елена рачкова
«Путешествие с Капелькой». НОД по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие с капелькой»
Цель: Познакомить с понятием слово, закреплять умение пересказывать текст.
Задачи: Познакомить с понятием слово, развивать связную речь.
1. Закреплять умение пересказывать рассказ по моделям.
2. Активизировать и обогатить словарь детей за счёт новых слов, продолжать знакомить с разными способами образования слов (с помощью суффиксов, соединительных гласных).
3. Воспитание у детей умения слушать друг друга и взрослых.
Материал:
Публикация «„Путешествие с Капелькой“, НОД по развитию речи» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Аудиозапись звуки природы, сказка "Путешествие Капельки", Игрушка Капелька и Зайка, Модели для пересказа текста.
Ход:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто пришёл к нам в гости? (зайка)
Он потерял свою подружку Капельку. Вы её не видели?
Замка любит воду, чистоту и умывается каждый день. Ребята, вы умываться?
Зайка покажет, как он умывается, а вы повторяйте за ним.
Артикуляционная гимнастика
1. язычком достанем доноса, подбородка, затем в стороны (лево -право).
2 поместим зубки
3 улыбка
Звучит музыка журчащей воды.
Звучит музыка (капель) появляется Капелька.
Воспитатель: Капелька пришла, не ошибся зайка в том, что к нам зашёл. Ребята, капелька пришла к нам в гости, чтобы рассказать нам о воде. Ведь капелька это частичка чего? (воды)
Воспитатель: Вода – источник жизни на земле. Она нужна людям, растениям, животным. Этим словом мы часто пользуемся и не задумываемся о нём.
А ведь слово вода – такое интересное, и с помощью этого слова образуется много других слов.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть –
Они об одном говорят.
Я вам скажу вода, а вы мне ласково. (водичка)
Много. (воды)
- Транспорт какой? (Водный.)
А сказочный герой? (Водяной)
Река вышла из берегов и затопила город, что произошло? (наводнение, половодье, паводок.)
- Есть сложные слова, в которых тоже можно услышать слово «вода» :
Вода поворачивается – водо …ворот,
Вода падает – водо…пад,
В воду лазает – водо …лаз,
Вода проведена - водо …провод,
Воду возит – водо…воз.
Вот видите: не только сама жидкость нужна людям, но и слово вода обозначающее эту жидкость очень нужно людям.
Ребята, капелька любит играть, поиграем с ней.
Физминутка «Дождь»
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва,
Хлопки руками на каждое слово.
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом.
Бег.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Хлопки руками на каждое слово.
Кап-кап, кап-кап.
Свободные движения пальчиками.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Соединить руки над головой.
Давайте с вами выясним: какая вода? (Мокрая, прозрачная, безвкусная, без запаха).
Зачем нужна людям вода? (Пить, готовить есть, купаться.)
Зимой вода во что превращается? (В снег, лед, иней, изморось.)
А летом? (Дождь, роса, туман)
Воспитатель: Ребята, Зайка хочет рассказать вам историю своего знакомства с Капелькой. Послушаем. (Во время рассказа воспитатель выставляет иллюстрации, которые помогут детям при пересказе).
«Жил - был Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И любил он гулять. Только скучно было Зайчику- попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.
- Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? – раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
- Эй,Зайчик-попрыгайчик, не печалься – опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
- Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а изпод камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.
- Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
- А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
- Давай, - согласился Зайчик-попрыгайчик.
И отправились они по лесу вместе.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени широкой ели и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.
_ Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.
Пригорюнился зайчик и сел под елью.
- Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А капелька улыбнулась.
- Ты как туда забралась? – спросил Зайка
- Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.
И стали они путешествовать дальше по лесу. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи, глянул на небо, а её там нет.
- Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
- Друга своего, Капельку, - ответил заяц.
- Да вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
- Как же так? – удивился зайчик.
- А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.
С тех пор Капелька и Зайка, неразлучные друзья.
Далее дети пересказывают с опорой на картинки – модели.
Воспитатель:
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Прощание с Капелькой и Зайкой.
Иллюстрации к занятию