Лучший педагог года

Развитие нравственно-эстетических чувств дошкольников посредством поэтического слова

Вера Спиридонова
Развитие нравственно-эстетических чувств дошкольников посредством поэтического слова

МБДОУ «Атемарский детский сад «Теремок»

Тема: «Развитие нравственно-эстетических чувств

посредством поэтического слова»

статья (из опыта работы)

Подготовила воспитатель Спиридонова В. И.

Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них как музыка.

В. Г. Белинский.

Публикация «Развитие нравственно-эстетических чувств дошкольников посредством поэтического слова» размещена в разделах

Я убеждена, что именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В. Г. Белинский, «Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передаётся голове». Включение поэзии в процесс воспитания, обучения и развития детей необходимо ещё и потому, что современный человек любого возраста, как правило, испытывает дискомфорт от своего существования.

За основу своей педагогической деятельности я взяла положение В. А. Сухомлинского о том, если мы сумеем научить ребёнка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несёт радость и грусть.

Одна из основных задач воспитателя – путём приобщения детей к поэтическому слову сформировать у них эмоциональное отношение к действительности, как основе развития нравственных чувств.

Организовать такую работу мне помогают стихи. На какую бы нравственно-эстетическую тему я не беседовала с детьми, подтверждением моих мыслей и даже ответы на многие вопросы становятся поэтические строки :

Бать легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло своё другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих.

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И всё же посмотри.

Как много у него друзей!

А злой всегда один…

Основная цель педагогической деятельности состоит в том, чтобы, используя в воспитательно-образовательном процессе поэзию, добиться положительных результатов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

В ходе практической деятельности были выделены следующие задачи:

1. Знакомить с художественным словом на всех видах НОД, а также в свободной игровой деятельности.

2. Учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений.

3. Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.

4. Обучать подбирать рифмы к стихотворным строчкам.

Успешной реализации данных задач помогает созданная совместно с детьми предметно-развивающая среда. Работа по использованию стихов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников выстраивается следующим образом. Прежде чем начать беседу или проводить занятие или отправиться на прогулку, я решаю какие стихи помогут на этот раз добиться нужной цели. Что может вызвать у детей особое увлечение и интерес?

Зная, что художественные образы помогают детям разглядеть прекрасное в действительности, найти в ней поэтическое начало, воспитатель, оказавшись с детьми в осеннем лесу, спрашивает: «Ас кем можно сравнить осень? И выслушав ответы, читает такие строки:

Прошла лисица – зарница

И обожгла листву хвостом.

Огонь по веточкам полез,

И запылал осенний лес!

А гуляя зимою с детьми, преподаю замечательный урок красоты.

Изо всех земных чудес

Мне милее русский лес.

И весёлый молодой,

И задумчивый, седой.

Хоть какою будь погода,

Но особенно зимой.

Воспитатель чувствует, что от этих строк на сердце у детей становится тепло, глазки широко открываются, дети замирают, любуясь красотой. Простые ласковые строки помогают мне тронуть детские души. Дети чувствуют ритм стиха, понимают, что в стихах есть рифма, поэтому я стала чаще использовать игры при помощи которых можно развивать чувство ритма, необходимое для понимания и для выразительного чтения стиха. Например, читает стоку, опуская слово – рифму, которое дети должны подобрать: «солнце по небу гуляет и за тучку…»

Дети тут же включаются в игру: забежало, убежало и т. д.

Использует творческие задания. Например, гуляя, говорю: «Найдите отгадки рядом с нами». И загадываю загадку: «Её узнаешь по простой примете: нет деревца белей её на свете». Стремиться, чтобы дети, отгадывая загадку, мыслили, сопоставляли, сравнивали.

В подготовительной группе дети многие читают, поэтому книги выставляются на полочку на видное место, чтобы ребёнок мог заинтересоваться и сесть, чтобы рассмотреть иллюстрации и прочитать.

В начале тихого часа обязательно можно услышать просьбу детей, чтобы им прочитали. Детям хочется слушать и слушать стихи, наслаждаться музыкальностью поэзии, а воспитателю доставляет удовольствие их читать.

Использование поэзии в работе с детьми – это увлекательный, важный и нужный труд. Поэзия учит детей удивляться, радоваться, волноваться.

Публикации по теме:

Презентация для знакомства с родным микрорайоном. «Наш посёлок — Резинотехника»Презентация для знакомства с родным микрорайоном. «Наш посёлок — Резинотехника» Моя методическая тема «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края».

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие нравственно-эстетических чувств дошкольников посредством поэтического слова
Опубликовано: 18 октября 2014 в 18:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД