МААМ-картинки

«Путешествие по зимнему лесу». Конспект НОД по экологии (старшая группа) (1 фото)

Валентина Тарико
«Путешествие по зимнему лесу». Конспект НОД по экологии (старшая группа)

Конспект НОД по экологии (старшая группа

Программное содержание

• Закрепить с детьми правила поведения на природе.

Учить детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму и т. д. ; побуждать детей узнавать и называть животных и птиц, живущих в лесу.

• Воспитывать экологическое сознание, желание оберегать природу.

• Закреплять умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

Публикация «„Путешествие по зимнему лесу“, Конспект НОД по экологии (старшая группа)» размещена в разделах

Материал: воздушный шарик; берлога для медведя, шубка для зайчика; картинки с изображением предметов одежды, корзинка, кормушка для птиц; картинки с изображением зимующих птиц.

Ход занятия

В-ль: Ребята, к нам в группу залетел шарик. Посмотрите, какой красивый!

- Ой, ребята, тут и письмо есть! Его нам прислал Старичок-Лесовичок. Давайте прочитаем, что же он нам пишет.

Письмо от Лесовичка

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Старичок - Лесовичок. У меня беда. Уже наступила зима, а лес мой и его обитатели к зиме ещё не готовы. Я обратился к вам, чтобы вы мне помогли. Пожалуйста, помогите подготовить мой дом к зиме».

В-ль: Ну что, ребята! Поможем Старичку - Лесовичку? (Ответы детей)

- Тогда отправляемся в путь. Но постойте! Мы же с вами не подготовились к прогулке в лес, не оделись тепло.

Игра «Подбери одежду»

Перед детьми вперемешку разложены картинки с изображением предметов одежды. Дети должны выбрать только ту одежду, которую нужно одевать зимой.

- Молодцы, ребята! Теперь мы можем отправляться в лес. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились (кружатся). Открывайте глаза. Вот мы с вами и в лесу.

- Ребята, посмотрите сколько много деревьев в лесу. Что это за деревья? Назовите их. Как вы думаете, они готовы к зиме? (Нет)

- А почему они не готовы? (Потому что на них нет снега! Потому что их корни не укрыты снегом)

- Правильно! Давайте поможем деревьям.

Дети кладут снег (вату) на ветви, корни ёлочек.

Игра «Снежинки»

Стою и снежинки (Ритмичные удары пальцами левой руки)

в ладошку ловлю. (начиная с указательного, по ладони правой руки).

Я зиму, и снег, и снежинки люблю (Ритмичные удары пальцами правой руки,

начиная с указательного, по ладони левой руки).

Но где же снежинки? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.)

В ладошке вода.

Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями).

Как видно, ладошки мои горячи.

- Вот теперь наши деревья готовы зимовать. Идём дальше.

В-ль: Ой, а это что такое? (стоит поломанное дерево).

Ребё нок: Ветром дерево качало,

Ветром дерево сломало.

Ранка на его стволе

И макушка на земле.

В-ль: Кто же дереву поможет.

Ветер, он помочь не сможет?

(к дереву подходит ребёнок).

В-ль: Тут Андрюша подошёл,

Приподнял немного ствол.

И заботливо потом

Обвязал его бинтом.

Ребё нок: Ствол поправился почти.

Будет дерево расти.

В-ль: Какую пользу приносят деревья?

Дети: Деревья выделяют кислород, и все живые существа им дышат. Корой деревьев питаются звери.

(Выходит старичок-лесовичок)

С. -Л. : «Кто в лесу моём гуляет

Тишину здесь нарушает?

А-а-а, это вы ребятишки

Девчонки и мальчишки

Ну, здравствуйте!»

Дети: Здравствуйте!

С. Л. : Я Старичок-Лесовичок,

Кто природу не любит и губит с теми я сердит и строг

А кто охраняет, Лес уважает,

Птиц не обижает, зверюшкам помогает

Тот гостем желанным у меня бывает»

- А вы зачем пришли?

В-ль: Объясняю, что получили письмо и спешим помочь, кому зимой в лесу плохо, кто в помощи нуждается?

С. Л. : Видел, видел, как вы ловко лес убрали и дерево вылечили.

С. Л. : Ну чтобы кому-то помогать, надо Азбуку лесную знать!. Я смотрю, вы добрые ребятки, слушайте:

1. Если крикну: «У_у-у», значит охотник идёт, надо его из леса прогнать, вы будете топать ногами (показывает)

2. Если крикну «А-у-у», значит надо показать дорогу заблудившему. Вы будете хлопать вот так – это сучья в лесу трещат. (показывают)

Внимание! Начинаем на лесном языке разговаривать!

Игра «Лесная азбука» - физкультминутка

Дети играют со старичком-Лесовичком.

- Спасибо тебе Старичок-Лесовичок, теперь и мы будем знать Лесную Азбуку. Мы очень спешим, ведь мы ещё не всё сделали.

С. Л. : Подождите, подождите. Ведь это мой лес, а вы знаете как вести себя в лесу?

Дети: Да!

С. Л. : Вот я сейчас и проверю. Помогите мне найти ошибки в поведении детей на прогулке в лесу.

(Снимает с дерева письмо и читает)

«Целый день дети провели в лесу. Они бегали, прыгали, кричали, ломали деревья. На полянке разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора».

В-ль: Какие ошибки вы нашли в поведении детей?

1. Нельзя бегать и кричать – распугаешь животных и птиц.

2. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.

3. Нельзя оставлять мусор в лесу – загрязняет природу.

4. Нельзя оставлять зажжённые костры – может загореться лес.

5. Нельзя обижать животных и птиц.

С. Л. : Молодцы ребята, вижу, знаете, как надо вести себя в лесу. А теперь я могу и отдохнуть. (Садится).

В-ль:

Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению, паучок – терпению.

Пчёлы в поле и саду обучают нас труду.

И к тому же в их труду всё – по справедливости.

Отражение в воде учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

Природа учит нас, но и сама нуждается в нашей помощи.

(Раздаётся пение птиц).

В-ль: Кто это?

Дети: Птицы.

В-ль: А вы знаете как называют птиц, оставшихся у нас на зиму?

Дети: Зимующие.

В-ль: Назовите их.

Дети: Воробьи, голуби, дятлы, синицы, снегири.

В-ль: А как живётся птицам зимой? Чем они питаются?

Дети: Крошками, зёрнами, семенами, жучками, червячками.

В-ль: Выпал снег, прикрыл семена, жучки и червячки спрятались в кору деревьев и землю. Что делать птицам?

(Дети инсценируют отрывок из стихотворения Б. Брехта «Зимний разговор через форточку»)

1-ый ребё нок: Я – маленький воробей.

Я гибну, дети, спасите!

Я летом всегда подавал сигнал,

Чтоб сторож ворон с огорода гонял

Пожалуйста, помогите!

Все хором: Сюда, воробей, сюда!

Вот тебе, друг, еда. Благодарим за работу!

2-ой ребё нок: Я – дятел пёстрый такой,

Я гибну, дети, спасите…

Всё лето я клювом стволы долбил,

Тьму вредных букашек поистребил,

Пожалуйста, помогите!

Все хором: Сюда, наш дятел, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

В-ль: Дети, видите, как плохо птицам зимой. Давайте мы им поможем.

Дети: Надо повесить кормушку, и насыпать туда крошек и зёрнышек.

Игра «»Птичья столовая»

Дети вешают птиц на деревья

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри, -

Прилетели снегири.

Три вороны в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

Ну а в воскресенье

Было общее веселье!

В-ль: В лесу живут не только птицы, но и те, для кого лес – это дом. И вы их хорошо знаете. А помогут вам мои загадки, но они не простые, это загадки – обманки. Будьте внимательны.

1. В малине понимает толк

Хозяин леса – это…. (медведь).

2. Кто любит по веточкам носиться,

Конечно, рыжая…. (белка)

3. Косоглазый, маленький, в белой шубке, валенках (Заяц).

Звучит музыка. Появляется медведь

В-ль: - Ребята, посмотрите, да это же мишка! Вот это чудеса!

