Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Макарова Нина Геннадьевна
Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ“» размещена в разделах

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я. З. Неверович, Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Д. В. Сергеева, А. А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н. Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е. Н. Землянская, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В. И. Логиновой, Л. А. Мишариной, С. А. Козловой, А. Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми

По мнению А. Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра - отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.

Публикации по теме:

Ранняя профориентация дошкольников Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям: Работа с воспитанниками. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников»Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников» «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Дидактическая кукла Ксюша. Ранняя профориентацияДидактическая кукла Ксюша. Ранняя профориентация Дидактическая кукла Ксюша. Ранняя профориентация. Кукла – это уменьшенная копия человека. Эти маленькие фигурки – не только для развлечения,.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Ранняя профориентация в детском садуРанняя профориентация в детском саду Сегодня хочу поделиться с вами своей работой в области ранняя профориентация в доу. В этом году я выпустила подготовительную группу и мной.

Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей»Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей» Я целый день мечтаю. И знаете о чём? Что вырасту и буду, Наверно, я врачом. А может педагогом? Учить детей писать, И ставить им в тетрадки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»
Опубликовано: 14 сентября 2020 в 13:59
+154Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД