Папки-передвижки

Реализация программы воспитания в ДОО

Натали Огай
Реализация программы воспитания в ДОО

Рабочая программа воспитания – сравнительно новый документ, который вошел в структурный компонент дошкольной образовательной организации с 1 сентября 2021г. Поправки об этом в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внес Президент России В. В. Путин.

Приветствуя идею усиления воспитательной функции для общего образования, мы дошкольники, несколько растерялись, поскольку в дошкольном образовании процессы воспитания и обучения идут в неразрывном единстве. Воспитание дошкольника и есть суть дошкольного образования, и осуществляется оно непрерывно в течение всего времени пребывания детей в стенах детского сада – в процессе НОД, режимных моментах, совместной деятельности взрослого с детьми и индивидуальной работе.

Публикация «Реализация программы воспитания в ДОО» размещена в разделах

Какими бы ни были наши волнения, выполняя заказы действующего законодательства, программа была разработана, и заняла свое место в комплекте образовательной программы нашего детского сада.

Являясь обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в нашем ДОУ, рабочая программа воспитания призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. Программа учитывает условия, существующие в нашем детском саду, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.

Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):

- поддержка разнообразия детства;

- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Под «самоценностью детства» - понимается детство как период жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас.

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;

- уважение личности ребенка.

Федеральным законом «Об образовании в РФ» введено понятие «воспитание»:

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304-ФЗ).

Исходя из данного определения была сформулирована цель программы воспитания: создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, мы определили конкретные задачи:

1. Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.

2. Реализовать воспитательные возможности детско-взрослых сообществ, основанных на коллективной практической деятельности.

3. Использовать в воспитании детей возможности непосредственно образовательной деятельности (НОД).

4. Приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края на основе реализации программы по краеведению «Новая Сибирь – мой край родной».

5. Расширить воспитательный потенциал ДОУ посредством разнообразия форм дополнительного образования.

6. Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

7. Организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.

8. Организовать работу в тесной взаимосвязи с социальными объектами ДОУ

Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах.

Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольников таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся такие как:

- быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;

- уважать старших и заботиться о младших;

- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;

- быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;

- любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество;

- беречь и охранять окружающую природу;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.

На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо», а общепринятые нормы и правила поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего поведения.

К программе воспитания разработан календарный план, он очень простой и состоит из традиционных мероприятий и дел, которыми живет наш детский сад.

План «оживает», «обрастает» в каждой возрастной группе по-своему при разработке рабочей программы воспитателей. На группе он дополняется интересными делами и особенными событиями. При этом носит достаточно гибкий характер, при котором воспитатели группы, следуя за интересами детского коллектива, могут вносить коррективы в пользу поддержки детской инициативы, усиливая тем самым воспитательное воздействие.

Хотелось бы остановиться на основных моментах реализации программы воспитания в нашем детском саду.

Основой воспитательной работы в дошкольном учреждении являются традиционные мероприятия. Это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. Их Цель: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых.

Традиционным на уровне учреждения является проведение:

- общественно-политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства»);

- сезонных праздников («Осенины», «Новый год», «Масленица»);

- тематических мероприятий («День Здоровья», «Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Неделя театра»);

- социальных и экологических акций («Открытка солдату, защитнику мира», «Бессмертный полк», «Кормушка для птиц», «Эколята – защитники природы»).

на уровне группы:

- «Утро радостных встреч»;

- «День рождения» - как особенный день ребенка.

В дошкольном образовании процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не получится обучать ребенка не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо.

Тем не менее, в ДОУ усилена воспитательная составляющая непосредственно образовательной деятельности, где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках всех образовательных областей.

В процессе НОД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.

Эффективную воспитательную функцию оказывают детско-взрослые сообщества организованные на основе социально значимых целей, партнерства и сотрудничества.

В рамках этой деятельности ребенок учится выстраивать взаимоотношения с другими людьми и свое поведение в соответствии с общим делом. У него возрастает познавательный интерес к окружающему социальному миру, развивается эмоционально-личностная сфера, происходит становление ценностных ориентаций.

Цель организации детско-взрослых сообществ: воспитание дошкольников в коллективе посредством практической совместной деятельности, направленной на пользу общества.

Уже много лет мы ведем активную работу с библиотекой, досуговым объединением и советом ветеранов поселка. До пандемии была налажена работа с выездными театрами, студиями репертуар которых так же усиливал воспитательное воздействие на детей-дошкольников. Так, например, поводя детей к пониманию важности праздника день Победы, мы за три недели организовали пятничный мультзал, показывали мультфильмы «Солдатская сказка», «Легенда о старом маяке», «Мальчиш Кибальчиш»; организовали совместное мероприятие в библиотеке «Читаем детям о ВОВ» Показав тем самым, какой подвиг совершил наш народ, освобождая Родину от врага.

