Лучший педагог года

Конспект интегрированной НОД «Путешествие по Волге» в подготовительной группе (6 фото)

Наталья Иванашкина
Конспект интегрированной НОД «Путешествие по Волге» в подготовительной группе

«Путешествие по Волге».

Задачи:

Образовательные: расширить и углубить знания и представления детей о нашей многонациональной Родине; дать детям общее представление о Мордовской республике: познакомить с мордовскими обычаями и народным творчеством, с национальным костюмом; активизировать словарь детей новыми словами старинного быта.

Развивающие: развивать умение выражать в речи свои впечатления; память, художественное восприятие, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

Публикация «Конспект интегрированной НОД „Путешествие по Волге“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать нравственно-патриотические чувства; интерес и дружелюбное отношение к людям других национальностей; уважение к труду народных мастеров, чувство восхищения их творчеством.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Материал: мордовский национальный костюм, сундук, рушник, старинные вышитые занавески, старинная мордовская фата, лапти, флаг России, вырезанные из бумаги «разделочные доски» и «рушники», элементы мордовского узора из цветной бумаги, клей, клеенки, ветошь, мольберт. Презентация «Республика Мордовия»(СЛАЙДЫ, мультимедийная доска. Песня Пляцковского «Волга в сердце впадает мое» в исп. М. Пахоменко

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: - Дети, мы с вами много беседовали о великой русской реке Волге, рассматривали иллюстрации, читали книги и сами являемся жителями берегов Волги. Сегодня на занятии мы совершим путешествие по Волге. Как вы думаете, на чем можно совершить путешествие по реке? (Ответы детей)

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, как необычно я сегодня одета! Вам нравится? На мне мордовский национальный костюм. Мы с вами живем в великой стране Россия, все мы россияне. Россия- большая страна, и ее населяет много народов. Все они говорят на своих языках, имеют свою культуру, традиции, национальные костюмы. Сегодня мы побываем в гостях у мордовского народа. Поплывем на теплоходе вниз по Волге.

Конспект интегрированной НОД «Путешествие по Волге» в подготовительной группе

(Звучит песня М. Пляцковского «Волга в сердце впадает мое» в исп. М. Пахоменко. Дети рассаживаются по местам. Слайд «Теплоход идет по Волге»)

Основная часть.

Воспитатель:- Вот мы с вами и в Мордовии. Мордовский народ живет в республике Мордовия, столица Саранск. (Слайд) Очень много людей разных национальностей живет в Мордовии: в основном это русские, мордва, эрзя и татары. Как и у всех республик у Мордовии есть свои государственные символы: герб, флаг, гимн.

- Ребята, какие цвета у флага России? Что означает каждый цвет флага? (Ответы детей и демонстрация российского флага).

-У мордовского флага цвета похожи на российский флаг: темно-красный, белый, темно-синий. В середине флага располагается восьмиконечная розетка - это символ солнца, тепла и доброты.

Герб Республики начинается со щита: ведь каждому народу, пришлось отстаивать свою свободу. Идея герба: жить мудро, в дружбе и в согласии. Щит обрамляется шейной гривной: старинным украшением древней мордвы золотого цвета, что символизирует древность народа и его богатство. Лиса на гербе- это богатый животный мир и охотоведение. (слайд)

Столица Мордовии Саранск. Как и во всех городах России, в Саранске есть свои достопримечательности. Давайте рассмотрим некоторые из них

(слайды) :

Набережная р. Саранки

Поющий фонтан

Собор Ф. Ушакова

Музей скульптора Эрьзи

Памятник Матери-Мордовии

Памятник семье.

Воспитатель: - Дети, а вы знаете, как по мордовски будет звучать слово «мама»? – «Тядя». Давайте вместе повторим.

(Дети повторяют за воспитателем)

Воспитатель: - Для каждого человека дорог тот уголок земли, где он родился и вырос. Как называется это место? (Родина)

-Какие пословицы о Родине вы знаете?

(Ответы).

-У мордовского народа есть свои пословицы о Родине: «В родном краю - как в раю». «Краше Родины нет ничего» (Слайд «Природа Мордовии»)

Мордовия -красивый уголок земли, она богата лесами, озерами, реками и ее природа ни чем не отличается от природы Подмосковья. В лесу в грибную пору бывает много разных грибов. (слайд) Какие вы можете назвать грибы? (Ответы)

-А в реках и озерах водится много разной рыбы. Назовите. (Ответы)

-В лесах с давних пор живут дикие звери. Какие как вы думаете (Ответы)

-Да, огромны природные богатства Мордовии -это пушнина, рыба. Водятся в лесах и заповедниках: медведи, волки, лисы, зайцы, белки, маралы, кабаны, зубры, лоси, рыси (слайд).

Разнообразен и мир птиц. Встречаются редкие черные аисты (слайд). Они занесены в «Красную книгу».

Народ мордовский очень трудолюбивый, любит заботиться и ухаживать за домашними животными. Как вы думаете, ребята, какие домашние животные приносят пользу человеку? (слайд) (Ответы детей).

-Очень любят в Мордовии продукты из молока. (слайд) Как вы думаете, какие? (Ответы).

-Пекут в Мордовии очень вкусный хлеб, а национальным блюдом являются блины, мордовская селянка. В ресторанах подают блюдо под названием «медвежья лапа» (слайд).

После работы мордва любит играть. И мы с вами поиграем в мордовскую игру.

Игра «В курочек»

Воспитатель:- Есть в Мордовии и свои национальные праздники (слайд). Один из них называется «Акша келу» («Белая береза») На этом празднике можно увидеть много народных обычаев и традиций: это и национальная борьба на поясах, и песни, и пляски. Мордва чтят свои традиции, уважают своих предков, хранят свои семейные реликвии. Ребята, а что такое реликвия? (Ответы детей с дополнениями воспитателя.)

Рассказ и показ воспитателя «Национальный костюм» (слайд)

Воспитатель:- На мне сегодня тоже семейная реликвия-это национальный костюм моей прабабушки. Давайте его рассмотрим. Какие цвета используются в костюме? (Белый, красный, черный). Мокша и эрзя могут гордиться своими национальными костюмами. С ними может соперничать разве только индийский наряд. Мордовский наряд невозможно представить себе без разного украшения. Их великое множество. Это и бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, ушные подвески, перья птиц, настоящие старинные монеты из серебра, изделия из бисера, ракушек. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками русские соседи говорили так: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь». Интересной была и обувь : здесь можно было видеть женские сапоги, голенища которых у подъема собраны в мелкие складки. Они очень похожи на меха гармошки. Известны и мордовские лапти. Их не только носили, но с ними еще весело играли. И мы с вами поиграем.

Игра «В лапоть»

Раю, раю, раю,

Игру в лапоть начинаю

Кому лапоть попадет-

Топотушки заведет! (песенку споет, ласковое слово назовет и т. д.).

Фото «Путешествие по Волге»

Сюрпризный момент «Бабушкин сундук»

(Воспитатель вместе с детьми перемещается к столу с сундуком)

Воспитатель: - У меня для вас сюрприз! Посмотрите на сундук расписной, подарок моей бабушки - мордовки. Он не простой, а волшебный - там лежит….мордовская старинная фата. В этой фате моя бабушка вышла замуж. Она похожа на современную фату? Нет. На что она похожа? (На большой платок).

-Ребята, посмотрите какие узоры! Расскажите, чем украшен платок? Потрогайте руками, он гладкий, шелковистый. В таких красивых красных платках мордовские девушки выходили замуж.

Конспект интегрированной НОД  в подготовительной группе - фото

Воспитатель кладет фату на стол, достает из сундука расписное полотенце)

-Это рушник - руки и лицо вытирать. (Новое слово дети повторяют хором)

-Как теперь называется этот предмет? – Полотенце. Посмотрите, каким узором он вышит. Его моя бабушка вышивала крестиком. Взгляните на кружево рушника, это связано крючком из ниток. Какие чудеса можно творить из ниток! (Воспитатель рушник кладет на стол, достает из сундука занавески ручной работы).

-А вот эти занавески, ребята, мне тоже достались от бабушки, я их очень берегу. Они висели у нее дома в «красном углу», где иконы, для украшения. Теперь они хранятся в нашей семье как семейная ценность. Расскажите об этих занавесках, нравятся они вам? (Ответы детей с дополнениями).

-Среди мордовского народного творчества выделяется мордовская вышивка: крестом, зубчиком, гладью, фонариком. (Показ воспитателем элементов вышивки).

Фото №1 Путешествие по Волге

-Вышивки, национальный костюм, кружево, рубаха, украшения из бисера -все это бабушка сделала своими руками. Как в сказках называли таких женщин? (Рукодельница).

-Назовите сказки, где героинями были рукодельницы. («Мороз Иванович», «Рукодельница да Ленивица»).

-Моя бабушка была рукодельницей, она сама придумывала узоры, подбирала цвета и рисунки, чтобы изделие было красиво. Раньше не было интернета, не было журналов, где можно было все посмотреть и люди проявляли свое творчество. Все бабушкины вещи из сундука -это произведения прикладного искусства.

-Вот сундук и опустел. Теперь я буду складывать туда вещи, которые мне достались как память, и вещи, которые сделаю своими руками. Этот замечательный сундук я передам своей дочке, а потом внучке. Вот и не забудут они свою бабушку - рукодельницу, да и сами станут мастерицами.

-Дети, какие старинные вещи, сделанные вашими бабушками или дедушками, есть у вас дома?

(Ответы детей)

-Молодцы, ребята! Я рада, что вы чтите свои семейные ценности!

Украшение рушника и разделочной доски элементами мордовского узора.

Воспитатель: - Пора нам прощаться с Мордовией. В память о таком удивительном крае мы сегодня с вами украсим красивые мордовские рушники и разделочные доски мордовскими узорами. Девочки у нас будут рукодельницами, а мальчики - мастерами. (Дети украшают вырезанные из бумаги рушники и доски элементами мордовского узора по образцу)

Фото №2 Развивающие развивать умение выражать в речи свои впечатления память художественное восприятие внимание воображение мелкую моторику рук

Итог занятия.

Воспитатель: - Сегодня наше замечательное и удивительное путешествие заканчивается. С нашими изделиями мы возвращаемся обратно в детский сад. Жители Мордовии рады были вашему приезду. Они всегда рады видеть друзей на своей гостеприимной земле.

Фото №3 Публикация Конспект интегрированной НОД Путешествие по Волге в подготовительной группе размещена в разделах Волга река Конспекты занятий

-Ребята, мы с вами много говорили о Мордовии, что больше всего вам запомнилось? (Ответы детей).

-Мы с вами еще побываем в путешествии по берегам нашей реки Волги, познакомимся с культурой других народов, живущих в России. А теперь в обратный путь. (Звучит песня Пляцковского в исп. М. Пахоменко «Волга в сердце впадает мое». Слайд «Теплоход на Волге»)

Публикации по теме:

Путешествие в музей Чувашской культуры в гости к Илемпи Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Музыкальное развитие» Образовательная область: «Познавательное.

«Путешествие по Волге». Конспект интегрированной НОД по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе Путешествие по Волге Составила: воспитатель Вырмаскина В. Н. Цель: расширить и углубить знания и представления детей о нашей многонациональной.

Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД «Путешествие по Волге» в подготовительной группе
Опубликовано: 24 января 2015 в 11:11
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД