Папки-передвижки

«Путешествие по речке Речь». Методическая разработка конспекта занятия образовательной программы «Игра, развитие, творчество…» (5 фото)

Светлана Саватеева
«Путешествие по речке Речь». Методическая разработка конспекта занятия образовательной программы «Игра, развитие, творчество…»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип занятия: повторение и закрепление.

Вид занятия: путешествие.

Цель: формирование и закрепление правил речевого этикетного поведения,

расширение у детей представление о речи, как о средстве общения.

Задачи:

• расширить у детей представление о речи, как о средстве общения;

• способствовать формированию и закреплению правила речевого этикетного поведения;

Публикация «„Путешествие по речке Речь“, Методическая разработка конспекта занятия образовательной программы „Игра, развитие, творчество…“» размещена в разделах

развить внимание, восприятие, воображение, творческое мышление, способность сопереживать (эмпатию, умение определять и выражать эмоциональные состояния;

• воспитать умение вести себя в соответствии с правилами и нормами принятыми в обществе.

Методы и приемы: частично-поисковый.

Предварительная работа: чтение «Сказки о речке Речь».

Оборудование: магнитофон; музыкальные фонограммы.

Дидактический материал: телеграмма; капельки с этикетными фразами и словами по количеству детей; атласные ленты на каждого ребенка; разрезанные на части пословицы.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Игра «Приветствие»

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем приветствовать друг друга интересно и необычно. Я буду приветствовать вас, а вы будете отвечать мне той же самой фразой и движением.

- Индейское приветствие: «О-о-о!» (стучит ладонью по рту)

- Как инопланетяне: «Ку!» (хлопнуть ладонями по щекам и присесть).

- Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и пожать ему руку!

«Путешествие по речке Речь». Методическая разработка конспекта занятия образовательной программы «Игра, развитие, творчество…»

Педагог: Вот как весело мы поприветствовали друг друга. Очень важно не скупиться на улыбку. В каких ситуациях, ребята, мы приветствуем друг друга только жестом? Да, вы правы, мы так здороваемся, когда нельзя разговаривать.

2. Игра «Телеграф»

Педагог: Я слышу, как заработал телеграф, происходит передача телеграммы, давайте ее примем. (Дети садятся в круг, кладут руки на колени сидящих рядом ребят.) Ребята я начинаю принимать телеграмму, ваша задача передавать ее последовательно и без ошибки. (Педагог отбивает ладонью ритм: «Та-та, та-та-та!» (SOS). Дети передают его, если они ошибаются, то прием начинается заново.)

Педагог: Телеграмма принята!

II. Основная часть

Сообщение темы занятия

Игра «Прочти телеграмму»

Педагог: Нам доставлена телеграмма (приложение 1, но некоторые слова зашифрованы, нам, ребята, предстоит их расшифровать, и тогда мы сможем прочитать телеграмму.

Фото «Игра, развитие, творчество…»

«SOS! SOS! SOS! Помогите! Мне страшно. В стране «ЭТИКЕТ» подверглась загрязнению речка Речь. Речка Речь стала грустной и печальной. Необходимо срочно произвести очистку реки и тогда она вновь станет веселой и радостной! Фея Этикет».

Педагог: Отправимся на помощь, поможем фее? Очистим речку Речь?

Беседа

Педагог: Только сначала скажите, вы знаете, что такое этикет (правила вежливого поведения, принятые в обществе?

- Что помогает нам общаться?

- Ответьте мне, при помощи чего образуется наша речь? Что принимает участие в формировании звука? (Дыхание, голосовые связки и артикуляционный аппарат.) Приступим к подготовке нашего речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика

1. Упражнение: поочередно «Хоботок», «Лягушка» (8 раз).

2. Упражнение: почесать зубами верхнюю губу, потом резко поднять ее вверх (8 раз).

3. Упражнение: почесать зубами нижнюю губу, потом резко опустить ее вниз (8 раз).

4. Упражнение «Шарики»: язычком надувают щечки (8 раз).

Педагог: Подготовку мы провели, осталось проверить спасательные жилеты, так как без них нельзя отправляться в плавание по реке Речь. Приступаем.

Игра «Насос и надувной спасательный жилет» (на дыхание и взаимодействие с партнером).

Участники разбиваются на пары.

Педагог: Те, кто внутри круга, берутся за руки – «надувной спасательный жилет» из которого выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Те участники, которые стоят во внешним кругу «накачивают» жилет с помощью «насоса», ритмично наклоняясь вперед, произнося звук «Ш-ш-ш» на выдохе. «Спасательный жилет» постепенно наполняется воздухом, его части выпрямляются. Вот он надут! Дальнейшее наполнение воздухом опасно: она может лопнуть. Время окончания «надувания» участник с «насосом» определяет по состоянию напряжения «спасательного жилета». После этого его «сдувают». Он сдувается со звуков «с-с-с», произносимом на выдохе. Затем участники меняются ролями.

«Путешествие по речке Речь». Методическая разработка конспекта занятия образовательной программы - фото

(Дети надевают спасательные жилеты)

Педагог. Пора отправляться на встречу приключениям. Готовы?

В страну Этикет попасть совсем несложно.

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

Игра «Воображаемое путешествие»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом, разбившись на пары.

Педагог: Нам необходимо пройти сквозь заколдованный лес. Я буду предупреждать вас о каком-либо препятствии, а вы вместе со мной постарайтесь его преодолеть. Итак, отправляемся в путь. Мы идем по земле. Раздвигаем ветви деревьев и вступаем в волшебный лес. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой траве, она приятно ласкает ноги. А теперь у нас под ногами песок. Он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Посмотрите: вдруг выпал снег, и мы идем теперь по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. Теперь мы идем по весеннему лесу и перепрыгиваем через лужи, ручьи. Полетели как птицы. И снова побежали по тропинке».

Фото №1 Тип занятия повторение и закрепление

Педагог: Мы с успехом прошли сквозь заколдованный лес и оказались в стране Этикет. Слышите, журчат ручейки. Мы оказались у самых истоков реки Речь, которая протекает через всю страну Этикет. Это необычная река, в ней звуки сливаются в слова, слова во фразы.

- Чтобы помочь реке Речь нам предстоит проплыть по всему ее течению, а для этого необходимо средство для плавания. Какое? (Плот.)

(Дети садятся на ковер в форме квадрата – «плот».)

Педагог: Занять места на плоту! По местам! Поднять якорь! (Ребята выполняют соответствующее движение.) Взять весла в руки! (Дети берут воображаемые весла.) Одновременно начинаем грести. Раз, два!

- Чем дальше плывем, чем богаче и ярче становится Речь, все больше информации она несет. Сушить весла! (Ребята поднимают весла над водой.) Посмотрите налево (приставляют руку ко лбу, на волнах плывут слова, посмотрите направо – появились вопросительный предложения (зачитывает некоторые) (Приложение 2). А вот впереди тихий затончик, в который вливаются ручьи с вежливыми словами и этикетными фразами. Налетел сильный ветер (звук ветра, вырвал многие слова из ручейков и перепутал. Теперь жители страны Этикет не смогут разобраться какие выражения в каких случаях используются. Требуется наша помощь.

Игра «Волшебные капельки»

(Детям предлагается доплыть до капелек с волшебными фразами (словами, взять одну из них и вернуться назад в лодку.)

Педагог: Прочтите этикетную речевую фразу. Необходимо придумать предложения с этими словами и произнести их тепло и приветливо, обратившись при этом к одному из ребят по имени. А задача этого ребенка: так же тепло и приветливо ответить.

(Затем педагог предлагает вернуть разлетевшиеся капельки в ручейки: «ПРИВЕТСТВИЕ», «ПРОЩАНИЕ», «ПРОСЬБА», «ИЗВИНЕНИЯ», «БЛАГОДАРНОСТИ».)

Педагог: Продолжим путешествие по реке Речь. Ее поток стал широким, но впереди пороги. (Слышится громкое кваканье лягушек.) Разбивается Речь о них, шумит, и лягушки, живущие по берегам реки, не слыша друг друга, ссорятся, перебивают друг друга. Давайте успокоим течение, покажем лягушкам как надо общаться.

- Как должны вести себя собеседники? (Выслушивать друг друга, отвечать спокойно, и не перебивая.) Да, действительно так, и делать это достаточно вежливо.

Задание «Хлопки» (на умение выслушивать и точно передавать фразу).

Педагог: Вы, ребята, встаньте у порогов справа, а я слева, напротив вас. Мы будем общаться хлопками. Я задаю ритм хлопками, постарайтесь, чтобы ритм и сила хлопка соответствовали моему. Это как в разговоре: я спрашиваю – вы отвечаете.

(Лягушки начинают квакать тихо и спокойно.)

Педагог: Научили лягушек вести вежливый разговор.

Игра «Волны»

(Звучит музыка разного характера)

Педагог предлагает детям попробовать превратиться в речные волны и с помощью атласных лент, длинной 0,5 см. показать под музыку «волны тревоги», «волны радости», «волны грусти», «волны страха».

Педагог: Но вдруг разыгралась забурлила речная вода, закипела.

(Слышаться звуки сильного бурного течения, звуки водопада.)

- Нас вынесло к Водопаду Мудрости, который начинает превращаться в Водопад Глупости. Не позволим этого. Пословицы, разбившиеся в этом водопаде. Нужно вновь составить. Разобьемся на 4 команды.

Задание «Составь пословицу»

Детям предлагается составить пословицу и объяснить ее значение. Тот, кто выполнит задание верно, ставит пословицу на одну из ступеней водопада.

- «На добрый привет – добрый ответ».

- «Ласковое слово, что солнышко в ненастье».

- «Много крику, мало толку».

Педагог: Какие чудесные богатства полились в Речь, сколько новых слов заплескалось в воде.

(Звучит волшебная мелодия. Появляется Фея Этикет.)

Фея Этикет: Здравствуйте, дорогие друзья! Ваши труды не пропали даром река Речь стала чистой и прозрачной. Красивые и правильные слова составляют глубокие и точные мысли.

- Я все же устрою вам небольшой экзамен. Узнаю, умеете ли вы различать плохие и хорошие поступки?

Тест - игра «Плохо - хорошо»

(1 хлопок – плохо, 2 хлопка – хорошо.)

- Поздороваться при встрече.

- Толкнуть, не извиниться.

- Не уступить место бабушке в транспорте.

- Поднять упавшую вещь друга.

- Обмануть товарища.

- Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»

- Перебить во время разговора педагога или ребенка.

- Поблагодарить за подарок.

Фея Этикет: Молодцы! Вы правильно отличили добрые поступки от плохих. Какие поступки можно назвать хорошими (плохими? Почему?

III. Итог занятия

Фея Этикет: Вы, ребята, помогли мне и моей стране, очистили реку Речь. Я благодарю вас за это. Воспитанный человек – это человек, красивый своими поступками. Тот кто…

Не стоит в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Идти на выручку нужно.

В любую минуту всегда.

С ним хочется общаться и дружить.

- С этой минуты вы, ребята, являетесь почетными жителями страны Этикета.

(Детям вручается грамота «Почетного гражданина страны Этикет».)

Фея Этикет. Напомню вам на прощание 2 основных правила вежливости:

1. надо называть всех не по кличкам и прозвищам, а по. (дети заканчивают фразу) именам.

2. В разговоре чаще вспоминать. волшебные слова.

Игра «Аплодисменты»

Фея Этикет: Ребята, мы все очень хорошо поработали на занятии, и мне хочется вас поблагодарить аплодисментами. Я начинаю хлопать в ладоши и подхожу к одному из вас. Эти аплодисменты звучат для него. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому мы аплодируем вдвоем. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику аплодирует вся группа.

Фото №2 Вид занятия путешествие

(Педагог может делать в процессе игры акценты на успехах ребенка на данном занятии.)

Педагог прощается с детьми.

1. Клюева, Н. В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Играем с пиктограммкой» Методическая разработка "Играем с пиктограммкой", содержит игры на развитие предикативной лексики (слова-действия, слова-признаки). С помощью.

Занятие-путешествие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. «В стране дорожных знаков» Занятие – путешествие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «В стране дорожных знаков» Целью данного занятия является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие по речке Речь». Методическая разработка конспекта занятия образовательной программы «Игра, развитие, творчество…»
Опубликовано: 20 ноября 2012 в 19:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие по речке Речь». Методическая разработка конспекта занятия образовательной программы «Игра, развитие, творчество…»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Саватеева (УИ 40515) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД