ольга гусева
«Речь на ладошках» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
работаю с детьми раннего дошкольного возраста.
В группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у многих детей отсутствовала речь, некоторые говорили отдельные слоги. Все эти навыки формируются под воздействием развития у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.
Публикация «„Речь на ладошках“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев»
Для определения уровня развития мелкой моторики и речи была проведена диагностика. Так же были проведены анкеты с родителями по теме: «Условия развития мелкой моторики дома»
На основании данных диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики и речи. В связи с этим я решила взять для работы долгосрочный проект «Речь на ладошках».
Организация развивающей среды.
В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики и речи, большинство из которых были сделаны с помощью родителей. (н,р был связан крючком пальчиковый театр)
Понятие “развивающая среда” означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.
Основное в развитии детей раннего возраста считается сенсорика. В группе имеется дидактический стол с разнообразным сенсорным материалом (вкладыши, пирамидки разного вида, матрёшки, разноцветные счёты, шнуровки, счётные палочки, игры с застёгиванием и расстёгиванием разных застёжек, игры с нанизыванием (бусы, игры с закручиванием пробок, имеется сенсорный коврик)
Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики и речи. Популярен у детей “Пальчиковый театр”, “Театр вкладышей”, “Плоскостной театр”. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. В своей работе использую инсценирование народных произведений, что помогает добиться предельного понимания
одержания и развитие речи.
Для этого использую лучшие образцы родного языка, с раннего возраста развивая интерес и любовь к потешкам, прибауткам к лучшим образцам детской литературы. Это замечательное средство развития речи детей, о чём неоднократно писал великий русский педагог К. Д. Ушинский.
В группе созданы необходимые условия для речевой практики детей: имеется книжный уголок, где размещены книги с яркими картинками (сказки, потешки, песенки, прибаутки, загадки, достаточное количество предметных и сюжетных картинок. Уделяю достаточное внимание работе с книгой и это способствует развитию речи детей.
Кроме этого я использую в своей работе различные формы и методы по развитию мелкой моторики, наряду с традиционными методами и приёмами использую и нетрадиционные. К нетрадиционным методам относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна с разными наполнителями, использование природного материала (шишки, крупа, песок, камни, массаж с помощью мячика Су - джок, мячика для фитнеса, применение различных бытовых предметов (прищепки, расчёски, карандаши, резинки для волос)
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, развивают психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. В работе с детьми использую загадки. В раннем возрасте они еще не могут разгадывать их самостоятельно, но считаю, что начинать обучать этому самое время. Главная ценность загадок — образность. Именно из-за яркой образности загадки использую как развлечение для детей. Подбираю яркие, понятные детям по смыслу загадки, текст читаю выразительно, эмоционально, сопровождаю его показом игрушки или картинки. Например, помещаю игрушечную кошку в «сухой бассейн»Для наполнителя можно использовать шарики, яички от киндерсюрприза, различные крупы (фасоль). Ребёнок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы. Затем, доставая игрушку, читаю загадку: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Мяу! Мяу!». А затем спрашиваю: «Кто это?». Если ребенок молчит, отвечаю за него: «Это кошка». Отдаю ему игрушку. Пусть он ее погладит, поиграет с ней. Так обыгрываю и другие загадки. Этот прием побуждает детей к пониманию речи, уточняет восприятие предметов, учит выделять характерные признаки предмета.
Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.
Игра с еловыми шишками.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
Перекатываем шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и лёгкого покраснения. Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью.
Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено) Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу.
Использование тренажёров Су- джок совместно с пальчиковыми играми благотворно влияет на речевую активность детей.
1,2,3,4,5!
Буду шарик я катать,
По ладошке прокачу и её пощекачу.
Шар по кругу я катаю и ладошку разминаю.
И по пальцам прокачу каждый я пощекачу.
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Шар по пальчику катись. Сильно шарик я сожму, подержу и разожму.
Вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать сказку о Колобке. Полезно и познавательно.
Также для массажа можно использовать шарики для фитнеса.
Из массажной щётки для волос можно изготовить тренажёр «Ёжик»
К складной щётке прикрепить эластичную ленту, обеспечивающую плотное прилегание к ладони ребёнка. Надев тренажёр на одну ладонь зубцами наружу, ребёнок поглаживает, хлопает по второй ладони. Хлопая, приговаривать:
Лапушки, лапушки, Поиграйте в ладушки.
Хлопайте в ладошки - вам дадут лепёшки.
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, закрепления цвета, прикрепляя прищепки н,р красного цвета на красную сторону коробки или являются добавлением недостающих деталей (лучики у солнышка, иголки у ёжика и т. д) или для закрепления животного по частям.
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало весёлое.
А так же можно сделать самомассаж.
Сильно кусает котёнок – глупыш! Он думает, что это не палец, а мышь! Но я же играю с тобою, малыш! А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев.
Большую роль в развитии детей играют их родители. Поэтому я налаживаю с ними тесный контакт. Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. Здесь они могут найти различную информацию о развитии мелкой моторики рук, о развитии речи детей. Содержание стенда пополняю ежемесячно. Здесь размещены и папки-передвижки, фотовыставки, провожу консультации: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»,. Советы родителям», родительские собрания, на таких собраниях родителям показываем видеоролик, по которому они видят, как их маленькие дочки и сыночки развиваются в процессе игр. А самое главное то, что мы даем возможность превратиться родителям в маленьких детей и поиграть со своими пальчиками. Размещаю свои публикации в интернет на сайт детского сада по теме : «Как научить ребёнка говорить»
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики и речи, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, помогли нам добиться хороших результатов.
Таким образом, в результате проделанной работы многие дети стали читать стихи, участвуют в диалогах как со взрослыми, так и со сверстниками, а также в инсценировках потешек и небольших сказок.