Лучший педагог года

Развитие интереса к туризму детей старшего дошкольного возраста через организацию прогулок — походов в детском саду

Лариса Борисовна Горохова
Развитие интереса к туризму детей старшего дошкольного возраста через организацию прогулок — походов в детском саду

Методическая разработка по теме:

«Развитие интереса к туризму детей старшего дошкольного возраста через организацию прогулок – походов в детском саду»

Движение составляет основу любой детской деятельности. Однако в настоящее время врачи, специалисты и педагоги детских дошкольных образовательных учреждений отмечают значительное сокращение объема двигательной активности детей (снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности, их малоподвижность или, наоборот, хаотическая гиперактивность). Это ведет к ухудшению здоровья детей, замедляется развитие основных физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость и др.).

Публикация «Развитие интереса к туризму детей старшего дошкольного возраста через организацию прогулок — походов в детском саду» размещена в разделах

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость, работоспособность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

В связи с этим активизируется поиск новых подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить детей к жизни.

Анализ специальной литературы (Бочаровой Н. И. «Туристские прогулки в детском саду», изучение практического опыта коллег показали, что одним из таких направлений является организация прогулок – походов с элементами туризма в работе с дошкольниками. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития личности ребенка в условиях технического комфорта.

Прогулки – походы в дошкольном образовании являются одним из развивающихся направлений в оздоровлении детей. Наш детский сад № 205 «Геолог» расположен вблизи зеленой зоны, поэтому одна из форм организации физического воспитания в дошкольном учреждении - это прогулки – походы, которые позволяют эффективно обеспечить постепенное увеличение физических нагрузок. Ходьба обычная и с препятствиями; бег, ходьба на лыжах являются основными средствами передвижения по разработанному маршруту и не воспринимаются как специальные упражнения, выполняемые с обучающей целью.

Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психофизического здоровья дошкольников.

Целью нашей работы является удовлетворение двигательных потребностей детей дошкольного возраста в естественных природных условиях; развитие умственных, физических умений и навыков.

Задачи

Укреплять здоровье детей, используя природные условия.

Создавать условия для развития физических качеств, таких как ловкости, координации, быстроты реакции, выносливости и т. д.

Закреплять знания поведения детей в природе и умение применять их в окружающей среде.

Совершенствовать естественные виды движения и обогащать двигательный опыт детей.

Способствовать развитию кругозора детей, осознанного и уважительного отношения к окружающему миру.

Воспитывать дружеские межличностные отношения и желание проявлять взаимопомощь.

Работа по решению поставленных задач осуществляется по следующим направлениям:

- с педагогами;

- с родителями;

- с детьми.

При работе с педагогами используем следующие формы:

1) консультации;

2) инструктажи по технике безопасности;

3) согласование темы задачи прогулки, маршрута и его длительности;

4) выбор объектов наблюдений и мест привала;

5) подбор снаряжения.

Формы взаимодействия с родителями:

анкетирование;

беседы, консультирование;

информационные стенды;

участие в подготовке и проведений прогулок - походов.

Работа по планированию, организации и проведению прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста строится по принципам:

Здоровьесбережения

Продолжительность прогулки, протяженность маршрута и нагрузка детей определяется в соответствии с медицинскими показателями, группой здоровья и уровнем их физического развития. Одежда и обувь детей соответствует сезону, погодным условиям. В оборудование прогулки входит походная аптечка.

Принцип безопасности

Важным компонентом в ходе подготовки маршрута предстоящей прогулки – похода является его безопасность. С детьми групп заранее закрепляются правила дорожного движения, правила поведения в природе. Ответственные педагоги за проведение прогулки – похода назначаются приказом заведующего ДОУ с обязательным прохождением целевого инструктажа.

Системности, сезонности

Все прогулки проводим в системе, с последовательным усложнением содержания и изменением маршрута, с учетом сезона, возраста детей. В ДОУ разработан перспективный план проведения прогулок – походов для старшего дошкольного возраста.

Организованной и самостоятельной игровой деятельности

Самым действенным средством в овладении дошкольниками основных видов движений на этапе их совершенствования является игра. В содержание каждой прогулки включаем организованные и самостоятельные игры, игровые упражнения разной двигательной активности. Удобным временем для проведения игр является привал.

Познавательный принцип

Обязательной составной частью прогулки является работа по ознакомлению детей с историей родного края. В процессе воспитания различных предметов ребенок получает богатый чувственный опыт, который необходим для развития его мышления и речи. У детей развивается любознательность, расширяется кругозор, поэтому прогулки по микрорайону считаются одним из наиболее действенных методов ознакомления детей с культурой малой родины, воспитания патриотизма. Краеведческие прогулки направленны на изучение природы родного края. Во время таких путешествий проводятся экологические акции «Друзья леса», «Пернатые друзья», «Юный эколог» и др.

В детском саду практикуются разные виды прогулок – походов : спортивные, туристические, сюжетные, походы выходного дня.

Маршруты прогулок – походов разрабатываем с учетом возраста детей, сезона, темы, вида.

В ходе подготовки и проведения прогулок – походов с детьми выделяем 3 этапа:

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

1. Подготовительный этап

Работа с детьми на подготовительном этапе включает тематические беседы и практические упражнения по темам: «Краеведение», «Я и природа», «Я и мое здоровье», «Ориентирование по маршрутному листу, карте» и т. д. В ходе беседы дети знакомятся с предметами туристского снаряжения, узнают правила безопасного поведения в природе.

Важное место занимает физическая – общая и специальная подготовка детей. Общую физическую подготовку ведем в процессе плановых занятий и мероприятий, с учетом годового плана (общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, игры – эстафеты, лыжная подготовка и т. д.). Хороший эффект дают дозированная ходьба, ежедневные пробежки вокруг детского сада с преодолением различных препятствий; подвижные и спортивные игры с бегом и прыжками с учетом возраста и индивидуальных возможностей детей.

Специальная подготовка «Я в походе не отстану» - это часть занятия по обучению в ходьбе в колонне по одному и по два с соблюдением дистанции. Освоению ходьбе на лыжах способствуют имитационные упражнения, проводимые в зале и на улице «Лыжники».

Подготовка к зимней прогулке в начале зимнего сезона проходит на территории детского сада, где прокладываются две лыжни. Одним из условий является обеспечение индивидуально – дифференцированного подхода к каждому ребенку в процессе занятия. С целью отрабатывания способов поворотов, подъемов и спуска с возвышенности используются такие упражнения: «Учусь ходить скользящим шагом», «Учусь делать повороты», «Учусь правильно падать» и др. Для поддержки интереса ходьбы на лыжах использую метод стимуляции «Лучшему лыжнику – флажок в руки». После освоения техники ходьбы на лыжах выходим за пределы детского сада, где дети обучаются скатываться и подниматься на горку.

Таким образом, практические упражнения по овладению туристскими умениями проводятся на физкультурных занятиях и развлечениях, например развлечение «Юные туристы» (Приложение 1). На этом мероприятии дети закрепляли и применяли знания на практике.

2. Основной этап

Накануне даты прогулки руководитель (инструктор по физкультуре) заранее проходит маршрут, выбирает безопасный путь, места для игр и отдыха, подготавливает необходимое оборудование, разрабатывает маршрутный лист и т. д. Накануне прогулки дети и их родители информируются о предстоящей прогулке. Дома собирают рюкзаки с личным снаряжением (перекус).

Сбор детей на площадке детского сада в светоотражающих жилетах. Напоминается тема прогулки – похода, правила безопасного передвижения и правила дорожного движения, маршрут.

Организация деятельности детей на маршруте :

- организованное движение детей в ходе прогулки (в парах, в колонне и т. д.) за руководителем, с соблюдением правил безопасности, ориентируясь по маршруту;

- на привале – расположение бивака, организованные игры, игры – эстафеты, ориентирование на местности по маршрутному плану, самостоятельные игры;

- наблюдения и экспериментальная деятельность с объектами природы;

- сбор природного материала;

- экологические акции (н-р, уборка мусора, развешивание кормушек и подкормка птиц на территории леса и парка т. д.).

По мере развития выносливости у детей и совершенствования навыков скольжения на лыжах организуются комбинированные походы, в ходе которых чередуется пешая ходьба с передвижением на лыжах.

Ход комбинированной прогулки

Первую половину пути дети идут в городской черте с короткими остановками для ориентировки по маршрутному плану, для закрепления названий улиц, социально значимых зданий и др. Вторая половина маршрута - это лесная зона. Дети ориентируются по плану: соотносят топографические знаки плана с реальными объектами местности.

Затем дети надевают лыжи, передвигаются за руководителем по лыжне до привала.

Лыжные прогулки по зимнему лесу – это яркие впечатления: следы животных и птиц на свежем снегу, шишки, кем – то объеденные, лежат, причудливые ветви с зимних деревьев, прыгающие с ветки на ветку белки. Белки в нашем лесу стали, как ручные, ждут угощения.

На длительном привале (на поляне леса) организуются игры («Прятки», «Лесные пятнашки», «Дуб – береза», игры – эстафеты с использованием лыж, санок и др. оборудования.

Оздоровительная направленность игр обеспечивается включением в их содержание разнообразных видов бега, прыжков, ходьбы на лыжах. Для стимуляции интереса детей используются сюрпризные моменты. Например: ходьба по легенде – плану ищут «Клад», где дети практикуются ориентироваться на местности.

По желанию дети делятся на туристические группы (санитар, костровой, повар, фотограф и др., и выполняют их обязанности. Например, костровые вместе со взрослыми собирают сухие ветки. Определяют место для костра (старое костровище, а взрослые разжигают костер.

Всем участникам похода санитары раздают коврики для сидения, одноразовую посуду, гигиенические салфетки.

У костра дети отгадывают загадки, закрепляют знания о видах костров и правила тушения, поют туристские песни. Самым вкусным и незабываемым угощением для ребят является жареный хлеб на костре с ароматом дыма и зимнего лесного воздуха. (Хлеб заранее режется в группе детского сада, натирается чесноком, посыпается солью). Антисептические, дезинфицирующие свойства чеснока защищают детский организм от вирусных заболеваний, поэтому это одно из средств укрепления здоровья детей. После перекуса и отдыха у костра с детьми организуются индивидуальные и коллективные наблюдения за объектами природы, сбор природного материала, экологические акции «Развесь кормушку», «Подкорми птиц и животных». Выделяется время для самостоятельной игровой деятельности ребят.

Таким образом, дети накапливают эмоционально – положительный опыт общения с природой.

В конце прогулки дети совместно со взрослыми прибирают места привала от мусора, тушат костер, собирают оборудование. Завершающим этапом является обратный путь. Участники похода утомлены обилием впечатлений, поэтому выбирается короткая дорога.

Пример комбинированной прогулки – похода в Зубаревский лес «Друзья леса» (Приложение 3)

Педагогом разработаны маршруты пеших и комбинированных прогулок – походов в разное время года.

Маршруты прогулок – походов для детей 5-6 лет :

1. маршрут по территории детского сада (300-400м) (август - сентябрь);

2. детский сад – Кочуровский парк (400-500 м) (октябрь);

3. детский сад – речка Люльченка (500-600 м) (июль - август).

Маршруты прогулок – походов для детей 6-7 лет :

1. маршрут по территории детского сада (400 - 600м) (август - сентябрь);

2. детский сад – Кочуровский парк (500-1000 м) (октябрь).

3. детский сад – Зубаревский лес (1200-1500 м) (февраль - март).

3 Заключительный этап

На заключительном этапе воспитанники совместно с воспитателями подводят итоги прогулки – похода, обмениваются впечатлениями, заполняют дневники наблюдения, из собранного природного материала выполняют интересные творческие работы.

Результативность походов-прогулок

Проанализировав данные обследования здоровья детей за 3 года, в течение которых проводились прогулки-походы в группах детского сада, можно сделать вывод о положительной динамике снижения заболеваемости, соответственно повышается индекс здоровья воспитанников детского сада.

Диагностику физических качеств детей проводится два раза в год (в начале – сентябрь, в конце - май) по методике Ноткиной Н. А, Козьминой Л. И.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения:

- быстрота (бег на 30 м);

- сила (сила плечевого пояса – бросок двумя руками мяча весом 1 кг);

- прыжок в длину с места;

- выносливость (бег на 120 м).

Анализ развития основных движений по физическому развитию в конце учебного года (май) показал высокие средние показатели уровня развития у детей старшего дошкольного возраста : 90%, - 2015г., 88,5% - 2016 г., 88,6% -2017г.

Систематическое проведение прогулок – походов регулирует работоспособность детей, помогает избежать психического утомления. Прогулки, экскурсии являются прекрасным средством активного отдыха.

У воспитанников детского сада повышается устойчивость к заболеваниям, развиваются физические качества, самостоятельность и наблюдательность, расширяется кругозор и накапливается первичный багаж туристических знаний и умений.

Воспитанники детского сада ежегодно принимают участие:

- в летней и зимней спартакиадах ТМО №3 г. Кирова и являются неоднократными призерами и победителями.

- в городском туристическом слете «Юный знаток природы» среди дошкольных образовательных организаций г. Кирова, занимают призовые места.

Таким образом, прогулки – походы являются эффективной формой организации деятельности детей и могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях.

Перспектива.

1. Разработать маршруты прогулок – походов по Юго – Западному району.

2. Организовать соревнования по туризму детей дошкольного возраста на ТМО № 3.

3. Распространить свой опыт среди коллег.

Литература

1. Амарян Р. И., Муравьев В. А. Нормативно – правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста. – М. : Айрис – пресс, 2004.

2. Ашмарина Б. А. Теория и методики физического воспитания. – М. : Просвещение, 1990.

3. Бабаева Т. И. и др. Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – СПб. :ООО Изд. Детство-Пресс, 2011.

4. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду. – М. : 2004.

5. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. – М. : Просвещение, 1986.

6. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М. : Просвещение, 1981.

7. Глазырина Л. Д., Овсянкина В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М. : Владос, 2000.

8. Глазырина Л. Д. Программа по физическому воспитанию дошкольников «Физическая культура – дошкольникам». – М. : Владос, 2000.

9. Скоролупова О. А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения – М. : Изд. Скрипторий 2008.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Сценарий праздника «Осенняя ярмарка в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий праздника «Осенняя ярмарка в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий праздника "Осенняя ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Людмила Владимировна Диканова, музыкальный руководитель.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интереса к туризму детей старшего дошкольного возраста через организацию прогулок — походов в детском саду
Опубликовано: 30 июля 2022 в 19:09
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД