Папки-передвижки

«Развитие чувств в лечебно-педагогической среде с использованием элементов Монтессори-педагогики»

Галина Васильевна Устинова
«Развитие чувств в лечебно-педагогической среде с использованием элементов Монтессори-педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы

Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, мы ощутили трудности в реализации основной программы. Поэтому встал вопрос, как организовать коррекционно-развивающий процесс, который предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей, в основу которых должны быть положены: индивидуализация образовательно-развивающего процесса, достижения ребенка в социально-личностной реабилитации, овладение им основ социально-бытового и коммуникативного поведения. Выбор был сделан в пользу лечебной педагогики.

Публикация «„Развитие чувств в лечебно-педагогической среде с использованием элементов Монтессори-педагогики“» размещена в разделах

Почему лечебная педагогика?

Цель данной педагогики – формирование здоровой телесной, душевной основы для свободного раскрытия индивидуальности ребенка, привести ребенка в контакт с миром, раскрыть его скрытые способности и свойства через активизацию его внутренних резервов.

В центре внимания всегда стоит ребенок со своей индивидуальной задачей и судьбой в этом мире. Он представлен нам индивидуальным существом, нуждающимся в нашей любви и заботе.

Работа по лечебной педагогике строится на задачах, которые имеют несколько основных направлений

Одними из таких важнейших направлений являются:

- Развитие навыков восприятия собственного тела и движения (максимальное овладение своим телом).

- Развитие навыков восприятия через органы чувств, как основы формирования мышления (чувство осязания, вкуса, зрения, слуха, равновесия и т. д.)

Только через взаимодействие с миром ребенок вновь и вновь получает первичный опыт, который связан с собственным телом: ребенок сначала учится стоять, иметь возможность понимать мир; хватать вещи, чтобы потом охватить их умом; он должен нюхать, пробовать на вкус, брать в руки вещи, чтобы пережить, что мир доступен и обозрим.

Все это происходит на первых этапах развития ребенка.

Таким образом, через свободу движения в пространстве и свободу познавать окружающий мир, через органы чувств, происходит как-бы отпечатывание в мозге различных нервных соотношений, и этот факт становится основой для появления впоследствии способности представления и мышления.

Вся телесная структура ребенка целиком воспринимает стимулирующие воздействия, полученные посредством органов чувств. Воспитание самого себя и развитие самосознания возникают на основе чувственных переживаний, полученных в раннем детстве, и опираются на связанные с этим переживания телесных функций.

Опираясь на учение об органах чувств, разработанных Рудольфом Штайнером, наряду с известными органами чувств он исследовал и описал еще: чувство жизни, чувство слова, чувство мысли, чувство «Я».

Предлагаю рассмотреть таблицу, на которой схематично изображены двенадцать чувств. Органы чувств нельзя воспринимать обособлено друг от друга. Развитие органов чувств происходит на взаимосвязывающей основе.

Теперь нужно обратиться к таблице № 1. Рассматривая данную таблицу, мы видим, что все двенадцать чувств делятся на нижние (низшие) чувства, средние чувства и верхние (высшие) чувства.

На что направлены эти чувства?

Нижние чувства – ориентация на собственную телесность.

Средние чувства – ориентация на отношения между человеком и окружающим миром.

Верхние чувства – ориентация на личное, внутреннее развитие.

В данной таблице имеются рекомендации, т. е. виды воздействия на данные чувства. В лечебной педагогике это называется лечебно-педагогическая терапия.

Если мы обратимся к чувству осязания, как мы уже рассмотрели и уточнили что это чувство направлено на ориентацию собственной телесности, то как можно воздействовать на это чувство. То есть, какие лечебно-терапевтические мероприятия должны осуществляться:

Телесный контакт через игру.

Упражнение на географию тела.

Успокаивающий массаж.

Активный отдых.

Особую роль в этом играет педагог, который находится рядом с ребенком. Он также оказывает свое воздействие на него через свое внутреннее состояние. В этой схеме это обозначено, как внутренний мотив педагога. Через доверие к миру, свою искренность и открытость, душевную теплоту.

Аналогично можно рассмотреть каждое из чувств.

Ребенок, шаг за шагом, начинает осваивать свое тело, свою телесную организацию.

Телесное тело это не что иное, как единство четырех чувств :

Осязание

Равновесие

Движения

Жизни.

Определяются как нижние (низшие) чувства.

Особую роль в развитии детей, имеющих различные нарушения, играют нижние чувства, которые направлены на собственное тело. Они являются основой для развития способностей ребенка. Если будет нарушено одно из нижних чувств - это приведет к дисбалансу других чувств.

Очень важно ребенку, более, с проблемами в развитии, через телесные переживания обрести доверие к собственным силам и уверенность в том, что мир можно объять и постичь. Поэтому особое внимание нужно уделять нижним чувствам.

Через чувство осязания мы воспринимаем поверхность нашей собственной телесности, через соприкосновение с внешним миром, через осязание, мы переживаем самих себя как тело. Через осязание мы осуществляем контакт с миром. Органом чувства осязания являются специальные кожные рецепторы.

Чувство жизни мы переживаем внутри себя, оно дает нам ощущение здоровья.

Проснувшись утром, мы определяем свое самочувствие, свою телесность бодрой, освеженной или не отдохнувшей. Это чувство мы чаще ощущаем тогда, когда у нас что-то болит, либо возникает внутренний дискомфорт. Это зависит от кровообращения, от различных внутренних процессов, происходящих в наших органах и от многого другого. Органом чувств чувства жизни является нервная система.

Чувство собственного движения передает восприятие собственного движения, переживания свободы и чувство владения собой. Для того, чтобы узнать согнут палец или наклонена рука вперед, нам не нужно это видеть, мы это чувствуем. Органом чувства движения является мышечная система, с помощью рефлекторных функций мышцы приводят в наше тело в движение.

Чувство равновесия передает переживание равновесия, дает ощущение положения всего тела целиком в пространственном изменении вверх-вниз. Потерять равновесие это не только в физическом понимании, но и при определенной форме можно потерять свое душевное равновесие, положение в мире. Органом чувства равновесия является вестибулярный аппарат, который находится в среднем ухе.

Забота об органах чувств имеет большое значение. Было выяснено, что определенные интеллектуальные способности основываются на хорошо взаимосогласованной деятельности органов чувств.

Забота о нижних чувствах и культура движения принадлежат к насущным требованиям дошкольного воспитания (и начальной школы) – поскольку, лишь когда сенсомоторным способностям уделено первостепенное внимание, рождается свобода душевного и духовного развития.

Теперь обратим внимание на таблицу № 2

В данной таблице обозначены указания к работе и вредоносные влияния, которые оказывают неблагоприятные воздействия на чувства.

Здоровое тело – это способность владеть своим телом, успешно адаптироваться к новой обстановке, новым людям, определенным трудностям, умение сохранить душевное равновесие. Поэтому эта задача, для детей с особенностями в развитии имеет первостепенное значение, т. к. она является фундаментом для дальнейшего развития ребенка.

По определению Рудольфа Штайнера, ребенок весь является органом чувств с интенсивной возможностью восприятия. Все что происходит вокруг него, производит на него глубокое впечатление, одновременно он пытается повторить увиденное, воспроизвести самостоятельно. Поэтому очень важно кто и что окружает ребенка. Значит, среда должна представлять достаточный и правильный материал, обеспечить его необходимыми игрушками, материалами, организовать его деятельность так, чтобы он мог постичь радость, живые, разнообразные впечатления, где он будет получать свой опыт, благодаря ритму и повторению. Ритмические повторения помогают ребенку научиться чему-либо, одновременно ритм и повторения ведут к ясности и порядку. Все это очень хорошо отражено в лечебно-педагогической среде, прежде всего с учетом правильного ритма дня, недели, месяца, года, сна, бодрствования. Соблюдение этих важных моментов являются первостепенным. А также включение в данную среду элементов предметно-развивающей среды Монтессори-педагогики, некоторых подходов и методов работающих на решение целого комплекса образовательных задач, позволяющих строить коррекционно-индивидуальную работу с учетом уровня развития ребенка, его потребностей и интересов. Мы стремимся, чтобы развивающая среда нашей группы удовлетворяла потребности как актуального ближайшего развития, так и перспективного развития ребенка и отвечала его индивидуальным особенностям. Важное свойство такой среды – побуждения к усилию, излишний комфорт препятствует развитию ребенка.

Правильно организованная среда группы оказывает на ребенка благотворное терапевтическое воздействие.

Таким образом, организация пространства, создание уюта и теплого настроения в группе, разнообразная совместная деятельность детей, детей и взрослых, работа в домашнем хозяйстве, свободная игра, приготовление пищи руками, свобода выбора стимулирующего материала, все это является фундаментальным становлением психики ребенка, развитием всех остальных его способностей: интеллектуальных, речевых, эмоциональных, физических.

Методика сенсорного развития наиболее полно разработана в Монтессори-педагогике, которая успешно может реализовываться в лечебно-педагогической среде, являющейся для наших детей наиболее комфортной, терапевтической и социально-развивающей.

Развитие нижних чувств и телесного опыта в лечебно-педагогической среде осуществляется через различные виды деятельности, разнообразие игр и занятий.

Чувство движения, равновесия, осязания, чувство жизни можно почувствовать пережить и развивать через детскую игру. Игра – это естественная потребность ребенка, она несет терапевтическое воздействие, способствует развитию, переживанию чувств.

Главный принцип, к которому мы стремимся – личностный подход к ребенку, пример и подражание, приоритет игровой деятельности, забота о здоровом развитии. Особенный ребенок нуждается в гораздо большем внимании и заботе со стороны взрослых. Педагог должен принять ребенка таким, какой он есть. А в случае с особыми детьми это гораздо сложнее, т. к. у такого ребенка имеются, чаще всего, комплексные нарушения. И никаких стандартов здесь нет, и не может быть, каждый ребенок индивидуален, и он идет по своему, собственному пути развития. Задача нас, педагогов, моя задача – пройти этот путь вместе с ребенком, максимально раскрывая его способности, помогая ему осознать собственную особую значимость в жизни.

Публикации по теме:

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Проектирование развивающей среды в ДОУ. «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее». В. А. Сухомлинский. Проблема проектирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие чувств в лечебно-педагогической среде с использованием элементов Монтессори-педагогики»
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 10:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие чувств в лечебно-педагогической среде с использованием элементов Монтессори-педагогики»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Васильевна Устинова (УИ 171158) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД