Татьяна Втюрина
«Работа с семьей: развивающая среда своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 1) «Работа с семьей : развивающая среда своими руками»
(слайд 2) «Если ты хочешь остаться в сердце человеческом,
- воспитай своих детей».
Василий Александрович Сухомлинский
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи, как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук.
Публикация «„Работа с семьей: развивающая среда своими руками“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Наша работа с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.
(слайд 3) В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и групповые собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, выставки работ детей.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
(слайд 4) Основная цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
(слайд 5) Работа педагога с родителями захватывает каждую образовательную область:
«Безопасность» - информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов и т. д. ;
«Физическая культура» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнований и т. д. ;
«Здоровье» - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» и т. д. ;
«Социализация» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, оформление портфолио, организацию выставок и т. д. ;
«Труд» - совместная деятельность взрослого и ребенка,
«Познание» - интеллектуальное развитие ребенка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные занятия в семье и в детском саду;
«Коммуникация» - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах и т. д.
«Чтение художественной литературы» - совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок;
«Музыка» - совместная музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, занятиях.
(слайд 6) Основные задачи в работе с семьей :
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
(слайд 7) С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования. Получив реальную картину на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольников. Выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные способности.
(слайд 8) За этот год в работе с родителями я использовала активные формы и методы работы с родителями : общие групповые собрания, консультации, участие родителей в подготовке и проведении праздников, совместное создание предметно - развивающей среды, конкурсы дидактических игр. В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности, в частности, моей группой был реализован в течение 1 года проект «Дом, в котором мы живем», цель которого – организация разных форм детско-родительского взаимодействия, способствующего развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми. Реализация проекта проходила с тесном сотрудничестве как с педагогом-психологом, так и другими специалистами ДОУ.
(слайд 9) В рамках проекта были организованы следующие мероприятия:
- опрос детей «Играем дома»
- анкетирование родителей «Игра в жизни моего ребенка»
- Круглый стол «Зачем нужны игры»
- Рисуночный тест «Моя семья», «Я играю дома» (совместно с педагогом-психологом)
- консультация «Какие игры нам нужны» (совместно с педагогом-психологом)
- практикум «Поиграй со мной» (обучение родителей правилам организации игр)
- пополнение предметно-развивающей среды
- конкурс «Игра своими руками» (сотворчество родителей и детей)
(слайд 10) Мы с родителями изготовили игры:
1. «Бабочка» (по типу «Муха»). Цель: развивитие умения ориентироваться на плоскости, оптимизация слухового внимания.
2. «Зеркало» - развитие воображения, творчества, мелкой моторики, знакомство со свойствами предметов
3. «Нарисуй узор» - ориентировка на плоскости, учить работать по словесной инструкции.
4. «Нарисуй и собери» - развитие творчества, мышления, воображения
5. «Картины на зеркале» - развитие творческого самовыражения
6. Куб «Эмоции» - развитие способности понимать и выражать свое состояние.
(слайд 11)В процессе реализации проектов с помощью родителей была пополнена предметно-развивающая среда нестандартным оборудованием.
За год работы с родителями повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна, общая цель. (слайд 12)