Татьяна Бугрова
«Путешествие в гости к Осени» (экологическая прогулка в подготовительной к школе группе)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о приспособлении живой природы к сезонным изменениям. Формировать связную речь. Расширить знания детей о растениях родного края. Развивать в детях культуру восприятия, умения наблюдать, сравнивать, видеть красоту осенних пейзажей. Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование. Маршрутная карта, лупы, "самокрылы", мешочки,ниточки.
Предварительная работа. Беседа о признаках осени, разучивание игры"Мы -осенние листочки", чтение стихов, рассказов об осени.
Публикация «„Путешествие в гости к Осени“ (экологическая прогулка в подготовительной к школе группе)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Ход путешествия.
Педагог. Добрый день,дорогие дети!Я рада видеть вас. Сегодня нам предстоит большое путешествие. Мы отправимся в гости к Осени.
В круг скорей вставайте,
Друг друга приглашайте!
Будем снова мы играть,
Наблюдать и познавать!
Посмотрите влево,вправо. Обратите внимание на окружающую нас природу.
-Какое время года (Осень).
-Что вы можете сказать о деревьях осенью?Какие они?
-Да, дети,
На дворе царица Осень.
Давайте Осень мы попросим :
"Свои нам краски,Осень, покажи и чудесами удиви!"
-Итак, нам предстоит удивительный путь,полный тайн и сюрпризов. А чтобы мы не сбились с пути,нам поможет маршрутная карта и "самокрылы".Посмотрите куда лежит наш путь (дети рассматривают карту, летят на "самокрылах"к первому объекту).
-"Самокрылы" мы надели,
По маршруту полетели.
Вы несите нас вперед,
К новым чудесам наш взлет.
Объект №1"Береза".
-Дети, отгадайте загадку:"Зелена, а не луг,
бела, а не снег,кудрява, а без волос"?
(Береза).
-Как в России еще называют это дерево (Белоствольная красавица).Почему (За цвет коры).
-А знаете ли вы.
Береза-символ России. Белый цвет у коры березы потому, что в ней есть вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. В жаркий летний день кора остается прохладной.
-А для чего березе нужны черные пятна?Через них береза дышит. Береза живет 100-150 лет. Но береза не только красивое, но и полезное дерево. Что вы,дети,знаете об этом?
-Кому известно,как почки собирают?
-А сколько грибов бывает под березами! Как они называются?
-Древесина березы используется человеком в изготовлении мебели,игрушек,посуды.
-А в стародавние времена ее называли деревом четырех дел:мир освещать,крик утешать,чистоту соблюдать,больных исцелять.
-А кто знает,почему березу осенью называют "золотой"?
-Про березу сложено много песен и стихов.
-А какие стихи о березе знаете вы?
-Молодцы!Но нам нужно продолжать наше путешествие. Возьмите на память понравившийся листочек. Надевайте "самокрылы" и вперед!
Объект №2 "Клен".
-Угадайте, о каком дереве говорится:
какое дерево,как и береза, дает сладкий сок (Клен).
-Когда наступит осень,
Он, красавец молодой,
Весь зальется солнцем
И станет покорять своею красотой.
-Дети, что вы знаете об этом дереве?
-А знаете ли вы.
У клена крепкая древесина, которую широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Музыкальные инструменты - кларнеты и флейты- делают из клена. Клен очищает воздух от вредных веществ. Живет клен чуть более 60 лет.
-Рассмотрите кленовые листочки. Сравните с березовым листочком. А что вы заметили на клене среди листьев (Семена).
Игра с семенами - вертолетиками.
-Давайте пофантазируем:о чем шепчутся листья осенью?
-Как пахнет осенняя листва?
-Нам нужно попрощаться с кленом, и отправиться дальше в путь. Выберите себе на память понравившийся листок
и веточку с семенами-крылатками.
-Надевайте "самокрылы", посмотрите на карту и вперед, к новым чудесам!
Объект №3 "Тополь".
-К какому дереву мы прилетели?
Летом, в жару, он в шубе пуховой,
В холод,зимой,совершенно голый (Тополь).
-Посмотрите, какого цвета кора? Чем пахнет?
-Что чувствуете, когда гладите кору дерева?Какая она?
-А знаете ли вы.
Тополь-неприхотливое дерево,быстро растет. Листья тополя задерживают пыль, очищают и фильтруют воздух от газов. Это дерево весной самое первое одевается, а осенью раздевается.
-Найдите его листочки. Рассмотрите.
-Сравните с листьями березы и клена.
- Как называют явление, когда с дерева падают листья (Листопад).
-Послушайте, как шуршат под ногами листья.
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят.
На дорожки, на дома
Листья желтые летят,
И шуршат, шуршат, шуршат.
-Почему осенью листья опадают?
-Представьте, что вы осенние листочки.
Игра "Мы - осенние листочки"(действия по ходу стихотворения).
Оранжевый, желтый и красный,
Листья осенние,вы так прекрасны!
Ветер вас в танце кружит,
Дождик с вами дружит,
Жаль только,птицы на юг улетают
И как красива осень,
Грач с ласточкой не знают.
-А теперь пора попрощаться с тополем, посмотреть карту,надеть "самокрылы"и в путь!
Тропинки, тропинки-
Дорожки лесные.
Куда вы, куда вы
Бежите родные?
Тропинки, тропинки-
Морщинки земли.
Откройте,тропинки,
Нам тайны свои!
Объект №4 "Рябина".
-Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. (Рябина).
-Возьмите ягодку рябины и рассмотрите. Какая она на ощупь?Какая по форме?Какого цвета?
-Найдите на ягоде отметину темного цвета, похожую на маленькую звездочку. Рассмотрите звездочку через лупу. Посчитайте, сколько у звездочки лучей?
-Посмотрите, что находится внутри ягод? Понюхайте ягоды рябины.
А знаете ли вы.
В народной медицине плоды рябины употребляют для укрепления желудка, как кровоостанавливающее средство. Из плодов рябины варят варенье, пастилу, делают конфеты. Древесина используется в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Рябина - символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябину. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, загадки.
-А знаете ли вы, кто любит лакомиться рябиной (Снегири).
-Соберите на ниточку ягоды рябины. Вкусная кормушка для снегирей зимой будет.
Игра "Разноцветная рябина".
Педагог называет время года, дети называют, какого цвета были цветы или плоды у рябины. Например, весна- белые цветы,начало лета-зеленые плоды,середина лета- оранжевые, осень- красные. И наоборот, педагог называет цвет, а дети -время года.
-Есть такая народная примета: много на рябине ягод-ждать морозов сильных.
-Поблагодарите рябину за чудесный подарок. Мы отправляемся дальше. "Самокрылы" надеты, карту посмотрели - в путь!
Объект №5 "Ель".
Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель).
- А что вы знаете о красавице-елке?
Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка.
А знаете ли вы.
Из древесины ели изготавливают мебель, столбы, музыкальные инструменты. Хвоя ели богата витаминами. В еловых лесах много гроибов и ягод-черники, брусники, голубики. Ель живет 150-200 лет. В жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно.
-Рассмотрите веточки ели. Как еще говорят на еловые ветки (Еловые лапки).
-Потрогайте ее листики - хвоинки. Какие они? Сравните их с кленовым листом.
-К каким деревьям относится ель (Хвойное).
-Рассмотрите шишку.
Возьмите на память шишки, поблагодарите ель и пригласите ее в гости.
-А теперь посмотрите, сколько интересных, ярких подарков от Осени вы получили. Вот и подошло к концу наше путешествие в гости к Осени.
-Какие у вас впечатления от путешествия? Что запомнилось? Что интересного увидели?
Просто диво!
Сколько радости вокруг!
Все деревья так красивы,
Аж захватывает дух!
Осень, Осень!
В гости просим!
Ты побудь подольше с нами,
Над лесами и лугами
Желтым листиком летай,
Чудесами удивляй!
-Надевайте "самокрылы" и возвращаемся в детский сад. В следующий раз наше путешествие будет по белоснежным следам матушки Зимы.
Литература:
Грекова Л. И., Баранник М. М., БорисоваТ. С. " В союзе с природой", "Илекса" "СервисШкола", Москва- Ставрополь,1999.