Ольга Сухомлинова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта
"Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. "
Подготовила Сухомлинова Ольга Александровна
воспитатель МДОУ детский сад №4 «Радуга» п. Уразово
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Уильям Блейк.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творческих способностей. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда, когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным.
Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе»
Художник-педагог Я. Башилов
Часто воспитатели и педагоги боятся предоставлять ребенку множество материалов для рисования. Предлагают карандаш, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: "Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаш, краску и бумагу – это, несомненно, ошибка; необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет".
В процессе рисования у ребёнка развивается :
Воображение;
Творческая активность;
Зрительная память;
Гибкость и быстрота мышления;
Оригинальность и индивидуальность каждого ребенка.
Познакомившись с методической литературой различных авторов я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
Познакомить с новыми приемами работы;
Развивать воображение и творческие способности детей;
Обогащать и расширять художественный опыт детей;
Побуждать ребенка экспериментировать;
Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
В основу обучения рисованию положены общеметодические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительност
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение следующих задач:
Продолжать формировать интерес к изодеятельности;
Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы;
Развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;
Стимулировать активность, самостоятельность;
Побуждать к созданию разнообразных, неповторимых и оригинальных замыслов;
Развивать эстетический вкус;
Развивать самоанализ.
Я использовала такие формы работы с детьми как:
НОД по рисованию
(предметное, сюжетное, по замыслу)
Индивидуальная работа
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная художественная деятельность детей
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы. Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинается с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.
В своей работе я использовала рисование пробками и печатками из картошки. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги.
А так же мы часто учились рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.
Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.
Мы с детьми учились рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально.
Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету для изготовления открыток для мам, натюрмортов.
Очень интересно рисовать отпечатками листьев.
В работе с детьми использовались так же и другие различные техники беспредметного рисования :
“Рисование нитками”,“Рисование мыльной пеной”,“Рисование с помощью соли”, “Рисование кляксами”,“Оттиск поролоном”, и др.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции.
Технологию работы по овладению детьми художественными техниками рисования можно разделить на три этапа
1 этап – Знакомство с художественной техникой
Показ воспитателя
Прием сравнения
Экспериментирование с материалами
Музыка и художественное слово
Рассматривание иллюстраций, выполненных в нетрадиционной технике
2 этап – Упражнение в художественной технике
3 этап – Самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность, возникновение потребностей, интереса к творчеству и самостоятельность в их применении.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Диагностические данные показали, что у большинства детей благодаря применению на занятиях нетрадиционных техник рисования повысился уровень развития. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения, что видно на диаграмме.
А в заключении хотелось бы сказать прекрасными словами В. А. Сухомлинского:
“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.