Ольга Володина
«Путешествие по аллее славы». Конспект открытого занятия по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей о памятниках Невинномысска; пробудить у детей интерес к истории города и нашей страны. Способствовать принятию детьми нравственно – патриотических идей. Развивать любознательность, инициативность; закреплять умение воплощать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Ход экскурсии.
Ребята, сегодня к нам приходил почтальон. Как вы думаете, что он принес? Правильно, он принес нам письмо. Письмо очень необычное, давайте его прочитаем:
Публикация «„Путешествие по аллее славы“, Конспект открытого занятия по краеведению» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
«Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Алекс. Я живу очень далеко от вас, в другом городе. Мне дали поручение выпустить газету о памятных местах вашего города. Но я о нем почти ничего не знаю. Не могли бы вы мне помочь и рассказать о своем городе. С уважением и благодарностью Алекс».
Ребята, а как вы понимаете памятные места?
Правильно, это места, где стоят памятники, мемориалы, которые нежно хранят и берегут памятные события, произошедшие в нашем городе.
Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко–фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны. В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача). Все люди поднялись на защиту своей Родины.
А что такое Родина для вас?
Ребенок: Слышишь песенку ручья?
Дети: Это Родина моя!
Ребенок: Слышишь голос соловья?
Дети: Это Родина моя!
Ребенок: Школа, где твои друзья
Дети: Это Родина моя.
Ребенок: Руки матери твоей
Шум ветвей и звон дождей,
И в саду смородина – это тоже Родина!
Родина – это детский сад, улица на которой вы живете, ваши родные люди мама и папа, наш город Невинномысск, наша столица Москва.
Ребята, а какие памятные места в нашем городе вы знаете?
А сейчас я вам предлагаю отправиться на экскурсию по памятным местам нашего города. Приближаясь к аллее славы, вначале мы подходим к памятнику – обелиску «Огонь Вечной славы».
Ребята, а кто знает, что это за памятник?
А что вы о нем знаете?
А вы знаете, что на полях сражений смертью героев пало более 4000 наших земляков. В ноябре на бульваре Мира был торжественно открыт обелиск Вечной славы. Вечный огонь солдатской славы и бессмертия. Архитектор монумента – Дмитрий Журавлев, художник – Юрий Унтилов. Вечный огонь привезли с Мамаева кургана наши ветераны. К подножью обелиска была привезена и высыпана земля с мест, где шли наиболее тяжелые сражения и с могил воинов, захороненных в Невинномысске. А сейчас, я предлагаю вам отдать дань памяти всем погибшим воинам и возложить цветы (звучит музыка, и дети возлагают цветы к Вечному огню).
Друзья мои, подскажите, пожалуйста, что за памятник расположен рядом с Вечным огнем?
А кто знает, кому посвящен этот памятник?
Правильно, этот памятник – монумент называется «Книга памяти». Этот памятник дополнил мемориальный комплекс «Огонь Вечной славы». Автор монумента – В. М. Бобров и Б. Г. Никитенко. Средства на памятник собирали, что называется всем миром. Перечисляли деньги предприятия, простые невинномыссцы. И вот 6 мая 2000 года – открылся монумент «Книга памяти». В ней имена тех, кто погиб на полях сражений и пропал без вести; указаны и фамилии воинов Красной Армии, участвовавших в обороне и освобождении города. Монумент оснащен скрытыми динамиками, имитирующими стук человеческого сердца. Ведь те, кто погиб защищая нашу Родину, всегда будут жить в памяти потомков.
Ребенок: Война! Жестче нет слова!
Война! Печальней нет слова!
Война! Святее нет слова!
В тоске и славе этих лет,
Земли немало кровью оросили,
И вечно будет помнить мир о том,
Как шли сыны и дочери России
Сквозь гром войны
К победе над врагом!
А сейчас, я вам предлагаю почтить всех павших людей, защищавших и отдавших свою жизнь за наш прекрасный город (минута молчания).
Ребята подскажите, пожалуйста, на аллее славы у нас еще есть памятники?
А какой?
А кто может рассказать что- нибудь о нем?
Правильно, это памятник – монумент «85-мм зенитная пушка». 5 августа 1942 года фашистская авиация окончательно разрушила железнодорожную станцию и подъездные пути. Накануне вечером командир дивизии Г. Белан получил донесение о том, что Ставрополь, а раньше он был Ворошиловск, занят немецкими оккупантами. Командир принял решение задержать противника. Рано утром пост ВНОС стал передавать тревожное сообщение «Немцы атакуют. Ведем бой», и пост замолчал. Последним огневую позицию должно было покинуть орудие сержанта И. Ф. Володенкова и сержанта В. Т. Герасимова. Но по ним непрерывно вели огонь автоматчики неприятеля, бой продолжался 2 часа, весь расчет погиб. Ценою своей жизни бойцы дали шанс выжить другим. В память о зенитчиках и установлена зенитная пушка. На отлитой из чугуна плите, закрепленной на постаменте пушки, надпись: «В память обороны города Невинномысска от немецко-фашистских захватчиков воинам 18-го зенитного артиллерийского дивизиона в июле – августе 1942 года».
Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день 45 года
Стал последнею точкой в войне.
За все, что есть у нас сейчас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Нашим дедам и отцам.
Ребенок: Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат,
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города,
Мир нужен на Земле всегда!
Ребята, вам понравилось наше путешествие по аллее славы?
Ребята, а подскажите, Алекс, наш новый друг, сможет это все запомнить?
А что можно придумать, что бы он не только это услышал, но и увидел?
Давайте, по возвращению в детский сад, мы нарисуем наши впечатления от сегодняшнего путешествия и отправим наши рисунки вместе с письмом. Я думаю, он будет очень рад.