Разве мишка зимой гуляет по лесу? (Нет) А что он должен делать? (Спать) А где спит медведь? (В берлоге) Так почему же он не спит? (Ответы детей)

В-ль: Давайте поможем мишке! Найдём его берлогу и уложим его спать. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу и там станет тепло и тихо, и мишка сладко заснёт, посасывая лапу. Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. Ребята, как вы думаете, а медведю зимой холодно? (Нет) А почему? (У него тёплая шуба)

Дети укрывают берлогу «снежным покрывалом».

Игра «Мишка»

Есть в лесу под ёлкой хата

В ней уснули медвежата.

(Сложить ладони под щёчкой)

Но меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать.

(Погрозить пальцем)

Просит: «Ужин мне состряпай!

Принеси скорей сюда:

Мёду, рыбки из пруда».

(Показать бочонок с медом, выполнять

волнообразные движения рукой)

«Баю-баю, надо спать!»-

Напевает сыну мать – (Погрозить пальцем)

«Ты уснёшь и сон придёт, (Сложить ладони под щёчкой)

Всё в корзинке принесёт!» (Показать ладонями на корзинку)

Звучит музыка. Появляется зайчик.

- Ребята, посмотрите! А это кто здесь прыгает? (Зайчик). А он подготовился к зиме? А какого цвета шубка у зайчика? (Серая) А какая должна быть зимой у него шубка? (Белая) А зачем зайка меняет шубки? (Чтобы на снегу его не было видно)

Давайте поможем зайчику поменять шубку!

Дети надевают на зайца белую шубку.

- Молодцы! Теперь нашего зайчика не найдёт серый волк? (Нет) Почему? (Снег белый и шуба у зайчика белая) А что ещё помогает зайчику не попасть в беду? (Быстрые лапки) Зайчик умеет очень быстро прыгать. Он запутывает следы, петляет, чтобы его никто не нашел. Он умеет прятаться в самых неожиданных местах.

Игра «Зайчик»

Скок – поскок, скок-поскок,

(прыжки)

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок. (прыжки)

В-ль: Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием Старичка-Лесовичка? Помогли ему? Как мы помогли?.

Дети: 1. Укрыли корни деревьев снегом.

2. Помогли птицам.

3. Вылечили дерево.

4. Помогли зверям. И теперь мы знаем, как вести себя в лесу.

С. -Л. : Молодцы, ребята! Спасибо! А за то, что вы были хорошими гостями в лесу, я хочу наградить вас, потому что за всякое добро, надо добром платить. Вот, возьмите корзинку, а в ней угощение от меня и от тех, кому вы помогли подготовиться к зиме.

В-ль: Спасибо, Старичок-Лесовичок. Когда понадобимся снова, зовите, мы всегда готовы помочь. Верно, ребята?

Дети: Да!

С. -Л. : До свидания, ребята! До новых встреч!

Дети: До свидания, Старичок-Лесовичок!

В-ль:

Пусть исчезнет зло на свете,

Пусть с природой дружат дети.

Ведь и зайцы и лисицы, насекомые и птицы

И растения живые – людям братья все родные!

Старайтесь их не обижать, любить, беречь и уважать!

Песенка друзей природы

1. Ничего на свете лучше нету,

Чем беречь любимую планету.

Чтоб деревья землю украшали,

Чтоб цветы повсюду расцветали.

2. Мы свое призванье не забудем:

Помогаем птицам, зверям, людям.

Мы хотели б, чтобы птицы пели,

Чтоб леса зеленые шумели.

3. Пусть цветет цветочная поляна,

Вырастают сосны-великаны.

Будет чистым небо голубое,

В этом мире мы нужны с тобою.

В-ль: Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу, и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и произнесё м волшебные слова: «Повертелись, покружились, и в саду мы очутились».

Дети : До свидания!

«Путешествие по зимнему лесу». Конспект НОД по экологии (старшая группа)
Публикации по теме:

Целевые прогулки с детьми 3–4 лет в сентябре Целевые прогулки с детьми 3-4 лет в сентябре. Целевые прогулки 1. Целевая прогулка по территории детского сада. Цель: формировать умение.

Система наблюдений на прогулках для детей дошкольного возраста (март) Март. Первая неделя. Прогулка 1 (утро). Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель: продолжать формировать умение видеть и замечать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие по зимнему лесу». Конспект НОД по экологии (старшая группа)
Опубликовано: 30 октября 2014 в 19:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД