Инна Григорьева
«Путешествие по театрам». Конспект НОД по музыке в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний детей о различных видах театра.
Задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «опера» (ария, хор);
Определять настроение музыкальных фрагментов - «Белка», «Тридцать три богатыря»;
Уточнить знания детей о театрах (драматический, кукольный);
Заострить внимание детей на различные средства выразительности при раскрытии образа (движение, пение).
ХОД.
Под музыку дети входят в зал, с концом музыки останавливаются, здороваются с гостями песенкой.
Публикация «„Путешествие по театрам“, Конспект НОД по музыке в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Музыкальный руководитель (М. р).: Вы любите сказки? И я люблю сказки, люблю я их смотреть на сцене театра. Предлагаю вам отправиться в путешествие по театрам. Поможет нам в этом волшебная книга. Книга открывается, сказка начинается…
М. р. : Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
На стульях у центральной стены сидят девочки с прялками.
Девочка1-я: Кабы я была царица,-
М. р. : Говорит одна девица,-
1-я: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2-я: Кабы я была царица,-
М. р. : Говорит ее сестрица,-
2-я: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3-я: Кабы я была царица,-
М. р. : Третья молвила сестрица,-
3-я: Я б для батюшки царя
Родила богатыря.
М. р. : Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела.
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Вы узнали, какая сказка начинается такими словами? (дети отвечают). Правильно, это «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина. В какой театр мы попали? (драматический) А почему вы так решили? (ответы детей). М. р. отмечает признаки драматического театра.
Композитору Римскому-Корсакову эта сказка очень понравилась и он решил написать к ней музыку. Сейчас мы послушаем фрагмент из музыкальной сказки.
Звучит фрагмент «Белка» Римский-Крсаков.
М. р. : Вы узнали этот музыкальный фрагмент? (дети отвечают). Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» образ белочки. Какая она была?
(ответы детей). Маленькая, красивая кукла.
А вот Александр Сергеевич Пушкин рисует ее вот так:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра-чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Появляется белочка, поет «Во саду ли, в огороде».
(кукольный театр).
М. р. : Вот чудо, так чудо. Какая звонкая песенка волшебной белочки. Каким голосом она пела? (высоким, звонким). Белочка была настоящая? Значит, в каком театре мы побывали? (кукольном)
М. р. : давайте перевернем следующую страничку нашей необычной книги…
Звучит отрывок балета «Щелкунчик», выходят мальчики, делают перестроения.
М. р. : Подскажите, откуда этот музыкальный фрагмент? Мы с вами послушали и посмотрели «Марш» из балета «Щелкунчик». А что такое балет? (ответы детей). Правильно, это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.
М. р. : Какая волшебная книга! Она помогла побывать нам в драматическом театре, и в кукольном театре. А сейчас мы попадем в другой театр. Вы, наверное, мне сами скажете, в театре, где все герои спектакля поют, как называется? (ответы детей)
Дети под музыку идут «змейкой» и садятся перед экраном телевизора.
М. р. : Вы правильно сказали, что опера-это музыкальный спектакль, где артисты не говорят, а поют. Это целое содружество разных видов искусств: пение и балет, драматическое действие и живопись. Но главное в опере, конечно же, музыка.
Римский-Корсаков наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Им написано 15 опер-сказок. Одна из любимых опер -«Снегурочка». Ее любят и взрослые, и дети.
«Снегурочка»- сказка весенняя, так как действие происходит весной, в волшебной стране берендеев. Из дальних стран возвращается Весна-красна, вокруг нее поет и танцует стайка птиц. Музыка резвая, бойкая, даже скачущая. Кажется, будто птицы озябли, возвращаясь зимой с юга, и теперь приплясывают возле Весны, желая согреться. А еще музыка в этом хоре радостная, счастливая, потому что птицы рады возвращению.
Просмотр фрагмента хора «Хор птиц»(фрагмент из мультфильма на DVD)
М. р. : Что мы послушали? Что такое хор? (ответы детей). Хор – многоголосное пение, поющая масса людей.
Главная героиня в этой сказке - Снегурочка. Она рассказывает о себе пением. А как называется ее песня в опере? (ответы детей). Да, ария-это большая песня главного героя. У Снегурочки голос высокий и звонкий, а в оркестре ей помогает петь такой же звонкий инструмент-флейта. Послушайте, какой нежный, серебристый голос у Снегурочки, как легко, с какими переливами он звучит.
Слушание «Арии Снегурочки» в записи.
М. р. : Жители берендеева царства – берендеи тоже радуются приходу Весны и справляют свой нехитрый праздник, который называется «Проводы Масленицы». Посмотрим и послушаем фрагмент - хор «Прощай Масленица».
Песню исполняет взрослый хор, мужскими и женскими голосами. Музыка в этом хоре яркая, громкая. В конце зимы берендеи с шумом тащат чучело Масленицы на опушку леса. Далеко разносится веселая, плясовая песня, шуточная прощание с долгими, надоевшими всем холодами.
Просмотр фрагмента хора «Прощай Масленица».
М. р. : Мы тоже встречали с вами Масленицу и играли. Поиграем в народную игру «Гори, гори ясно».
Игра «Гори, гори ясно» (р. н. игра).
М. р. : В опере, как и в других сказках передается все, что происходит в жизни. Мы поем и играем, и в опере тоже играют и поют. Композитор Римский-Корсаков передал своей музыкой к этой опере всё то, что происходило в его время. Вот и подошло к концу наше путешествие по театрам. Попрощаемся с нашими гостями песенкой «До свидания».
Дети спокойно идут в группу.