Главное – чтобы дети поняли важность этих совместных дел. Полученные социальные знания постепенно превратятся в личное убеждение и внутреннюю потребность соблюдать законы и правила общества, оценивать свои действия и действия других на основе собственного сформированного социально-личностного опыта.

Дополнительное образование в дошкольном учреждении является одним из важных условий для развития личностных качеств ребенка и призвано расширить воспитательный потенциал образовательной деятельности.

В нашем детском саду реализуются дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивной и краеведческой направленности. «Будь здоров как Макс Орлов» для подготовительной группы и «Новая Сибирь – мой край родной» для детей со среднего возраста во вторую половину дня. Кружок «Шаг за шагом» ведет инструктор по физкультуре 2 раза в неделю. Не так давно на базе нашего учреждения заработал кружок «Горница» ведут его педагоги с ЦДОД. Кружки бесплатные.

Немаловажную роль в воспитании детей имеет развивающая предметно-пространственная среда. При ее грамотном проектировании в группе и других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, способствуют его психологической безопасности.

Необходимым компонентом воспитания является и художественно-эстетическое оформление предметного пространства ДОУ самими детьми. В коридорах, лестничных пролетах детского сада традиционно оформляются фотовыставки, фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это позволяет воспитанникам реализовать свой творческий потенциал, а также познакомиться с работами и интересными делами других детей.

А событийный дизайн формирует эстетическое отношение и погружает в атмосферу театрального (праздничного) действия.

Союз педагогов и родителей, единство в вопросах воспитания – залог счастливого детства детей и успешной деятельности педагога. Педагогам необходимо целенаправленно и планомерно выстраивать с родителями доверительные, партнерские отношения, вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс и жизнь детского сада. Это возможно при соблюдении определенных условий:

• Обеспечение открытости дошкольного образования – открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада.

• Обеспечение реального заинтересованного участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в решении организационных вопросов в образовательном процессе.

• Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

• Стремление к единству подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам.

Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.

Ожидаемые образовательные результаты освоения Программы – это не то, что ребенок должен освоить в обязательном порядке. Их следует рассматривать как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначающие направленность воспитательной деятельности взрослых.

В рабочей программе воспитания к основной образовательной программе ДОО «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Э. М. Дорофеевой, И. И. Комаровой) в разделе «содержание воспитательной работы» представлены задачи по формированию первичных ценностных представлений и ожидаемые мотивационные образовательные результаты для каждого возрастного периода, где последние выступают, как целевые ориентиры, задающие вектор работы с детьми.

Самоанализ воспитательной работы в нашем детском саду осуществляется старшим воспитателем и воспитателями. Его цель: выявление основных проблем воспитательного процесса и последующее их решение.

Самоанализ проводится в двух направлениях:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей (это наблюдение за поведением детей в деятельности)

2. Состояние организуемой в детском саду интересной событийной совместной деятельности детей и взрослых.

В нашем детском саду такую деятельность создают творчески работающие педагоги. С ними легко можно организовать любую, самую замысловатую идею. Среди планов, программ, карт развития и портфолио, воспитатели находят время для изготовления удивительных вещей, которые умело применяют в своей работе по воспитанию и развитию дошколят.

Публикации по теме:

«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»» В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой.

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки»Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».

Фотоотчет «Реализация проекта «Наш веселый огород»Фотоотчет «Реализация проекта «Наш веселый огород» Фотоотчет: "Реализация проекта "Наш веселый огород". Целью моей работы по выращиванию огорода на окне было направлено на развитие познавательного.

Конспект заседания методического объединения «Представление Программы воспитания родителям (законным представителям)»Конспект заседания методического объединения «Представление Программы воспитания родителям (законным представителям)» Цель: основных аспектов представления родителям Программы воспитания. Добрый день уважаемые коллеги. Рада встрече с вами на первом заседании.

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки»Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.

Реализация проекта «Спешите делать добро»Реализация проекта «Спешите делать добро» Вечер добрый, уважаемые друзья и гости моей странички! Я уже знакомила Вас с проектом, который проходил в нашей группе "Спешите делать.

Реализация проекта «Арктика и Антарктида»Реализация проекта «Арктика и Антарктида» Социально-коммуникативное развитие ОБЖ Беседы на тему: «Правила поведения на морозе», «Лед – это опасно» Сюжетно-ролевая игра «Исследовательская.

Реализация проекта «Волшебная пуговица»Реализация проекта «Волшебная пуговица» Недавно в нашей группе прошёл очень интересный и увлекательный проект «Волшебная пуговица! В последней своей публикации я начала рассказ.

Вариант составления рабочей программы (Продолжение рекомендации по составлению рабочей программы) ВАРИАНТ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к организации образовательной деятельности детей в ДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация программы воспитания в ДОО
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 10:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД