Инна Артюшечкина
Развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие человека – физическое и психическое – происходит в известные всем нам возрастные ступени (младший, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелость). Интеллект развивается с раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дальнейшем. Но развивается он и совершенствуется при непременном условии овладения речью, так как она является главным в становлении и дальнейшем развитии психических процессов. Как известно, в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитием речи детей в Доме Ребенка занимаются все дефектологи и воспитатели, так как мы работаем в тесном контакте дополняя друг друга. Наша работа предполагает решение простейших, но очень важных задач, благодаря которым закладываются предпосылки физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Только благодаря развитию понимания речи окружающих осуществляется формирование самой речи и познавательной деятельности ребенка, регулируется его поведение и осуществляется весь процесс воспитания.
Работа по развитию речи детей раннего возраста строится поэтапно. Выделение этапов осуществляется на основе психологического принципа развития, сущность которого состоит в том, что ребенок овладевает речью в определенной последовательности с соблюдением общих закономерностей и при условии тесного взаимодействия речи с развитием всей психики ребенка. Дефектолог развивает речь детей, а воспитатель на своих занятиях и вне занятий (в повседневной жизни) закрепляет речевые навыки детей, полученные на занятиях дефектолога.
Большое значение для развития речи имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевание и раздевание его, умывание и кормление. Важно использовать каждый момент, заметив, например, как ребенок тянется к столу за хлебом, спросить, что тебе дать? В перечисленных ситуациях речь воспитателя на первых парах должна быть стереотипной. Если слово будет повторяться до 90 раз, оно зазвучит в речи ребенка. Не рекомендуется начинать обращение к детям одной и той же фразой, например: «Пошли мыть руки», «Сейчас будем заниматься». По мере того, как дети начинают правильно действовать усвоив эту формулировку, следует заменять словесное обращение к детям, дополняя его новыми словами, меняя порядок слов в предложении, эмоциональную окраску. Так, обращение: «Пошли мыть руки» я заменяю следующими вариантами: «Будем мыть руки», «Вымоем руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора мыть руки» и т. д. Вместо: «Сейчас будем заниматься» - «Приготовься к занятию», «Дети готовимся к занятию», «Сядем все на стульчики», (за столы, «Что мы будем делать?» (Рисовать, играть, лепить, «Сели на свои места» (за столом) и т. д. А также я во время бодрствования детей провожу дыхательные и голосовые упражнения, упражнения направленные на развитие моторики, особенно мелкой, которая способствует развитию речи. Дыхательные упражнения нужны для подготовки артикуляционного аппарата к продуцированию речи. Детей учу длительному выдоху, опосредованно контролировать силу и длительность выдоха. Осуществляется длительность и сила выдоха с помощью игр: «Поддувать повешенные полоски папиросной бумаги, ватные шарики, мелкие плавающие игрушки в тазу с водой, занавески в домике, пар в чашке.
Когда в речи детей появляется лепет, следует активно поощрять его, увеличивая количество повторений имеющихся звуков, слогов, развивая звукоподражание, постепенно удлинняя звучание гласных.
Для развития мелкой моторики проводятся упражнения с нанизыванием колец, различными мозаиками, палочками, вставными игрушками, бусинами. Из палочек можно выкладывать дорожку, домик, забор, елочку и т. д. Сначала надо давать детям крупные палочки, затем постепенно уменьшать их размеры.
Кроме упражнений с предметами, используют различные движения пальцами в играх («Сорока», «Ладушки», «Коза» и т. д.).
Я использую множество различных игр на развитие импрессивной речи, которые распределяю на весь учебный год. Например, тема по изучению частей тела, занятие «Мишенька болен», где воспитатель учит ребенка заинтересованно слушать текст и активно его воспринимать, воспроизводить двигательно, междометия, производить несложные игровые движения.
Воспитатель говорит и одновременно сопровождает слова показом на игрушке.
Таким образом перечисляются все остальные части тела и лица, которые необходимо знать малышу в этом возрасте. Этому способствуют и многие другие игры.
Занятия по развитию речи ребенка становятся более разнообразными в связи с возросшими возможностями малыша. Я не указываю точный возраст развития, так как наши дети в большинстве с ЗПР.
Дальнейшее развитие понимаемой речи, тематика усваиваемой лексики расширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, бабушка, дедушка, тетя, дядя). Идя на прогулку знакомлю малыша с природой. Он различает и пытается называть камень, песок, дождь, снег, солнышко; за обедом называть овощи и фрукты, которые употребляют в пищу. Начинаю заучивать с ребенком названия некоторых признаков предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, размеры (большой, маленький, вкус (сладкий, горький, кислый) внешние признаки (чистый, грязный, общие оценки (плохой, хороший). Ребенок должен понимать и выполнять поручения, состоящие из 2-3 действий (подойди, возьми, принеси).
Расширяя активный словарь, приучаем ребенка произносить слова, которые уже имеются в пассивном словаре. В дальнейшем побуждаю ребенка переходить от коротких двухсловных предложений («Дай то-то») к более сложным из 3-4 слов.
Тематику игр на развитие речи, я также распределяю на весь год, постепенно усложняя цель.