винокуров «Чернильная капля».
Начал Тимошка пером рисовать. Чернильная капля упала в тетрадь.
Заплакала капля, с обидой сказала:
- Ты так торопился, я кляксою стала.
Тимоша, подумав, ответил: - Не плачь.
И сделал из кляксы голубенький мяч.
4. Воспитатель:
Вот мы и вернулись домой. Батискаф маленький, тесный. давайте, дети, разомнёмся, поиграем. А игра так и называется – «Водяной»
(см. «Детские подвижные игры народов СССР».
5. Воспитатель:
А сейчас мы нарисуем картину подводного царства, а Водяной выберет себе на память самые интересные. (Дети выбирают всё необходимое для своей работы, выполняют).
Водяной: Дети, я очень надеюсь, что дно морское всегда будет таким, как вы его нарисовали, что моря и океаны никогда не иссякнут. Берегите природу, а воду – особенно.
Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря, не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет – и нет водицы – нет, нет, нет!
(С. Погореловский «Капли тоже говорят»)
Использованная литература.
1. Л. В. Артёмова. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. просвещение. 1992 г.
2. Г. Г. Григорьева. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М. просвещение. 1995 г.
3. Детские подвижные игры народов СССР. М. просвещение. 1988 г.
4. Ю. Н. Гладков, С. Б. Лавров. Дайте планете шанс!. М. просвещение. 1995 г.