Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Ольга Сухомлинова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта

"Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. "

Подготовила Сухомлинова Ольга Александровна

воспитатель МДОУ детский сад №4 «Радуга» п. Уразово

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

Уильям Блейк.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творческих способностей. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда, когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным.

Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе»

Художник-педагог Я. Башилов

Часто воспитатели и педагоги боятся предоставлять ребенку множество материалов для рисования. Предлагают карандаш, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: "Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаш, краску и бумагу – это, несомненно, ошибка; необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет".

В процессе рисования у ребёнка развивается :

Воображение;

Творческая активность;

Зрительная память;

Гибкость и быстрота мышления;

Оригинальность и индивидуальность каждого ребенка.

Познакомившись с методической литературой различных авторов я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Познакомить с новыми приемами работы;

Развивать воображение и творческие способности детей;

Обогащать и расширять художественный опыт детей;

Побуждать ребенка экспериментировать;

Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

В основу обучения рисованию положены общеметодические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительност

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение следующих задач:

Продолжать формировать интерес к изодеятельности;

Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы;

Развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;

Стимулировать активность, самостоятельность;

Побуждать к созданию разнообразных, неповторимых и оригинальных замыслов;

Развивать эстетический вкус;

Развивать самоанализ.

Я использовала такие формы работы с детьми как:

НОД по рисованию

(предметное, сюжетное, по замыслу)

Индивидуальная работа

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная художественная деятельность детей

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы. Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинается с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.

В своей работе я использовала рисование пробками и печатками из картошки. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги.

А так же мы часто учились рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.

Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

Мы с детьми учились рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально.

Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету для изготовления открыток для мам, натюрмортов.

Очень интересно рисовать отпечатками листьев.

В работе с детьми использовались так же и другие различные техники беспредметного рисования :

Рисование нитками”,“Рисование мыльной пеной”,“Рисование с помощью соли”, “Рисование кляксами”,“Оттиск поролоном”, и др.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции.

Технологию работы по овладению детьми художественными техниками рисования можно разделить на три этапа

1 этап – Знакомство с художественной техникой

Показ воспитателя

Прием сравнения

Экспериментирование с материалами

Музыка и художественное слово

Рассматривание иллюстраций, выполненных в нетрадиционной технике

2 этап – Упражнение в художественной технике

3 этап – Самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность, возникновение потребностей, интереса к творчеству и самостоятельность в их применении.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Диагностические данные показали, что у большинства детей благодаря применению на занятиях нетрадиционных техник рисования повысился уровень развития. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения, что видно на диаграмме.

А в заключении хотелось бы сказать прекрасными словами В. А.   Сухомлинского:

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

Публикации по теме:

Отчет с мастер-класса по нетрадиционной технике рисованияОтчет с мастер-класса по нетрадиционной технике рисования 22 апреля в структурном подразделении "Детский сад №16 комбинированного вида" состоялось методическое объединение на тему "Развитие творческих.

План работы по самообразованию на 2014–2015 г План работы по самообразованию на 2014-2015 г. Воспитатель: Грешилова Кристина Николаевна Группы № 4 МБДОУ Детский сад комбинированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 23 февраля 2015 в 11:10
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сухомлинова (УИ 198992) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД