Елена Каменских
«Путешествие в историю имён». Занятие-беседа: рассказ об истории русских имён от древности до наших дней
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширение знаний об именах людей, их значении и употреблении.
Задачи:
•Познакомить с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя.
•Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.
•Формировать у детей элементарные представления о правах.
•Помочь детям в познании и принятии собственного имени.
•Дать детям представление о происхождении имён, их значении, принадлежности к полу, национальности.
•Углубить понятия «Отечество», «тёзка».
Публикация «„Путешествие в историю имён“, Занятие-беседа: рассказ об истории русских имён от древности до наших дней» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
•Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» - знакомство с происхождением имён.
•Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
•Развивать связную речь через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
•Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.
•Дать представлении о значении имён, их значении, принадлежности к полу, национальности.
•Стимулировать речевую активность; способствовать развитию умения формулировать вопросы и отвечать на них.
•Упражнять в словообразовании: уменьшительно-ласкательной формы существительных, отчеств от имен собственных, притяжательных прилагательных от существительных;
•Развивать логическое мышление; коммуникативные качества.
•Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим, чувства самоуважения и уважения к другим людям.
Словарная работа: «Конвенция», право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме; ноутбук; глобус; воздушный шар.
Непосредственная образовательная деятельность: области «Кругозор», «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Ход.
Организационный момент
- Добрый день, дети! Вы прекрасней всех на свете!
Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в необычное путешествие. (Слайд №1)
Педагог показывает глобус: - Что это такое? (Глобус.)
Для чего нам нужен глобус? (Чтобы рассматривать мир.)
- Глобус – это маленькая модель земного шара. (Слайд № 2) Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? (Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.)
- Чем отличаются новорожденные дети, которые только родились?(Рассуждения детей.)
- Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой? (Нет.)
- У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Я загадает загадку, а вы догадаетесь, о чём она.
- Ребята, отгадайте загадку: «Нечто, данное человеку сразу после его рождения и остающееся с ним на всю жизнь?» (Имя.)
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя.)
- А у вас есть имя? (Ответы детей.)
- Дети, что такое имя?
Это особенное слово - собственное название каждого человека.
- Кто дал вам имя? (Родители)
- Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.
- А когда дают ребенку имя?(Когда рождается.)
(Когда ребёнок рождается.)
- Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. (Слайд № 3)
Лишь появится ребенок,
И дышать начнет едва.
У него уже с пеленок,
Появляются права.
- Одно из этих прав - право на имя. Об этом написано в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка». Это очень важный документ. Здесь записано: ст. 7 Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя.
- Значит, какое есть у вас право? (Право на имя.)
- Вот об этом праве мы сегодня поговорим.
Может ли человек жить без имени? (Нет.)
- Почему? (Ответы детей.)
- Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то, - это имя.
Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах.
- Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Рассуждения детей.) Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.
- У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Рассуждения детей.)
- У вас у всех есть имя. А для чего оно вам? (Ответы детей.)
- А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен? ((Рассуждения детей.)
- Я предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».
– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?
– Конечно, нет, – растерянно сказала Алиса.
– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.
- Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.
- Давайте поиграем в игру «Назови себя по-взрослому».
Дети называют себя полными именами.
- Я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. А вы хотели бы, чтобы вас называли ласково? (Да.)
Игра «Клубочек»
Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем
Солнечный клубок мы размотали,
Тянется к нам солнечная нить.
Хорошо, что можно,
Хорошо, что можно
Каждому по солнцу подарить!
Каждому по солнцу подарить!
- Посмотрите, какая паутина ласковых имен у нас получилась. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
•Не дразниться.
•Не придумывать клички.
•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
•К взрослым обращаться по имени, отчеству.
- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
Потому что, каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово. Человек и его имя почти неразделимы. Поэтому для того чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т. е. уважать и любить других людей и стараться совершать только хорошие поступки.
Физкультминутка.
Как живешь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.
Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.
Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.
А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.
А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.
А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.
- Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».
(Например: Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).
Педагог называет имена детей группы, дети продолжают.
- Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован? (Слайды № 4, № 5, № 6, № 7, №8, №9) (Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот)
- Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?
Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,
Снегурочка – девочка из снега,
Незнайка – мальчик, который ничего не знает,
Белоснежка – девушка, белая, как снег.
- А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:
В чистом поле пыль поднимается
Илья Муромец, сын Иванович
К Соловью приближается.
Назовите имя богатыря? (Илья.)
- Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает? ( Отечество – это Родина.)
- На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя? (Слайд). (Кот.)
- Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество. (Дети называют отчество.)
- На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь -
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек? (По фамилии.)
- Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
- Когда рождается ребенок, мама и папа придумывают своему малышу красивое и звучное имя, и оно живет с человеком всю его жизнь.
Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» - у каждого из вас оно есть (показ), когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ (показ). Прочитайте, как он называется? (Паспорт). В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество. Это главный документ, удостоверяющий личность.
- О чем нам может рассказать имя человека? Что мы можем узнать о человеке, даже не видя его, а только зная его имя?
• Мальчик или девочка (Юля - Юра).
• Мужчина или женщина.
Бывают одинаковые женские и мужские имена, например: Валентин и Валентина, Александр и Александра, Валерий и Валерия, Антон и Атонина, Василий и Василиса. У них только разные окончания.
• Национальность.
Так, имя Светлана - русское, а Фархат - не русское. У человека любой национальности в любой стране мира есть имя. На разных языках имена звучат по-разному.
Например, русское имя Иван по-английски звучит Джон, по-немецки Иоганн, по-итальянски Джованни, по-французски Жан, по-испански Хуан, по-польски Ян.
• Имена бывают современные и старинные.
- У каждого человека есть имя, у иного и не одно, а несколько. Имена могут быть древними и совсем новыми. По имени можно сказать, откуда человек родом, в каких традициях воспитан и даже – о чём мечтали его родители.
Древнерусские имена представляют для нас огромный интерес. Они раскрывают богатство народного языка, показывали широту фантазии, наблюдательность русского человека, его доброту и общительность.
В старину имена – прозвища появлялись по – разному. Одни, например, запечатлевали какие черты характера, желаемого поведения человека: Добр, Храбр, Молчан, Умник. Другие «отзывались» на внешность человека: Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Лобан. Иные имена были связаны с профессией, ремеслом: Кожемяка, Селянин. Воин, Кузнец.
Древнерусские имена делились на две группы: внутрисемейные и уличные. Внутрисемейное имя давалось ребёнку сразу после рождения, а уличное имя человек получал уже во взрослом состоянии. Уличные личные имена учёные называют ещё прозвищами.
Часто ребёнка называли по порядку и времени рождения. Угадайте, какой по счёту или в какой день недели родился ребёнок, которого назвали: Первуша, Вторышка, Третьяк, Пятунька, Девятко, Субботка, Мороз и другие. (Дети угадывают.)
Иногда встречались имена, характеризующие обстоятельства рождения ребёнка: Ждан, Важен, Нечайко и др; внешний вид, физический облик или черты характера поведения ребёнка: Беляк, Ушак, Худяк, Сухой, Гневаш, Мямля, Молчанка, Злобко, Суетка, Рычка.
Часто родители называли детей охранными именами, отпугивающие злые силы: Кощей, Ненаги, Неудача, Неустрой, Грязка.
Иногда дети носили имена, восходящие к названиям животных, рыб, птиц, растений: Медведь, Орёл, Волк, Конь, Селезень.
Древнерусские имена не исчезли из русского языка бесследно. Они стали массовыми основами русских фамилий.
- А какие имена дают родители современным детям? (Ответы детей.)
Сейчас родители часто называют детей именами любимых героев сериалов и даже мультфильмов, выбирая им необычные имена.
- В нашей стране помимо собственно имени, есть еще отчество и фамилия.
Все эти три слова пишутся с большой буквы. Как вы думаете почему? (Дети отвечают.)
- Имена - не просто слова, а слова, называющие человека, самого главного существа на земле. Отчество и фамилию дети получают от отца. Слово «отчество» произошло от слова «отечество», а «отечество» от слова «отец», т. е. отчество - как бы второе имя по отцу.
-Назовите свое полное имя, отчество и фамилию. (Дети отвечают.)
Игра (с мячом) «Назови отчество сына»
Педагог называет имя, дети отчество.
У Ивана - Иванович, у Петра - Петрович, у Ильи - Ильич и т. д.
(Дети отвечают.)
- Дети, мы говорили, что имя рождается вместе с рождением человека.
Скажите, а если человек умирает, исчезает ли вместе с ним его имя? (Ответы детей.)
- Нет. Оно остается в памяти других людей.
Было бы хорошо, если бы вы помнили имена своих родственников - не только бабушек и дедушек, но и прабабушек, прадедушек, т. е. знали свою родословную.
- Мы помним имена великих людей: поэтов, музыкантов, ученых, спортсменов, героев, которые совершили в своей жизни что-то очень значительное.
- Какого известного человека вы знаете, например, с именем Илья, Юрий, Петр, Александр?
Дети.
Илья Муромец - русский богатырь. (Слайд № 10)
Юрий Гагарин - первый космонавт. (Слайд № 11)
Петр Ильич Чайковский - русский композитор. (Слайд № 12)
Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. (Слайд № 13)
«Дуэль имён» (для детей 5 – 10 лет)
Для игры понадобится простыня или покрывало.
Ведущий находит себе помощника для проведения игры. Группа делится на 2 подгруппы. Они располагаются напротив друг друга. Ведущий с помощником держат покрывало между группами таким образом, чтобы подгруппы не видели друг друга. В тишине каждая подгруппа выбирает по одному игроку. Они должны подкрасться к покрывалу и сесть на корточки к нему лицом. По сигналу ведущие быстро опускают простыню. Каждый участник должен как можно быстрее назвать имя игрока, находящегося напротив. Первый назвавший имя соперника имеет право забрать с собой игрока в свою команду.
Вариант. Ребята садятся спиной друг к другу. Ведущий описывает внешность одного из игроков. Другой должен назвать имя описываемого человека. И наоборот.
Итог занятия. Рефлексия.
- Наше занятие заканчивается. Скажите, с чем мы сегодня познакомились? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права? (Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.)
Что нового вы узнали об именах? Что вы расскажете своим родителям или друзьям, если вас спросят о том, чем вы занимались сегодня на занятии? (Дети отвечают.)
- Дети, вы живёте в одном посёлке, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Теремок» в нём живут такие дружные ребята!
Всем спасибо. Занятие окончено.
Использованные источники:
Горина Г. А., Горина М. П. Конспект занятия "Я имею право на имя" - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Игры на знакомство. – Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2003, № 8. С 68 –71.
Каверина Н. Г. Конспект «Наши имена». - Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Минниахметова Г. Н. Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско - правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста). -Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Титовская Н. Н. Путешествие в историю имён. – Читаем, учимся, играем. Журнал – сборник для библиотек и школ. 2005, №3. С 61 – 63.
Составитель материала: учитель – логопед МБДОУ д/с «Теремок» Каменских Елена Викторовна
Дата проведения: 03. 04. 13.