Елена Викторовна Дурина
«Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство—самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. «Говорят, что в первые шесть лет ребёнок приобретает треть того опыта, что он приобретает на всю жизнь. Это неверно: неизмеримо больше!» (М. Волошин. Откровения детских игр.)
Сейчас такое время, когда о чём бы ни заговорили, будь то наука, образование---всё обрастает массой проблем. Пресса, телевидение и даже детские мультфильмы несут в себе большой заряд агрессии. Всё это обрушивается на незащищённого эмоционально ребёнка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы?? Во все времена огромную власть над детским сердцем имела сказка, которая заключала в себе мудрость народа, который её создал, в сказках добро всегда побеждает зло. Дети играют в сказки: им хочется быть похожими на любимых героев, совершать подвиги, жить их жизнью. Но как перенести детскую игру на сцену? Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра—это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Публикация «„Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Театральная игра в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир.» (программа С. И. Мерзляковой «Волшебный мир театра»). На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берёт на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся чётко формулировать свои мысли, излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей : развивают речь, память, целеустремлённость, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей, значение театрального жанра заключается ещё и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребёнку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! Именно поэтому театральному виду деятельности в работе с детьми следует уделять особое внимание. Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. В своей работе я использовала материалы из программы Н. Ф. Сорокиной «Театр— творчество—дети», которая ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, развитию инициативы и самостоятельности детей в театрализованных представлениях и играх с театральными игрушками.
Особой популярностью в нашей группе пользуется настольный театр игрушек, подобранный к определённой сказке. Настольным театром могут служить картинки, наклеенные для устойчивости на пластиковые бутылочки или на картонные заготовки в форме конуса, а также на коробочки разной формы. Дети с удовольствием обыгрывают различные знакомые сказки, импровизируют, придумывают новые диалоги и новый сюжет. Был изготовлен театр масок, театр картинок на фланелеграфе, которые тоже активно используется детьми. Кроме видов театра, изготовленных своими руками, имеется и театр фабричного производства, который тоже востребован детьми. В группе созданы условия для игр—драматизации. С помощью родителей сшиты различные сарафаны, юбки, жилетки. Всё это способствует театральной деятельности детей, умению перевоплощаться, способности к импровизации, коммуникативности и расширению словарного запаса.
Мы с детьми часто ставили различные сказки и показывали их детям младших групп. Очень важный момент в подготовке спектакля—репетиции. Пожалуй, они намного важнее чем сама драматизация. Ведь именно здесь развиваются творческие и коммуникативные способности детей. Я не старалась добиваться от детей зазубривания роли, отрабатывания позы, жестов. Главное, чтобы они уловили основной смысл театрализованного действия. А потом дети сами будут искать выразительные особенности для своих героев.
Подготовка спектакля у нас проходила определё нные стадии:
1. Знакомство с инсценировкой (о чём она, какие события и герои здесь главные)
2. Знакомство с героями инсценировки
3. (где живут, их внешние признаки, характер, манера поведения.)
3. Распределение ролей.
4. Непосредственная работа над ролью (работа над текстом, интонационной выразительностью речи, подбор музыкального репертуара.)
В начале были случаи отказа детей от участия в театрализованных играх. Чтобы помочь ребятам преодолеть неуверенность в себе, научить их общаться со сверстниками, не бояться получить негативную оценку знакомила детей с разными видами театрализованной деятельности : обыгрывала потешки и песенки, показывала кукольный театр, предлагала пересказ произведений по ролям, с помощью игрушек, которыми они играют в повседневной жизни. Эти игрушки стали мостиком, соединяющим игру и творчество; старалась эмоционально поддержать ребят. Застенчивым детям, которые сразу не могли сыграть свою роль, вначале не давала ведущую роль. Ставила их в пару с общительными детьми для исполнения группового танца или песни. Постепенно застенчивые дети привыкали к выступлениям, и в следующий раз я привлекала их к индивидуальным выступлениям. Я думаю, что нельзя «убивать» веру в собственные силы, даже если у ребёнка что-то не получается. Если мы не сможем «открыть» его творческий скрытый потенциал, мы не сможем вырастить творческую личность. Участие в театрализованной деятельности стало приносить хорошие результаты: у детей развивалась речь, творческое воображение, коммуникативные способности; воспитывались доброжелательные отношения к малышам, что формирует социальные навыки взаимодействия.
Так, мы поставили спектакли по русским народным сказкам «Теремок» и «Лиса и заяц». В таких постановках дети чувствуют себя настоящими актёрами. Сценарии сказок мы берём из различных журналов и книг, интернете. Но иногда хочется удивить детей совершенно новой сказкой с их любимыми персонажами. Вот тогда и появились сказки «Красная Шапочка на новый лад», «Приключения Мухи—Цокотухи». В различных журналах, сайтах интернет печатаются сценарии интересных новогодних праздников, мы переделываем эти «сценарии в театральные представления. Так появились «волшебная щука» (По щучьему велению») и «коварный огонь» («Новогодние приключения»). Кроме того, зрители часто становятся активными участниками представления, они участвуют в конкурсах и помогают героям сказки. При подготовке спектакля я работала в тесной связи с музыкальным руководителем (Кривега В. А., которая помогала подбирать музыкальный репертуар. Так, мы поставили спектакли по русским народным сказкам «Теремок» и «Лиса и заяц». В таких постановках дети чувствуют себя настоящими актёрами. Сценарии сказок мы берём из различных журналов и книг, интернете. Но иногда хочется удивить детей совершенно новой сказкой с их любимыми персонажами. Вот тогда и появились сказки «Красная Шапочка на новый лад», «Приключения Мухи—Цокотухи». В различных журналах, сайтах интернет печатаются сценарии интересных новогодних праздников, мы переделываем эти «сценарии в театральные представления. Так появились «волшебная щука» (По щучьему велению») и «коварный огонь» («Новогодние приключения»). Кроме того, зрители часто становятся активными участниками представления, они участвуют в конкурсах и помогают героям сказки. При подготовке спектакля я работала в тесной связи с музыкальным руководителем (Кривега В. А., которая помогала подбирать музыкальный репертуар.
Но не только малыши были нашими благодарными зрителями. Мы показывали свои достижения родителям, многие из которых удивлялись, увидев своих детей. Они и не представляли возможности своих малышей. А как загорались глаза ребят после окончания спектакля, когда родители осыпали их громкими аплодисментами! Яркие положительные эмоции— основа формирования потребности в творчестве. Мы можем обогащать и развивать личность ребёнка. Конечно, в будущем не все дети станут актёрами. Но им всегда и везде помогут приобретённая уверенность, активность, развитое воображение, которые возникают не сами по себе, а появляются в результате его деятельности, в том числе и театральной. Итак, чем же в развитии ребёнка могут помочь занятия театрализованной деятельностью? Главное, они способствуют формированию личности ребёнка вырабатывая определённую систему ценностей. Дети приобретают дополнительную возможность коммуникативные навыки; стимулируется развитие основных психических функций—памяти, мышления, речи, восприятия и т. д., чтобы полученные навыки и умения дети использовали в дальнейшей жизни.