Лариса Ивенина
«Развитие общей и мелкой моторики через организацию двигательной активности детей раннего возраста» (Выступление на семинаре …)
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность –эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку. Движение - главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах. Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическомусовершенствованию.
Публикация «„Развитие общей и мелкой моторики через организацию двигательной активности детей раннего возраста“ (Выступление на семинаре …)» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т. д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь ребенок! Ему предстоит познать четыре мира: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего «Я». По крайней мере, развитие трех из этих пунктов обеспечивает физическая активность ребенка. Мы достаточно часто встречаем термин «моторика», и даже получаем общее представление, что это такое. Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др., способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
В связи с введением новых образовательных стандартов в своей работе по развитию двигательной активности детей раннего возраста я руководствуюсь принципом интеграции образовательных областей.
Внедряя интеграцию образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в практику работы с детьми, обеспечиваю их целостное развитие как гармонично-развитой личности путем интеграции двигательной, познавательной и игровой деятельности.
В группу дети поступают, как правило, со слабо развитой моторикой и, практически, неговорящие. Поэтому я решила в своей работе большое внимание уделить развитию общей и мелкой моторике через двигательную активность.
Моторика (лат. motor — приводящий в движение) — двигательная активность организма, его органов или систем (частей). Моторику делят на крупную и мелкую.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В группе создана предметно-развивающая среда, где я подобрала игры направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это игры: мозайки, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и т. д.
В результате развития мелкой моторики дети становятся всё более самостоятельными. Развитие мелкой моторики позволяет ребёнку непринуждённо передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности.
У детей раннего возраста мелкая моторика развита недостаточно. К сожалению, не все взрослые, в том числе и наши родители, обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что, в зависимости от возраста, он рисует, либо уже пишет. А малыш тем временем привыкает действовать именно так, а не иначе. Затем ребенок начинает говорить, и остальные его действия многим представляются уже не такими важными. При этом мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил, забывая, что от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в дальнейшем обучении.
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие – не просто развлечения для малышей. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Поэтому я так много внимания уделяю развитию мелкой моторики : нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п. Наверстываю то, что упущено родителями. А ведь можно начать занятия мелкой моторикой очень рано.
Детям интересно разбирать предметы на части, а потом их собирать, закручивая детали. В уголке «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», Сыпется- не сыпется», «Тонет – не тонет» и так далее. Организую игры с водой и песком: «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Спрячем руки», «Угощение для кукол», Веселые ладошки» и т. д. В этом центре и через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику, активную речь. Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. В данном уголке дети любят рисовать на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и активной речи, воображению, мышлению.
Под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног.
Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Поэтому особое внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша.
Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности. Чтобы компенсировать это я провожу подвижные игры на развитие основных движений.
На развитие бега и прыжков : «Я люблю свою лошадку», «Солнечные зайчики», «Мой весёлый звонкий мяч», «Кот и мыши» и т. д.
Игры с мячом: «Прокати мяч», «Передай мяч» и т. д.
Игры на развития лазанья : «Проползи в воротики», «Через кочку» и т. д
С детьми раннего возраста провожу подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями сверстника.
Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке». Малыши вместе со взрослым зовут: «Мишка, выходи!», пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под «упавшее дерево». Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда собирают раскатившиеся колечки (шарики). Для этого воспитатель устраивает перебежки: «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова в включить их в игру.
Развитие мелкой и общей моторики способствует :
• Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание)
• Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают
• оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов проводящих путей;
• Сюжетно – тематические занятия по конструированию, рисованию и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи;
• Использование подвижных игр. Во время игры дети развивают общую координацию движений; учиться выполнять движения соответственно тексту
У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать малышу осваивать новые движения.
Определённую работу по данному направлению провожу с родителями.
В начале года провела с родительское собрание на тему: «Развитие мелкой и общей моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
• специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
• обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
• формирование мелкой и общей моторики с использованием различных игр.
Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой и общей моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например:
«Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой и общей моторики или несколько идей, чем занять ребенка»
Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой и общей моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Родители стали интересоваться, как организовать двигательную активность детей дома.
Мною был проведён мониторинг по двигательной активности :
начало года
высший уровень 0%(0 человек)
средний уровень 15%(3 человека)
низкий уровень 85% (17 человек)
конец года
высший уровень 10%(2 человека)
средний уровень 85%(17 человек)
низкий уровень 5%( 1 человек)
Таким образом, правильно спланированная и организованная работа по развитию двигательной активности детей укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает моторику и координацию движений, способствует общему и речевому развитию детей раннего возраста.