Лучший педагог года

Консультация «Развитие художественно-творческих способностей детей через конструирование и моделирование»

Елена Стальмахович
Консультация «Развитие художественно-творческих способностей детей через конструирование и моделирование»

Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их

пальцев»

«Детское сердце чутко к призыву творить… важно только, чтобы за призывами следовал труд»

В. А. Сухомлинский

Введение

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно творческая деятельность, а именно художественное конструирование. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению

Публикация «Консультация „Развитие художественно-творческих способностей детей через конструирование и моделирование“» размещена в разделах

А. В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов». Занятия по художественному конструированию при определенной организации обучения создают условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у детей, а также делает воспитание и обучение при помощи художественного конструирования актуальным.

I. Детское творчество и детское конструирование

1.1. Конструирование. Типы конструирования.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова

construere, что означает - создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.). Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но, и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой («веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц»).

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

1.2. Формы организации обучения детскому конструированию.

Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

Однако, использование образцов — это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой соединения деталей. Все это помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций.

Направляя самостоятельную деятельность младших школьников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять в качестве образца рисунки, фотографии, шаблоны. Можно также, предложить воспроизвести определенный образец, давая детям материал, в котором отсутствуют отдельные детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися.

Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование – важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами – надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым поделка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования, в данном случае, выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети старшего дошкольного возраста должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами.

Конструирование по простейшим наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В. В. Брофман, которые дети использовали для построения наглядных моделей, отражающие их замыслы.

В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т. е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» - простейшие чертежи - в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок, и т. п.).

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «животные», «транспорт» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

Конструирование по модели, заключается в следующем: детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.

Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Однако оно не получило своего распространения.

Одним из самых эффективных инструментов познания и развития детей также может стать моделирование. Моделирование является довольно сложным видом деятельности, но оно развивает такие качества, как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.

Существуют различные виды моделирования - предметное, графическое, практическое. Как правило, основной акцент делается на предметное моделирование, так как построение и использование наглядных моделей, образов дает более реальное представление детям об окружающем мире. Так, например, изготавливая модель самолета, дети впоследствии смотрят, как он летит, маневрирует, и становится сразу понятно, почему самолет имеет именно такую форму, и зачем ему нужны крылья.

На первоначальном этапе моделирования дети должны изучить материалы: бумага, пластик, картон, их свойства, способы сборки, крепежей деталей друг к другу. Предусмотрена работа с разнообразными видами материала - бумагой и картоном, бросовым материалом, с готовым конструктором, с мягким конструктором и лего.

Далее необходимо знакомство детей с готовыми схемами и изготовление по ним моделей. Например, выполнение модели самолета из готовых деталей. Когда у детей сформировываются навыки работы по готовой схеме, тогда они могут самостоятельно смоделировать предмет из бросового материала.

Важно приучить детей критически относиться к выполненным работам. Но при этом детям нужен доброжелательный, но принципиальный анализ их работ. Основной вид совместной деятельности в кружке является игра, так как именно игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей.

Модели являются, весьма общим средством познания окружающей детей действительности. Овладевая умением работать с различными видами моделей, перед детьми раскрываются новые представления о предметах. В разных видах деятельности работа с моделями может ставить ребенка в активную позицию и стимулировать познавательную и творческую деятельность. Применение моделей на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается уровень умственных способностей детей. В настоящее время положено лишь начало этого приема обучения, но результаты, которые мы видим, дают нам уверенность в том, что моделирование актуально на сегодняшний день.

Роль педагога в развитии художественного конструирования и моделирования

В организации художественного конструирования и моделирования детей существенным является отношения педагога к инициативе ребёнка. В большой степени стимулируют творческое самовыражение обучающихся педагоги, имеющие ориентации по поддержанию в детях естественного творческого процесса. Исходя из этого, педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости. Педагогу, претендующему на формирование качеств творческой личности обучающихся, необходимо убедить детей, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. Задача педагога не только выяснить творческие способности обучающихся, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку. Через индивидуальный подход поддержать одарённых и талантливых детей. Индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребёнке, удовлетворению его творческих запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, эмоциональных сил.

Игры и занятия должны вызывать положительные эмоции. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – очень важный этап для творческого развития ребёнка.

Очень важно найти тактический подход, чтобы не обидеть ребёнка, а вызывать в нём стремление сделать следующую работу намного лучше. Это поможет ему осознать и почувствовать ответственность за свои успехи и неудачи, поможет понять, что его успехи зависят только от него самого, от его знаний и умений, стараний, аккуратности и вложенного труда. Научившись анализировать свои ошибки, ребенок сможет легко переживать свои неудачи, они не станут большой трагедией, а лишь ошибкой которую легко исправить. А воспитатель, должен помочь в этом ребёнку, чтобы из маленького человека выросла творческая личность.

Заключение

Художественное конструирование и моделирование - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на занятиях.

В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Занятия художественно-технического конструирования дают огромные возможности для самовыражения и развития способностей детей, помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её. Значение занятий по художественному конструированию для развития творческих способностей дошкольников велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид деятельности в высокой степени способствует эстетическому воспитанию дошкольников. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий.

Художественное конструирование и моделирование в детском саду– важное средство творческого и эстетического развития детей, так как способствует формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

Список литературы

1. https://50ds.ru/detsad/

2. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=511219

3. 365 весёлых уроков труда. – М. : Рольф, 1999. – 256 с., с илл. – ( Внимание:

дети).

4. Трудовое воспитание младших дошкольников во внеклассной работе: Кн. для учителя нач. классов. - М. : Просвещение, 1985.-160 с.

5. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание. [Текст] / А. В. Бакушинский – М. : Новая Москва, 2005.- С. 105-115.

6. Дремова, А. К. Основы эстетического воспитания. [Текст] / А. К. Дремова. - М. : Высшая школа. 2003. С. - 112-160с.

7. Арнина, Н. Л. Уроки прекрасного [Текст] / Н. Л. Арнина. - М. : 2000г. -100с.

8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : 1999.- С. 246-290.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие художественно-творческих способностей детей через конструирование и моделирование»
Опубликовано: 14 января 2020 в 04:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД