Надежда Муравлева
«Путешествие по сказкам» (правовое воспитание)
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по сказкам»
Конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе.
Программное содержание:
• Обобщить знания детей об их правах.
• Способствовать их пониманию и осознанию на примерах сказок.
• Формировать у детей представление о праве на ЛИЧНУЮ неприкосновенность, жизнь и свободу; на неприкосновенность жилища: о праве на семью и сохранение семейных связей; о праве на отдых.
Публикация «„Путешествие по сказкам“ (правовое воспитание)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
• Продолжать работу по сохранению здоровья детей.
Демонстрационный материал:
- воздушный шар,
- настольный театр «Кукушка»,
- шапочки для игры - драматизации; «Кот, петух, лиса» (кота, петушка, лисы).
- шапочка зайца,
- веник, чашки, ложки, стол, домик с окошком,
- музыка,
- костюм черепахи, кресло,
- иллюстрации о правах ребенка.
Предварительная работа:
- чтение сказок и обыгрывание, разучивание стихов, пословиц о правах ребенка,
- рассматривание иллюстраций,
- разбор статей «Конвенция о правах ребенка» на примере сказок.
- тематические занятия,
- разучивание дыхательных упражнений, упражнений для глаз.
Воспитатель. Я сегодня предлагаю отправиться в путешествие по сказкам, которые помогут нам вспомнить о правах детей. А полетим в гости к знакомым сказкам на воздушном шаре.
- Займите, пожалуйста, места на шаре.
Музыка звучит: дети встают на колени на стульчики и выполняют гимнастику для глаз.
Перемещают взгляд вверх, вниз - Мы летим под облаками
А земля плывет под нами Вращают круговые движения — Роща, поле, сад и речка глазами по часовой стрелке, И дома, и человечки
затем против Мы летать устали
В сказку уж попали.
Идет зайка из-за двери и плачет.
Воспитатель : Зайка, о чем ты плачешь?
Зайка: Я сейчас вам все расскажу.
Воспитатель : Ребята, давайте сядем на скамеечки поудобнее и посмотрим, что же случилось с зайкой.
Настольный театр «Заюшкина избушка»
Автор: Жили - были лиса да заяц. У лисицы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна красна (появляется солнце, убирается снег). Избенка у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по старому. Лиса, попросилась у зайчика погреться.
Лиса: - Здравствуй, Зайка, помоги,
В дом к себе меня пусти В миг растаяла изба Я осталась без жилья.
Ты ведь добрый, знаю я И не выгонишь меня Я замерзла, голодна В дом скорей пусти меня
Заяц: - Что ж, Лисица, заходи К печке поскорей иди.
Автор: Зашла лисица в дом к зайке, да и выгнала его.
Воспитатель : - Отрывок, какой сказки мы посмотрели?
Дети: «Заюшкина избушка»
Воспитатель : Кто попал в беду?
Дети: В беду попал Заюшка.
Воспитатель : Что с ним случилось?
Дети: Лиса выгнала Заюшку из его избушки.
Воспитатель : Что нарушила лиса?
Дети: Право.
Воспитатель : А какое право?
Дети: Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель : А кто помог зайчику вернуть его домик?
Дети: Петушок.
Воспитатель : Да, у каждого должно быть свое жилище, и никто не может его отобрать. Теперь зайка будет жить в своем домике.
Право на жилище, его неприкосновенность.
Воспитатель : Нам пора дальше отправляться.
Звучит музыка и дети занимают свои места в «шаре».
Воспитатель : Ветра совсем нет. Трудно шару подняться, давайте встанем и поможем ему оторваться от земли.
Дыхательное упражнение.
Дети, стоя прямо, опустив руки, делают носом спокойный продолжительный вдох - задержка дыхания - на продолжительном выдохе тихо произносят: «Ф-ф-ф.»
Воспитатель : Как хорошо наши легкие потрудились и мы не заметили как быстро оторвались от земли и прилетели в гости к следующей сказке.
Ой, а я вижу вдалеке какой-то огонёк. Давайте здесь выйдем и посмотрим какая сказка нас ждет.
Теневой театр «Кукушка».
Автор: Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не
слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Тяжело ей было, от жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет; просит:
Мама: - «Дети, пересохло у меня горло, принесите мне водички!» (2р.)
Автор: Не идут дети за водой. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Сын: «Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей»
Мама: - «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
Воспитатель : Как называется эта сказка?
Дети: - «Кукушка»
Воспитатель : «Почему мама обернулась кукушкой?»
Дети: Потому что дети не помогли маме, обидели её, отказали ей в помощи. Воспитатель : Какое право нарушили дети по отношению к маме?
Дети: Право на семью
Воспитатель : А как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей.
(ответы детей)
Воспитатель : Ребята, мы знаем, что та семья настоящая, где все любят друг
друга, уважают друг друга, заботятся друг о друге. Ведь не только взрослые должны заботиться о детях, но и дети обязаны во всем помогать родителям.
Ребенок: - «Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму исподлобья не глядит,
Если добрые слова слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я - Кто? - хорошая семья.
Воспитатель : Давайте продолжим наш полет.
Звучит музыка. Дети садятся в «шар»
Динамическая пауза.
Воспитатель : Положите друг другу руки на плечи и делаем легкие покачивания то влево, то вправо.
Заканчивается музыка и из-за двери раздается голос:
«Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы.
Котик - братик, выручи меня!»
Воспитатель : Ой, ребята, давайте спустимся на землю и посмотрим, что случилось.
Драматизация сказки «Кот, петух, лиса»
Из-за двери появляется кот и петух. Они заходят в домик. Петушок садится за стол, а кот говорит:
Кот: - «Смотри, Петя, я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь, не услышу.
Не слушай лису не выглядывай в окошко, а то она тебя съест и косточек твоих не оставит.»
Автор: Ушел кот на охоту, а Петя-петушок все в избушке прибрал, пол чисто подмел, сидит ложки вытирает и кота ждет.
А лиса опять тут как тут.
Села под окошком песенку поет:
Лиса: «Петушок, петушок - Золотой гребешок.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошек».
Автор: - А Петя -петушок не выглядывает.
Лиса тогда говорит:
Лиса: «Ах, Петя - петушок, что сказать тебе хочу!»
Бежала я по дороге и видела:
Мужики ехали, пшено везли,
Один мешок худой был,
Все пшено по дороге рассыпано,
А подбирать некому.
Из окна видать, вот погляди.
Автор: Петушок поверил, выглянул, а лиса его цап - царап- схватила и понесла к себе домой.
(Лиса с петушком уходят за дверь)
Воспитатель : Отрывок какой сказки мы посмотрели?
Дети: «Кот, петух и лиса»
Воспитатель : Что натворила лиса на этот раз?
Дети: Она украла петуха.
Воспитатель : Что она хотела с ним сделать?
Дети: Лиса хотела съесть петуха.
Воспитатель : И снова лиса нарушила право.
Какое право нарушила лиса?
Дети: Лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу.
Воспитатель : А как закончилась сказка?
(ответы детей)
Воспитатель : А вспомните, в каких еще сказках жизнь и свобода героев подвергалась опасности?
Дети: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Маша и медведь».
Воспитатель : Помните, пожалуйста, о праве на жизнь и свободу.
А сейчас хочу напомнить вам еще об одном праве.
Это право на отдых.
Давайте все вместе отдохнем.
Релаксация «Львенок и черепаха»
(дети ложатся на коврик, а черепаха - в кресло садится)
- Мы на солнышке лежим Мы на солнце не глядим Только мы все лежим И на солнце не глядим.
На животик повернись И от солнца отвернись Только мы все лежим И на солнце не глядим Вновь на спинку повернись И немного потянись А потом отдыхай Понемногу загорай.
(все садятся на скамеечки)
Воспитатель : Вот и закончилось наше путешествие.
Я надеюсь, что мы с вами провели сегодня необыкновенный день- «День прав ребенка!
Давайте вспомним еще раз эти права»
Дети с фотографиями встают друг за другом и по очереди читают.
1. Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
2. Он имеет право жить, развиваться и дружить!
3. Иметь просторный, добрый дом
4. Видеть тихий мирный сон
5. Врачей помощь получать
6. Обучаться, отдыхать
7. Быть веселым и здоровым.
8. Восхищаться чем- то новым
9. И любить и быть любим Все: Он на свете не один!
Воспитатель благодарит детей.