Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму

Наталья Плотникова
Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму»

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Публикация «Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму» размещена в разделах

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет поставить руку, подготовить её к работе. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка

При развитии мелкой моторики и графических навыков у дошкольников необходимо:

1. Формировать навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии; мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

2. Развивать общую моторику, двигательные функции рук, зрительно-моторную координацию, внутреннюю и внешнюю речь, логическое мышление, бощую культуру, внимание и память, творческие способности.

3. Воспитывать интерес к процессу обучения в целом, усидчивость, аккуратность.

Необходимо уделять большое внимание тренировке движений пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Для занятий по подготовке руки ребёнка к письму используются следующие игровые задания и упражнения:

Работа с линиями.

Игровые упражнения «Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини», создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыком письма.

С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.

Раскрашивание. Приятное для малышей занятие, с помощью которого решаются следующие методические задачи:

1. научить детей правильному раскрашиванию: не выходить за пределы контура, делать закрашивание сплошным, без полос;

2. приучить начинать с самого лёгкого нажима карандашом;

3. показать, как с помощью изменения нажима одним карандашом закрасить рисунок двумя тонами – совсем светлым и более густым (ярким).

Штрихование. Внимание ребёнка обращается на направление штриховки (стрелка, одинаковое расстояние между линиями и их параллельность. Во время работы дети учатся контролировать себя, выполнять задание в очерченном пространстве, вырабатывать глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений.

Обведение по точкам и по контуру. Это упражнение развивает внимание, формирует тонкие моторные навыки.

Дорисовывание. Развивает воображение, творческое мышление.

Работа с палочками и другими мелкими предметами (скрепки, горох и т. д.) способствует точности движений пальцев и руки развивает пространственные представления, закрепляет знания о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур. Каждая вновь выложенная фигура сопровождается заучиванием четверостишия, что способствует развитию речи и памяти.

Шнуровка развивает внимание, формирует тонкие моторные навыки.

Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища, пальцев и кистей рук).

Через каждые 5-10 минут работы ребёнку необходим отдых. Для этой цели на занятиях проводятся физкультурные минутки. Для них используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации, а так же на речевое развитие. Кроме того, эти упражнения развивают память, чёткое произношение, содействуют плавности и выразительности речи.

Пальчиковая гимнастика является важной частью развития мелкой моторики. Она увлекательна, способствует развитию речи, творческой деятельности. Когда дети освоят выполнение фигур – движения усложняются: разыгрывание сценок, пересказ коротких рассказов сопровождающихся построением фигур из кисти и пальцев рук.

Речь с движением способствует координации движений, развивает чувство ритма, двигательную активность. Дети учатся выполнять движения соответствующие тексту стихотворения, что закрепляет понимание ими значения «слово».

Список литературы

1. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2006. – 32 с. : ил. – (Серия «готовимся к школе»).

2. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Ил. Е. Нитылкиной. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 48с. : ил.

3. Бурдина С. В. Готовим руку к письму 1-2часть

4. Бурдина С. В. Развиваем графические навыки малыша 1-2часть

Публикации по теме:

Вышивание на картоне как средство развития мелкой моторикиВышивание на картоне как средство развития мелкой моторики «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». (В. А. Сухомлинский). Всестороннее представление об окружающем предметном.

Игры по сенсорному развитию детей 2–3 летИгры по сенсорному развитию детей 2–3 лет Развивающие игры -способствующие сенсорному развитию детей 2-3 лет Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 17:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД