Анна Пономарева
Ранняя профориентация дошкольников в условиях использования парциальной программы ДО «От Фребеля до робота»
«Ранняя профориентация дошкольников в условиях использования парциальной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
Детский сад является первоначальным звеном единой и непрерывной системы образования в РФ. Как считают опытные воспитатели и педагоги, именно в стенах дошкольного учреждения должно начинаться формирование базовых знаний о многообразии и широком выборе видов деятельности. Ранняя профориентация дошкольников – первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений.
Публикация «Ранняя профориентация дошкольников в условиях использования парциальной программы ДО „От Фребеля до робота“» размещена в разделах
- Дары Фребеля. Консультации для педагогов
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Фрёбель Ф. Дары Фребеля
- Темочки
На сегодняшний день это малоизученное направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Это немаловажно для построения преемственности на всех этапах обучения от дошкольного до профессионального образования. Основной целью является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Современное государство нуждается в специалистах с инженерным образованием, поэтому нашей первостепенной задачей является: формирование и развитие у дошкольников технического мышления, аналитического ума, заниматься подготовкой к зарождению склонностей к техническому творчеству, проектированию и изготовлению объектов техники. Именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества, которые помогут ребенку стать успешным в профессиональной деятельности. Хорошая память, аналитические способности, умение взаимодействовать и работать в команде, лидерские черты характера, аккуратность, ответственность, инициативность, усидчивость, стремление к творчеству.
Мы решили познакомиться с содержанием парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», также узнали о технологии организации образовательной деятельности педагогов с детьми использовали данную программу в своей работе.
Программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» – единственный методический продукт по развитию технического творчества в дошкольном образовании.
Один из авторов программы, высказала следующее мнение: «Даже если ребенок не станет инженером (мы прекрасно это понимаем, что не все прошедшие обучение выберут техническую профессию, да и не это главное). Основная цель – дать детям возможность интересно прожить дошкольный период, получить актуальные знания об объектах, которые их окружают, о производственных процессах и существующих профессиях».
Свобода выбора профессии, возможность узнать огромное количество полезной и интересной информации, представленной в соответствии с возрастом детей, дает этой программе шанс на небезосновательно обретенную популярность.
Данная программа содержит большое количество разных и очень интересных проектов, которые знакомят ребят с редкими профессиями, зачастую, неизвестными даже школьникам. Сегодня я вам расскажу о некоторых из них.
Проект «Автосервис»
Данный проект расширяет представления детей об эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта в автосервисе, об оборудовании, инструментах и материалах, которыми оснащено здание автосервиса (гаечный ключ, молоток, отвёртка, подъёмник, верстак, инструментальная тележка); закрепляет знания детей о профессии людей, работающих в автосервисе (автомеханик).
Проект «Трубопровод в моём доме»
Проект даёт детям простейшие представления об устройстве систем водоснабжения, отопления; знакомит со значением и внешним видом разных трубопроводов и основных видах трубопровода в помещениях (трубопровод, водопровод, канализация, отопление); обогащает знания об особенностях профессий трубопроводчик, слесарь-монтажник, сантехник.
Макет «Порт»
Этот проект расширяет представления о порте как месте для стоянки пассажирских и грузовых судов, имеющем комплекс специальных сооружений: причалы, вокзалы, краны, склады, терминалы. Формирует представления о профессиях людей, работающих в порту: докер, такелажник, швартовщик, машинист крана.
Проект «Видеокамера»
Ребята узнали о таких профессиях, как видеооператор, инженер видеомонтажа, инженер-конструктор. Сформировали и закрепили представления о видеокамере, её частях (корпусе, объективе, карте памяти, микрофоне, о способах преобразования и воспроизведения изображений.
Проект «Выращивание растений»
В данном проекте расширили представления детей о растениеводстве, об увеличении производительности и улучшении условий труда для людей, работающих в сельском хозяйстве; познакомились с специальными терминами: сеялка, веялка, пашня, молотилка.
Проект «Рыболовное судно»
В этом проекте знакомили ребят с людьми, занятыми в промышленном рыболовстве (капитан, боцман, механик, матрос, воспитывали уважительное отношение к ним. Закрепили представление детей об организации и ведении промышленного рыболовства. Ввели в речь новые слова: «рыболовное судно», «промысловая рыба», «трюм», корма, носовая часть, палуба, рыболовные сети.
Проект «Город моей мечты»
Проект расширил представления детей о понятиях: архитектура, строительство, сооружения, строения. Познакомились с профессией архитектор, со значением архитектуры в жизни человека; уточнили знания об особенностях профессии строителя и закрепили умение ориентироваться в видах жилых строений. Ввели в лексикон понятия архитектор, архитектор-градостроитель, ландшафтный архитектор, архитектор-реставратор.
Проект «Холодильное оборудование»
В данном проекте сформировали представление детей о труде человека на производстве холодильного оборудования и его разнообразии и значении.
Обогатили словарь детей новыми словами (понятиями): холодильное оборудование, инженер-конструктор, сборщик, морозильный ларь, морозильная камера.
Проект «Конструирование одежды»
Этот проект расширил представления о технологии изготовления одежды. Ребята познакомились с такими профессиями, как дизайнер-модельер, швея. Обогатили предметный словарь такими словами как, швейное производство, швея.
Проект «Линии электропередачи»
В этом проекте сформировали простейшие представления об устройстве линий электропередачи, особенностях их строения (изоляторы, опоры, провода, трансформаторы напряжения). Ввели новые понятия, объяснили их значение, активизировали в речи: «изоляторы», «опоры», «трансформатор», «электричество». Познакомились с профессией электромонтёр.
Мы надеемся, что программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», поможет нашим современным детям в выборе профессий, использовать технологии, о которых мы можем лишь догадываться. Поэтому, образование должно соответствовать целям развития опережающего мышления. Для этого, должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и новых технологий, которые пригодятся нам в будущем.