Папки-передвижки

Развитие творческих способностей воспитанников через проектную деятельность

Наталья Серебрякова
Развитие творческих способностей воспитанников через проектную деятельность

«Развитие творческих способностей воспитанников через проектную деятельность»

Проектная деятельность сегодня активно внедряется во все сферы нашей жизни,

дополнительное образование не остается в стороне. В связи с большой популярностью

использование метода проектов в специальной литературе можно встретить множество

его определений. Однако все они сводятся к утверждению, что учебный проект –

Публикация «Развитие творческих способностей воспитанников через проектную деятельность» размещена в разделах

совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитанников –

партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение

общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

(Бухаркина М. Ю.).

Для воспитанника проект – это возможность максимального раскрытия своего

творческого потенциала. Эта деятельность, которая позволяет проявить себя

индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести

пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на

решение интересной проблемы, сформулированной самим воспитанником. Результат этой

деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и

значим для самих открывателей.

Для педагога учебный проект – это интегрированное дидактическое средство развития,

обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические

умения и навыки проектирования : проблематизация, целеполагание, планирование

деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск

информации, практическое применение академических знаний, самообучение,

исследовательская и творческая деятельность.

По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое

предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед детьми

познавательных проблем, решая которые они под руководством педагога активно

усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и

творческое их применение в практической деятельности. Кроме того проектный метод

имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение – активнодеятельностный способ обучения, при котором осуществляется целеноправленная учебная

деятельность. При этом ребёнок, является полноценным субъектом этой деятельности,

сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – это неотъемлемая часть

процесса обучения проектной деятельности. Считаю, что формирование у воспитанников

качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности

необходимо для успешной социализации.

Основными задачами своей педагогической деятельности считаю развитие интереса и

активизацию познавательной деятельности воспитанников, формирование творческих

личностных характеристик по средствам метода проектов, обучение воспитанников

организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности,

воспитание коммуникативных качеств личности.

Использование метода проектов на занятиях повышает мотивацию к творческой

деятельности.

За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ребенок становится

лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и

обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу. Поэтому я

использую проектный метод обучения, в основе которого лежит методика создания,

анализа и презентации своей деятельности. Предполагается использование редактора

презентаций PowerPoint для представления полученных результатов.

На занятиях обучающиеся имеют возможность выбора вида деятельности. Большое

внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Ребята придумывают и

оформляют занимательные задачи, сказки, ребусы, календари, творческие проекты и др.

Результат работы представляют в виде мини-проекта.

Воспитанники создают свои проекты в различных средах.

Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения

представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является

его защита, коллективное обсуждение. При защите дети обосновывают причины и

актуальность выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее

оригинальность, описывают проблемы, возникшие при создании проекта и пути их

реализации, представляют полученный продукт. При оценивании проекта учитываются

мнения и рекомендации других воспитанников.

Полученные знания и умения позволяют воспитанникам создавать грамотно оформленные

работы и не только успешно участвовать в интеллектуальных конкурсах, но и конкурсах

социальной рекламы, конкурсах детских рисунков и плакатов.

Участие во всевозможных интеллектуальных и творческих конкурсах, фестивалях,

дистанционных проектах дает возможность ребенку раскрыть свои таланты и

реализовывать интересы.

Проекты дают возможность детям строить свою образовательную деятельность в

соответствии с их интересами и увлечениями. Воспитанники активно участвуют в работе

над проектом, т. к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения

задач проекта. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты

обучения. Темы проектов связаны с жизнью детей и окружающим их миром. Это

означает, что обучаемые исследуют реальные проблемы и могут представить свои

результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться

с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИТ.

Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность

вовлечения каждого воспитанника в деятельность по реализации проекта. Обучение

может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую

обратную связь с педагогом и сверстниками, и т. д.

У каждого педагога свои методы и формы работы с детьми. Почти каждый ребенок

обладает теми или иными способностями. Задача педагога - раскрыть и развить их,

создать благоприятные условия для развития и укрепления интеллекта, познавательных и

творческих способностей и личностного роста детей.

В условиях модернизации образования педагог решает задачу – формирование молодого

человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных

решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Учитель

руководит коллективной познавательной исследовательской деятельностью учащихся с

учетом особенностей каждого из них. Он использует виды, средства и методы работы,

создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики не только овладевали

основами изучаемого предмета, но и приобретали ключевые компетенции, необходимые

для эффективной деятельности в условиях современного общества, могли развивать свои

способности.

Максимальные возможности для продуктивной работы в этом направлении даёт

сочетание информационных технологий и проектной деятельности.

В процессе данной работы, учитываются возрастные и индивидуальные психологические

особенности детей, способствующие развитию личности и формированию ребенка как

субъекта собственной деятельности, способного к саморазвитию, к самореализации. Это

находит свое воплощение в специально организованной работе как с одаренными детьми,

заинтересованными в расширении и углублении своих знаний, так и с учащимися,

нуждающимися в дополнительной профессиональной поддержке педагога, что позволяет

обеспечить им высокий уровень качества образования

Современный образовательный процесс невозможно представить без поиска новых, более

эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей

обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим

требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной и имеет широкую область

применения во всех сферах системы образования.

Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку

проблемы. В основе методов проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в

информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. (1)

Учебный проект – это форма работы, ориентированная на изучение какой-либо

законченной темы или учебного раздела и составляет часть учебного курса или

нескольких курсов.

Цели работы:

2. формирование интереса к знаниям, расширение общенаучного кругозора

учащихся,

3. развитие интеллектуальной функции (вспомнить, узнать новое, освоить работу

4. с программами, получить навыки работы над проектом,

5. развитие креативного, творческого мышления, воображения,

6. развитие воли (умения довести поставленную перед собой задачу до конца,

7. развитие позитивной «Я – концепции» (я знаю, я умею, я могу… - чувство

собственного достоинства,

8. развитие эмоциональной сферы (развитие положительных эмоций: радость,

сочувствие, сопереживание,

9. развитие сотрудничества, умения работать в команде (взаимопомощь,

взаимообучение).

Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры,

обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников,

социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и

опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены

логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с

подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию

актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования,

его предмета и объекта, обозначение задач исследования. Дети ставят цели к своей работе,

выбирают методы исследования, обсуждают результаты.

Творческие проекты. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого

подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при

определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты

предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не

имеют детально проработанной структуры совместной деятельности детей, вначале она

только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов

изначально направлен на сбор информации о каком–то объекте, явлении; предполагается

ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов,

предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские,

требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по

ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

цель проекта, его актуальность, источники информации, обработка информации (анализ,

обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы,

результат, презентация.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко

обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот

результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой

проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его

участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления

результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного

продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане

поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в

организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в

практику, а также систематической внешней оценки проекта.

По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты. По

продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными, средней

продолжительности (от недели до месяца, долгосрочными (от месяца до нескольких

месяцев). Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со

смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и

творческих, а также других проектов. Однако метод исследовательских проектов занимает

центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Он основан на

развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является

одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения

позиции педагога. Из носителя готовых знаний, я педагог, превращаюсь в организатора

познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический

климат в группе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебнообразовательную работу и работу детей на разнообразные виды самостоятельной

деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого

характера.

Этапы работы над проектом.

Организуя проектную деятельность учащихся, есть ряд обстоятельств, которые

необходимо учитывать при работе. Учащемуся не может быть предложена в качестве

проекта, для выполнения которой у него нет никаких знаний умений, при том, что эти

знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом

автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности.

И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее

выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая

возможности приобрести новые знания и умения.

Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить

имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает

первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение

дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.

Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно

значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем

воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом – это

планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная

цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы,

рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.

Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана. По завершении

работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть

возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок,

попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций,

возникших в ходе и по окончании работы.

Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.

Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата

работы - проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе

планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных

этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и

сроки выполнения работы – разработать график. На этапе реализации плана может

возникнуть необходимость внести определённые изменения в задачи отдельных этапов и в

способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате

проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией созданного им проектного

продукта.

Анализ результатов внедрения в систему воспитания и образования методов проектов

позволяет судить об их эффективности. Дети учатся работать самостоятельно,

планировать свои действия, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать

обобщения и выводы.

Тематика проектов

Наиболее интересными, на мой взгляд, можно назвать следующие учебные проекты

учащихся: «Русская изба», «Народные промыслы», «Становление музыкального

искусства», «Третьяковская галерея» (виртуальная экскурсия, «Париж на крыльях

прошлого и настоящего», «Второе рождение», «Храмы России». Новизна опыта

заключается в применении метода проектов как в урочной, так и во внеурочной

деятельности. Темы проектов выбирают сами учащиеся. В течение года выполняются два

проекта. Один из них должен быть групповой или коллективный. К концу учебного года

от каждого класса выбирается три лучших проекта, которые выносятся на защиту

«Золотого проекта года». Творческие способности школьников – это создание предметов

материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений,

словом – индивидуальное творчество в различных областях деятельности. Творчество

проявляется в таких формах, как сценарии, стихи, рисунки, экскурсии, выпуск брошюр,

стенгазет, организация выставок.

Помимо учебных проектов можно выделить социальные проекты : «Поклонимся

великим тем годам», «Ветеран, живущий рядом», «Электронная Книга памяти», «Бесланлиния жизни», «История моего села», «Моя родословная».

Научно-исследовательская деятельность учащихся

Наиболее ярко раскрываются творческие способности учащихся в научноисследовательской деятельности, которая носит поисковый характер. Формируются

навыки критического мышления в условиях работы с большим объемом информации.

Также формируются навыки самообразования, самоконтроля, способность к

академической мобильности. Исследовательская деятельность ориентирована на развитие

творческой активности. Успех во многом завит от четкой организации. В процессе работы

помогаю ученику пройти путь научного познания, усвоив его алгоритм. Организация

исследовательской работы возможна и эффективна лишь на добровольной основе и

заинтересованности учащегося. Обучающиеся принимают активное участие в

муниципальных, региональных научно-практических конференциях, областных,

всероссийских конкурсах.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что основным условием

формирования творческих способностей учащихся является создание единой системы

теоретических и практических видов деятельности школьников : учебной, проектной,

научно-исследовательской. Метод проектов дает возможность развития познавательного

интереса и творческих способностей учащихся в индивидуальной и коллективной

творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит творческому

общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости.

Благодаря четко выстроенной системе обозначается практическая значимость

проделанной работы.

Список литературы:

1. Мещерякова Л. В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения

педагогических инноваций. Челябинск, 1998.

2. Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство

развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного

образования. Минск, 1995.

3. М. Ю. Бухаркина, Е. С. Полат. Современные педагогические и информационные

технологии в системе образования.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей воспитанников через проектную деятельность
Опубликовано: 11 сентября 2022 в 18:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД