Получи документы

«Путешествие в царство часов»

Оксана Антипина
«Путешествие в царство часов»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: вызвать интерес у детей к понятию «время».

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных знаний о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию. Активизировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные часы).

2. Развивать инициативность и самостоятельность детей в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Развивать память, мышление и воображение.

3. Воспитывать эмоционально – эстетические чувства.

Оборудование: различные часы, песочные, модель солнечных часов, водяных.

Публикация «„Путешествие в царство часов“» размещена в разделах

Ход занятия:

Дети под музыку входят в группу.

- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали? (обращает внимание на выставленные часы)

- А я думаю, что мы с вами попали в царство часов. Посмотрите как много здесь необычных часов.

(Рассматриваем с детьми коллекцию часов)

- Как вы думаете, зачем людям нужны часы?

- Что делают часы? Для чего их создали? (ответы детей)

- Как вы думаете, когда появилось время?

- Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперёд. Слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Что вы слышите в этом слове?

- В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Ведь проходит осень, приходит зима, и эта зима – новая, а вовсе не та, что была в прошлом году.

- А день сегодня тот же, что и вчера? Нет, конечно.

- Какой день недели сегодня?

- Какой день недели был вчера?

- А завтра?

- Время не возвращается, а идет вперёд, и только вперёд. И люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать, который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время. Что это за предмет? (Часы)

- Правильно, но часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. А какие же они были, ребята? Кто знает?

- Ребята, а вы хотите узнать, как люди раньше узнавали время?

- Давным - давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко - значит, пора вставать, и так до вечера.

- И вдруг человек обратил внимание на то, что тень движется за солнцем. Смотрел человек как тень бегает за солнцем, и придумал часы: вместо циферблата круглая площадка под открытым небом, вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек или колонна, а вместо самих стрелок- тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и, и как часовая стрелка, показывает время.

- Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. Почему?

- Правильно, нет солнца – нет тени.

- Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро! Но и с петушком оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается, начнёт кричать. Такие вот беспокойные часы. И ребята наверно устали, давайте мы с вами отдохнём.

Физкультминутка «Часики»

Тик – так, тик – так, в доме кто умеет так?

Это маятник в часах, отбивает каждый такт.

(Наклоны влево-вправо.)

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга.

(Вращение туловищем вправо.)

А часы идут, идут, иногда вдруг отстают.

(Ходьба на месте в замедленном темпе.)

А бывают, что спешат, словно убежать хотят.

(Бег на месте.)

Если их не заведут, то они совсем встают.

(Дети останавливаются.)

- Ребята, а вы слышали когда-нибудь выражение: «Время течёт»? А ведь когда - то время действительно текло, капало. В водяных часах.

В высокий и узкий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны чёрточки – отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор,

когда в сосуд налили воду. (Проводим опыт с водяными часами). Но водяные часы также оказались неудобными, как вы думаете почему?

- Правильно, в такие часы надо постоянно подливать воду. «Течёт время» и в песочных часах. Вернее, не время течёт, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены между собой, внутри песок. Когда часы работают, песок их верхнего пузырька сыплется в нижний, высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счёт времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например. Врачи в поликлиниках, по таким часам люди получают лечебные процедуры.

(Рассматриваем с детьми песочные часы)

- А ещё были древние огненные часы. Свечка сверху до низу разрисована, как зебра, чёрно – белыми полосочками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полосочки. Сколько полосок исчезло. Столько значит и прошло часов. Выходит, время не только течёт, но ещё и «сгорает»

(Рассматриваем свечку)

- Ребята, а как вы думаете, удобно было пользоваться такими огненными часами? Почему?

- А как выглядят часы, которыми мы пользуемся сейчас?

- Часы, показывающие только время; часы – с боем, будильники и даже говорящие; электронные, работающие на батарейках, и даже без стрелок - светящиеся цифры в окошке сами вспыхивают.

- Ребята, а кто знает, какие главные часы есть у нас в России? В каком городе они находятся?

- Это знаменитые Кремлёвские куранты, которые находятся на Спасской башне Московского Кремля, на Красной площади.

Вот какое замечательное путешествие в прошлое мы сегодня с вами совершили.

- Вам понравилось наше путешествие? О каких часах мы сегодня с вами говорили? А какие часы вам запомнились и понравились больше всего? А как вы думаете, нужно ли ценить и беречь время? Да, время нужно ценить и не тратить попусту.

Идут часы, стучат: «Тик-так»,

Они скучать нам не велят.

Они как - будто говорят:

«Напрасно время не теряй,

Его ты с пользой применяй!».

Публикации по теме:

Дидактические пособия по теме «Часы, время»Дидактические пособия по теме «Часы, время» Работая над созданием мини-музея "Измерений" по теме "Часы, время", была создана презентация "Этапы развития часов". С целью закрепления.

Мини-музей «Время»Мини-музей «Время» мини-музеи в группах нашего детского сада позволили воспитателям сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей. Экспонаты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в царство часов»
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 16:39
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие в царство часов»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Антипина (УИ 310882) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД