Татьяна Королькова
Пути повышения речевой активности детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
I. Вступительная часть.
II. Задачи развития речи ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.
1. Первый этап обучения речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Второй этап обучения речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
3. Третий этап обучения речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
III. Заключительная часть.
I. Вступительная часть.
Публикация «Пути повышения речевой активности детей с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
- Речь выступает как средство общения. Она возникает из потребности в общении и обслуживает его. Речь не может возникнуть вне коммуникативной деятельности. Благодаря речевому общению осуществляется усвоение общечеловеческого опыта.
- Речь является средством познания, она связана с разными структурами психики: мышлением, произвольностью. Речь, которую усваивает ребёнок, состоит не только из одних слов, но из словосочетаний, высказываний. В высказываниях ребёнок связывает предметы с действиями и ставит их в определённые отношения друг с другом. При этом формируются понятия.
- Речь является регулятором собственных психических процессов, в частности, поведения. Подчиняясь речи взрослого, ребёнок усваивает способ организации действия, тем самым формируя образ своего будущего поведения.
Программа по развитию речи ребёнка с нарушением интеллекта должна строится с учётом её влияния на психическое развитие. Нельзя не учитывать особенности развития речи ребёнка, где можно говорить не только о позднем её появлении, но и о разном уровне развития даже в пределах одного возраста.
II. Задачи развития речи ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи развития речи ребёнка с интеллектуальной недостаточностью должны решаться в контексте общения со взрослыми, через организацию совместной с ним коммуникативной деятельности посредством овладения действиями с предметами, игрушками.
К активной речи ребёнок перейдёт тогда, когда у него возникнет потребность. Для этого необходимы впечатления. Педагог вызывает к окружающим предметам эмоциональное отношение, привлекает внимание ребёнка и постепенно включает предметы в совместные манипуляции, действия, тем самым обеспечивая знакомство с их свойствами и характеристиками.
Занятия по развитию речи с нарушением интеллекта должны тесно переплетаться с занятиями по ознакомлению с окружающим, с одной стороны, и занятиями по овладению действиями с предметами, игрушками окружающего мира, с другой.
1. Первый этап обучения речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
Первый этап обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью можно рассматривать как довербальный, подготовительный этап к возникновению речи. Важно чтобы дети на этом этапе как можно больше слышали речь взрослого (педагога). Необходимо чтобы речь была эмоционально окрашена, особенно если она обращена к детям.
На I этапе необходимо:
формировать активную реакцию на взрослое обращение, речь.
формировать умение сосредотачивать внимание при обращении взрослого к ребёнку.
вырабатывать желание взаимодействовать со взрослым.
формировать умение выполнить простую вербальную инструкцию взрослого.
Например:
Дети должны выполнить простые поручения по словесной инструкции: назвать своё имя, фамилию, назвать и показать части тела, называть предметы и применять слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «извините», «можно сесть». Необходимо также обучать умению отвечать на вопросы «кто это?», «что это?».
Даже в тех случаях, когда ребёнок не говорит, с ним необходимо проводить работу по развитию речи. Для такого ребёнка развитием речи будет понимание обращённой к нему речи, понимание поручений, понимание слов – названий предмета. и слов – названий действий с предметами. С таким ребёнком труднее работать, но он будет познавать мир не хуже других детей.
Для неговорящих детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих детей не нужно требовать называть своё имя, фамилию. Они должны по произнесенной фамилии уметь показать друзей, по просьбе показать части тела и лица, а также предметы, находящиеся в комнате.
2. Второй этап обучения речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
На II этапе необходимо:
продолжать работу с детьми по формированию речевого внимания.
учить детей слушать речь взрослого и понимать её.
учить детей знать назначение предметов окружающего быта, учить их словесному обозначению.
учить узнавать действия бытового характера, показывать их и по возможности называть.
учить строить фразу.
Занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи на этом этапе обучения проводится в комплексе со всей группой детей.
На этом этапе обучения большую роль отводится организации со стороны взрослого непосредственного наблюдения детьми жизни окружающего мира. Особая роль отводится наблюдениям детей за сменой времён года, погоды, растениями. Наблюдения проходят в ходе организованных занятий- экскурсий. Дети приучаются смотреть, рассматривать, сравнивать, эмоционально реагировать на происходящее. Накапливаемые впечатления послужат основой не только занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речи, но и всего процесса обучения на данном этапе.
На экскурсии, во время прогулки воспитатель предлагает детям послушать шуршание падающих листьев, передать его звуками «Ш-ш-ш…» Необходимо учить детей слушать и различать голоса некоторых птиц, животных, например кошки (мяу, собаки (гав-гав, можно провести игру «Кто услышит больше звуков?»
Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных.
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведё т: «Ку-ку…ку-ку?»
Рано-рано поутру
Пастушок: Ту-ру-ру-ру,
А коровки в лад ему
Затянули: Му-му-му.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Немаловажная роль по прежнему отводится рассказыванию историй, сказок. Предпочтительнее свободный рассказ, чтение вслух. Можно рассказывать и какую-нибудь историю по книге, в которой дети рассматривают картинки, слушая при этом свободное изложение их содержания.
Рекомендуются народные сказки, сказки братьев Гримм, потешки, песенки.
Необходимо каждый рассказ инсценировать. Так например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», следует показать детям живую, настоящую курочку, мышку, настоящее яйцо. Тогда рассказ будет динамичным, интересным, привлечёт внимание детей с нарушением интеллекта. Дети охотно станут называть курочку, мышку, яичко и рассказывать о том, что делают эти персонажи.
Разучивание стихов, потешек и песен занимает важное место в развитие речи умеренно и тяжело умственно отсталого ребёнка. В процессе разучивания тренирует его память, развивает речь, он приучается сосредоточиваться. В начале обучения стихотворения, песни, должны быть небольшими и простыми по содержанию. Лучше начинать с потешек. Они просты, легко и естественно заучиваются.
Например: рисуя, дети разучивают такую песенку- потешку:
Рисовали, рисовали, наши пальчики устали.
Мы немного отдохнём, снова рисовать начнём.
3. Третий этап обучения речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
Работа по развитию речи на III этапе должна осуществляться в следующих направлениях:
дальнейшее расширение словаря детей.
активизация фразовой речи детей.
обучение правильному использованию некоторых грамматических форм в собственной речи детей.
III. Заключительная часть.
Итак, в заключении следует сказать, что общение должно стать важной частью всех взаимоотношений детей с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми людьми. Люди, которые их любят и которых любят они, могут многому научить их, получив при этом удовлетворение массу удовольствия от общения.