«Путешествие по театрам». Конспект НОД по музыке в подготовительной группе

Инна Григорьева
«Путешествие по театрам». Конспект НОД по музыке в подготовительной группе

Цель: Закрепление знаний детей о различных видах театра.

Задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «опера» (ария, хор);

Определять настроение музыкальных фрагментов - «Белка», «Тридцать три богатыря»;

Уточнить знания детей о театрах (драматический, кукольный);

Заострить внимание детей на различные средства выразительности при раскрытии образа (движение, пение).

ХОД.

Под музыку дети входят в зал, с концом музыки останавливаются, здороваются с гостями песенкой.

Музыкальный руководитель (М. р).: Вы любите сказки? И я люблю сказки, люблю я их смотреть на сцене театра. Предлагаю вам отправиться в путешествие по театрам. Поможет нам в этом волшебная книга. Книга открывается, сказка начинается…

М. р. : Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

На стульях у центральной стены сидят девочки с прялками.

Девочка1-я: Кабы я была царица,-

М. р. : Говорит одна девица,-

1-я: То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2-я: Кабы я была царица,-

М. р. : Говорит ее сестрица,-

2-я: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

3-я: Кабы я была царица,-

М. р. : Третья молвила сестрица,-

3-я: Я б для батюшки царя

Родила богатыря.

М. р. : Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела.

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Вы узнали, какая сказка начинается такими словами? (дети отвечают). Правильно, это «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина. В какой театр мы попали? (драматический) А почему вы так решили? (ответы детей). М. р. отмечает признаки драматического театра.

Композитору Римскому-Корсакову эта сказка очень понравилась и он решил написать к ней музыку. Сейчас мы послушаем фрагмент из музыкальной сказки.

Звучит фрагмент «Белка» Римский-Крсаков.

М. р. : Вы узнали этот музыкальный фрагмент? (дети отвечают). Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» образ белочки. Какая она была?

(ответы детей). Маленькая, красивая кукла.

А вот Александр Сергеевич Пушкин рисует ее вот так:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра-чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Появляется белочка, поет «Во саду ли, в огороде».

(кукольный театр).

М. р. : Вот чудо, так чудо. Какая звонкая песенка волшебной белочки. Каким голосом она пела? (высоким, звонким). Белочка была настоящая? Значит, в каком театре мы побывали? (кукольном)

М. р. : давайте перевернем следующую страничку нашей необычной книги…

Звучит отрывок балета «Щелкунчик», выходят мальчики, делают перестроения.

М. р. : Подскажите, откуда этот музыкальный фрагмент? Мы с вами послушали и посмотрели «Марш» из балета «Щелкунчик». А что такое балет? (ответы детей). Правильно, это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

М. р. : Какая волшебная книга! Она помогла побывать нам в драматическом театре, и в кукольном театре. А сейчас мы попадем в другой театр. Вы, наверное, мне сами скажете, в театре, где все герои спектакля поют, как называется? (ответы детей)

Дети под музыку идут «змейкой» и садятся перед экраном телевизора.

М. р. : Вы правильно сказали, что опера-это музыкальный спектакль, где артисты не говорят, а поют. Это целое содружество разных видов искусств: пение и балет, драматическое действие и живопись. Но главное в опере, конечно же, музыка.

Римский-Корсаков наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Им написано 15 опер-сказок. Одна из любимых опер -«Снегурочка». Ее любят и взрослые, и дети.

«Снегурочка»- сказка весенняя, так как действие происходит весной, в волшебной стране берендеев. Из дальних стран возвращается Весна-красна, вокруг нее поет и танцует стайка птиц. Музыка резвая, бойкая, даже скачущая. Кажется, будто птицы озябли, возвращаясь зимой с юга, и теперь приплясывают возле Весны, желая согреться. А еще музыка в этом хоре радостная, счастливая, потому что птицы рады возвращению.

Просмотр фрагмента хора «Хор птиц»(фрагмент из мультфильма на DVD)

М. р. : Что мы послушали? Что такое хор? (ответы детей). Хор – многоголосное пение, поющая масса людей.

Главная героиня в этой сказке - Снегурочка. Она рассказывает о себе пением. А как называется ее песня в опере? (ответы детей). Да, ария-это большая песня главного героя. У Снегурочки голос высокий и звонкий, а в оркестре ей помогает петь такой же звонкий инструмент-флейта. Послушайте, какой нежный, серебристый голос у Снегурочки, как легко, с какими переливами он звучит.

Слушание «Арии Снегурочки» в записи.

М. р. : Жители берендеева царства – берендеи тоже радуются приходу Весны и справляют свой нехитрый праздник, который называется «Проводы Масленицы». Посмотрим и послушаем фрагмент - хор «Прощай Масленица».

Песню исполняет взрослый хор, мужскими и женскими голосами. Музыка в этом хоре яркая, громкая. В конце зимы берендеи с шумом тащат чучело Масленицы на опушку леса. Далеко разносится веселая, плясовая песня, шуточная прощание с долгими, надоевшими всем холодами.

Просмотр фрагмента хора «Прощай Масленица».

М. р. : Мы тоже встречали с вами Масленицу и играли. Поиграем в народную игру «Гори, гори ясно».

Игра «Гори, гори ясно» (р. н. игра).

М. р. : В опере, как и в других сказках передается все, что происходит в жизни. Мы поем и играем, и в опере тоже играют и поют. Композитор Римский-Корсаков передал своей музыкой к этой опере всё то, что происходило в его время. Вот и подошло к концу наше путешествие по театрам. Попрощаемся с нашими гостями песенкой «До свидания».

Дети спокойно идут в группу.

Публикации по теме:

«Холод и тепло в искусстве». НОД с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности Проект непосредственной образовательной деятельностиНОД с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности Воспитатель: Чумичкина.

Детский проект «Играем в театр» "Детская проектная деятельность по теме «Играем в театр" Старшая группа Чернова Татьяна Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №27».

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
«Путешествие по театрам». Конспект НОД по музыке в подготовительной группе
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 18:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...

17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...


Горячие темочки