Получи документы

Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы) (5 фото)

Ирина Лобурец
Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

«Развития связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники»

(из опыта работы воспитателя

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Куломзинский детский сад»

Оконешниковского муниципального района

Омской области

Лобурец Ирины Александровны)

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

Публикация «Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы)» размещена в разделах

Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

Их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

В моей практике были трудности при обучении связной речи. Дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим ряд факторов, влияющих на процесс становления речи.

Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина- является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Приняв за основу мнение психологов и педагогов, изучив психолго-педагогическую литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Ткаченко Т. А. - предметно – схематическими моделями, Большёва Т. В. – коллажем.

Для себя я поставила:

Цель: использовать в педагогическом процессе приёмы мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

Задачи:

Обогащать словарь детей.

Учить строить высказывания разных типов: описательные, повествовательные, рассуждение.

Учить пересказывать художественные произведения.

Учить заучивать стихи, потешки с помощью мнемотехники.

Развивать внимание, зрительную, слуховую память.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающие эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.

В своей работе с детьми, использую, в качестве дидактического материала: коллаж и мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Работа по мнемотаблицам состоит из трё х этапов:

1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Коллаж - лист картона (ватмана, где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать.

Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Начинаю с простейших мнемоквадратов, которые применяю при обучении детей младшего возраста. Затем последовательно перехожу к мнемодорожкам для среднего возраста, и позже – к мнемотаблицам для старшего.

Приёмы мнемотехники начинаю использовать в деятельности с детьми младшего возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, ввожу в обучающий процесс мнемоквадраты, с цветным изображением, из которых составляем мнемодорожку для разучивания потешек. Например, «Водичка – водичка…», где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают, находят предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываю иллюстрации, обращаю внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Использую приё м художественного слова: читаю потешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки.

При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Далее совместно с детьми составляем рассказ. Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.

Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам.

В среднем возрасте при составлении описательного рассказа вводится новый приё м: элемент сравнения. Например: мяч круглый, как яблоко; красный, как ягода. Ввожу более подробную характеристику предметов. Применяю мнемодорожки : ребёнок называет предмет, его свойства, отношение к нему.

Как только дети научатся составлять описательный рассказ о предмете, учу их составлять сюжетный рассказ по набору игрушек или набору мнемодорожек со схематическим изображением предметов. Игрушки и мнемодорожки подбираю так, чтобы было нетрудно детям наметить простую сюжетную линию.

Продолжая работу, предлагаю детям с помощью мнемоквадратов или мнемодорожек показать куклам мультфильм и рассказать последовательно историю.

При пересказе литературных произведений учу детей передавать выразительный разговор действующих лиц. Ввожу новый приём – диалог. С помощью мнемодорожек дети рассказывают каждый свою часть литературного произведения, затем соединяют её в чёткой последовательности, не изменяя части местами.

Применяю мнемотаблицы, коллажы при заучивании стихотворений, что облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.

Особенно сложным видом высказывания являются рассказы – описания по пейзажной картине. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В качестве подготовительного упражнения по формированию навыка составления рассказа по пейзажной картине и поддержания устойчивого внимания детей применяю игру «Оживи картинку». Игра является как бы переходом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагаю картину с ограниченным количеством пейзажных объектов. Например, болото, кочки, туча, камыши и мелкие изображения живых предметов – «оживлялок». Например: уточка, стрекоза, лягушонок, которые оказываются в данной композиции.

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, фруктах, птицах, животных, насекомых.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

Для систематизирования знаний о сезонных изменениях составила коллажи, мнемодорожки и мнемотаблицы по блокам Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

В утренний отрезок времени дети, работая с календарём природы, составляют описательный рассказ о сезонных изменениях в природе по мнемотаблицам, коллажам.

Подчеркну, что мнемотехникой не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это, прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование приёмов мнемотехники позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить.

Параллельно с этой работой провожу речевые игры, использую настольно- печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Для выявления уровня развития сформированности связной речи провела диагностику, используя методику авторов Н. Г. Смольниковой и Е. А. Смирновой.

В результате у воспитанников:

Наметилась положительная динамика развития связной речи.

Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя, научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, описательные и повествовательные рассказы по ним, повысилась познавательная активность детей.

Список библиографической литературы

1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001

2. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991

3. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд. 2-е, перераб. -СПб. , : Акцидент, 1996

4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1998

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб, 2000 г

6. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001

8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993

Альбом по мнемотехнике

Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы)
Развитие ребенка Материалы для педагогов Развития связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники из Опорные картинки мнемотаблицы Опыт работы практика Развитие ребенка Материалы для педагогов Развитие речи
Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники»Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники» Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с ОВЗ. Из большого опыта работы с такими детьми, педагоги ДОУ наблюдают следующие речевые.

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольника 1 слайд. Визитная карточка Здравствуйте. Я Коршунова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 119». Тема моей презентации Использование.

Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы» Из опыта работы воспитателя МКДОУ «Детский сад № 17» Астафьевой Татьяны Сергеевны Тема: «Развитие речи детей посредством чтения художественной.

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников с использованием в работе приемов мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Теремок» города Новоалтайска Алтайского.

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки» Обобщение опыта работы Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки В настоящее время мы переходим к.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей с использованием приемов мнемотехники» Введение Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не.

План работы по самообразованию «Развитие речи дошкольника посредством пальчиковых игр» Тема :«Развитие речи дошкольника посредством пальчиковых игр». Для себя я выбрала тему по самообразованию: «Развитие речи дошкольника посредством.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехникиРазвитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехники МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 «ЖУРАВУШКА» Стендовый доклад "Развитие.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1» Опарина Анна Станиславовна Воспитатель подготовительной.

Представление опыта работы «Развитие связной речи у дошкольника» Сообщение из опыта работы «Развитие связной речи дошкольников» Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №8 «Буратино» Ромашевская Елена Анатольевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы)
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 13:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лобурец (УИ 498004) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД