Получи документы

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста»

Эльвира Нестерова
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста»

Умственное развитие ребёнка по мнению Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребёнка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всей детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по отношению с более поздними возрастными периодами.

Результаты психологических и педагогических исследований показывают, что дети могут успешно познавать не только влияние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийном, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.

Чрезвычайно важную роль в умственном развитии дошкольников играет ознакомление с изменением и развитием предметов и явлений. В процессе изменений вызываемых естественными причинами или практическими действиями самого ребёнка, предмет предстаёт в виде последовательных состояний, всё более различающихся между собой.

Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому. Таким образом ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют "рядом, но не вместе". Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т. п. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство.

Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, то есть деятельность, направляемая и побуждаемая познавательным интересом.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять и усвоить. [19]

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач, и т. п.).[16]

В соответствии с ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Конкретное содержание познавательного развития детей раннего возраста реализуется в различных видах деятельности. Особый интерес вызывает экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок и т. п.).

Экспериментирование детей можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Совместная познавательная деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребенок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.

Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность.

Приобщение детей к экспериментированию обеспечивает развитие детского творчества.

Экспериментирование позволяют ребенку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности.

Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.

В настоящее время проблемой изучения познавательного интереса путем экспериментирования детей занимаются О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко, Н. Семенова, Т. Костевская, В. Миленко, В. Лепетюха, А. Савенков и др.

Н. Г. Морозова отмечала, что на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром. Содержание активности ребенка, по мнению А. К. Дусавицкого, с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности.

О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко предлагают с детьми младшего дошкольного возраста проводить исследование неживой природы в рамках проекта «Лаборатория неживой природы». Проблема исследования – как познакомить детей младшего дошкольного возраста с неживой природой. Материалами являются игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.

Публикации по теме:

Статья «Как помочь талантливому ребенку» Умственное развитие детей порой способно удивлять. Каждое дитя неповторимо, но если понаблюдать, можно заметить достаточно много черт, характерных.

Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ» Умственное воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста»
Опубликовано: 22 февраля 2015 в 12:13
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД