Получи документы

Развитие речевой активности посредством мнемотехники

Люция Данилова
Развитие речевой активности посредством мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

Непроизвольное запоминание важнейшее условие умственного развития;

и предотвращает одно из самых страшных зол — зубрёжку.

Запоминание, основанное на понимании, самое прочное.

Так сказал великий педагог Василий Александрович Сухомлинский

Речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве,определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств.

Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.

Публикация «Развитие речевой активности посредством мнемотехники» размещена в разделах

Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.

Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т. к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы героев мультфильмов, телевизионной рекламы, разнообразных реалити - шоу.

Эффективность процесса формирования коммуникативно — речевых навыков у детей во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольном учреждении с использованием современных технологий. А это приобретает все большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Учитывая это, первостепенной целью моей деятельности стало формирование речевой активности дошкольников с использованием коммуникативной технологии – методики мнемотехники.

Были определены следующие задачи:

1. Учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни

2. Формировать навыки культурного речевого общения

3. Развивать речь, расширять словарный запас, психические процессы (память, мышление, внимание, воображение)

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих упешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Элементы мнемотехники стала включать в совместную деятельность с детьми младшего возраста с применением мнемоквадратов. С помощью разных рецепторов ребенок обследует окружающий мир. Использование мнемоквадратов позволило обучающую деятельность сделать интересной, занимательной и развивающей.

Я показывала детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для этого учила их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это, кто это, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать).

Предметные модели формировали у детей умение воспроизвести представление об объекте, например: я показываю карточки с изображением кошки (мнемоквадраты) : кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве; затем я показываю карточки с изображением мышки, собаки, человека и помогаю детям осознать, и сказать о том, что делает кошка, когда видит мышку, собаку, как человек относится к кошке, то есть побуждаю детей говорить о том, что видят на карточке, таким образом отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь. Во время рассказывания сказки я так же стала изображать ее содержание с помощью схем. Что вызвало интерес у детей и желание рассказать о каком-то герое.

В первый год работы с применением мнемоквадратов дети научились быстро запоминать характерные речевые обороты из сказок, передавать некоторые интонации при этом, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их, выделять признаки, качества, сравнивать игрушки, употребляя знакомые слова с противоположным значением. То есть от отдельных словарных упражнений дети стали переходить к составлению связного высказывания. Они стали более самостоятельными в выборе деятельности, более общительными со взрослыми и между собой.

В группе среднего дошкольного возраста я решала задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемодорожек. Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Мнемодорожки так же использовались в непосредственной образовательной деятельности «Познание», «Безопасность», «Социализация», в совместной деятельности с детьми при организации игровой, трудовой деятельности. Интеграциия в непосредственной образовательной деятельности позволяет повысить уровень развития речевых умений и навыков.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся устанавливать ассоциативные связи, поэтому от знаков и символов переходим к работе по мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблиц — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное надо передать условно - наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Сначала мы вместе с детьми беседуем по тексту, выбираем или совместно зарисовываем нужные элементы модели, затем последовательно располагаем их в единую модельную цепь, которая необходима при воспроизведении текста, над которым идет работа.

Особенно эффективны использовать мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы придумывает и создает самостоятельно.

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные речевые игры, которые помогут детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Данные мониторинга показывают положительные результаты.

Значительно увеличился словарный запас детей, в основном за счёт слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие место в собственном опыте ребёнка, активно сопровождают речью свою деятельность. Дети активно участвуют в диалогической речи, беседе, умеют рассказывать невероятные истории, что является следствием развития фантазии. Дети научились составлять рассказы по сюжетной картинке, описывать игрушку.

Обобщив свой опыт работы по теме «Развитие речевой активности посредством использования мнемотехники», я приступила к разработке долгосрочного проекта «Смотрю, запоминаю, рассказываю».

Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Задачи:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Практическое овладение воспитанниками нормами речи

При решении задач я буду использовать мнемотаблицы более сложные, такие как таблица, на сравнение предметов – круги Эйлера - это разноцветные обручи или цветные шнуры, из которых дети самостоятельно выкладывают фигуры круглой формы. Разноцветные обручи используются при подготовке детей к обучению грамоте. И здесь большое значение имеет зрительная опора в виде графических схем, символов, моделей, опираясь на которые дети смогут рассказать о любом звуке, сравнить звуки, наглядно видя их. Так же круги Эйлера помогают сопоставлять, обобщать и группировать предметы, решать логические задачи.

Я уверена, что чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как речевая активность является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Закончить свое выступление я хочу словами Плутарха «Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому, что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому, что память о прошедшем делает нас умнее для будущего»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Сообщение по теме: «Социализация личности через игровую деятельность» Социализация личности через игровую деятельность. Cодержание Введение 1. Сущность процесса социализации личности. 2. Взаимодействие личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой активности посредством мнемотехники
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 14:52
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевой активности посредством мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Люция Данилова (УИ 23995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД