«Родная станица — одна ты на свете»

ольга помыканова
«Родная станица — одна ты на свете»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №205»

Нравственно-патриотическое воспитание

в подготовительной группе детского сада

«Родная станица–

одна ты на свете»

Воспитатель

Помыканова Ольга Юрьевна

Краснодар 2019 г.

ВВЕДЕНИЕ

Родная станица, одна ты на свете

Под небом бескрайним, на вечной земле

В тебе мои корни, в тебе моя сила.

Душою и сердцем я предан тебе.

О. Помыканова

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, станице.

Наблюдая за детьми, можно заметить, что они с любопытством рассматривают фотографии о родной станице, открытки о Краснодарском крае, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, можно убедиться в том, что у детей поверхностные представления об истории родной станицы.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.

Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, преемникам их традиций.

Основы отношения к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.

Цель:

Воспитание любви к родным местам, к малой родине; формирование нравственных ценностей.

Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируется в процессе воспитания любовь к родным, к своей стране. Проживая в станице Елизаветинской, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе занятий дети получат знания о прекрасных местах. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю. Но если в ходе образовательной деятельности дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил станицу, начнут проявлять интерес к событиям станичной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моих занятий выполнены.

Задачи:

• Формировать интерес к прошлому и настоящему станицы Елизаветинской.

• Углублять краеведческие знания о родной станице (расширять представления детей о названиях улиц, о достопримечательностях своей малой Родины).

• Воспитывать любовь к родной станице, гордость за свою малую Родину.

• Формировать у детей умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

• Знакомить с творчеством поэтов и художников, прославляющих Краснодарский край.

• Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОО.

Планируемые результаты освоения знаний:

Расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родной станицы.

У детей появилось чувство гордости за свою станицу, за людей, участвовавших в её создании, за её неповторимую красоту.

У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашей станицы, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.

«История названия и возникновения станицы Елизаветинской».

Рис. 1. Проводы казака на службу

Задачи:

1. Познакомить детей с историей имени и возникновения станицы.

2. Познакомить с новыми словами: курень, бруствер, кордон, куренное селение, атаман, предки.

3. Воспитывать любовь к родной истории, знакомить с историческими личностями.

Материал: Фотостенды, макеты домов, фигурки, схематично изображающие казачьи куреня, казаков, казачек, домашних животных.

Рис. 2. Прощальное напутствие.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что официальной датой возникновения Елизаветинской является 10 августа 1822 г., когда царь Александр I подписал указ об учреждении в Черномории куренного селения, носящего имя его собственной супруги. К тому времени в новом курене прошли выборы атамана и судьи, возведены первые общественные постройки.

Переселенцы ставили свои жилища, как им заблагорассудилось, согласуясь лишь с особенностями местности и военно-тактическими соображениями.

До сих пор улицы, спланированные в 1821-1822 годах, поражают воображение вольной планировкой. Изгибаясь вдоль Свиной, улица Южная выводит нас на треугольные по форме площади, от которых в разные стороны разбегаются узкие улочки. И таких «мешков» несколько. Попав в лабиринт улиц, неприятель не сразу мог сориентироваться, куда ему двигаться дальше, и непременно попадал под перекрестный ружейный огонь подоспевших с разных сторон казаков.

В наши дни от первого Елизаветинского кордона сохранились трехметровый ров и высокий вал на юго-западной окраине станицы.

Первыми жителями Елизаветиного куренного селения стали 197 семей казаков Тимашевского, Величковского, Кущевского, Уманского и других куреней, а также 109 семей Полтавской и Черниговской губерний. Всего же в 1824г., как следует из переписи, в курене проживало 1759 человек.

Воспитатель: А знаете ли вы ребята, как жили наши предки?

Путь переселенцев в Черноморию был нелегким; многие из них, особенно старики и малолетние дети, умерли в дороге, а других смерть настигла уже на берегах Кубани. Как ни был трудным путь, но жизнь переселенцев, особенно в первые годы, оказалась еще тяжелее. Неурожаи, постоянная угроза нападения, болезни стали причиной чрезвычайно высокой смертности. В переписи 1835 года против каждой третьей фамилии стоит запись «умер (умерла) в 1821, 1822, 1823-ем.» Некоторые семьи, не вынеся трудностей приграничной жизни, убегали из селения. Обычно уходил в бега сначала глава семьи, а через год-два за ним следовала и вся семья.

Из-за постоянной угрозы нападения горцев жизнь прикордонных поселян была очень тяжелой. Весьма тяжелыми были всевозможные войсковые и общественные повинности. В зимнее время для укрепления кордона привлекались жители степных селений и местные обыватели, весной же по приказу генерала Власова они выжигали в плавне камыш, вырубали прибрежные кустарники и деревья, чтобы лишить переправлявшихся горцев укрытия, насыпали бруствера, дамбы, рыли канавы. На сельскохозяйственные работы оставалось слишком мало времени, к тому же, из-за постоянной угрозы выезжать на полевые работы в степь следовало только под охраной специальной команды и с разрешения кордонного старшины. Даже воду брать из Кубани жителям селения позволялось лишь под прикрытием отряда вооруженных казаков. Все это вело к обнищанию, разорению и даже голоду жителей приграничных селений.

Воспитатель: А какая сейчас наша станица, ребята? Правильно, красивая, в ней много домов школ, детских садов, магазинов. Есть дом культуры, храм, так скажем же за это спасибо нашим предкам.

Ребята: Спасибо (хором!

Рис. 3. Кубанские просторы

«Важнейшие исторические события. Елизаветинская в годы Великой Отечественной войны».

Рис. 8. Дети вручают цветы ветеранам.

Задачи:

1. Рассказать детям о событиях Великой отечественной войны, привить им любовь к Родине, гордость за своих соотечественников, отдавших жизни на поле брани ради мира на Земле.

2. Познакомить с новыми словами: Великая Отечественная война, фашисты, партизаны, День Победы.

Материал: Фотостенды, картинки и фотографии.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить на очень серьезную тему: о том, когда Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всех народов нашей страны, когда решился вопрос о жизни и смерти не только нашей родной Кубани, но и всей России.

22 июня 1941 года в 4 часа началась Великая Отечественная война. Враг внезапно и вероломно напал на нашу страну.

Война – это слёзы, кровь, смерть близких людей. Я не хочу, чтобы на нашей земле плакали дети, умирали матери и отцы. Пусть на нашей планете никогда не будут взрываться бомбы. Пусть всегда будет мир и покой.

Войны — страшное бедствие, которое обрушивается на мир. Причины войн бывают разными: жадность, злость, желание подчинить себе других людей.

Во время войны люди убивают друг друга, солдаты захватывают города и выгоняют на улицу мирных жителей: женщин, детей, стариков. В холод и в дождь они идут по дорогам, стремясь укрыться от врага. Таких людей называют беженцами. Горят заводы и хлебные поля, закрываются школы и детские сады. Когда война охватывает практически всё страны мира и народы, ее называют мировой.

Вторая мировая война произошла в середине прошлого, XX века. В России ее называют Великой Отечественной войной, потому что все Отечество было тогда в опасности. Весь мир празднует победу во Второй мировой войне.

9 мая — особенный день для жителей России. Ветераны ВОВ — солдаты, которые освободили нашу родину от захватчиков. Сейчас воины-герои — пожилые люди, в День Победы они проходят по улицам нашего города в военной форме, на которую с гордостью надевают медали и ордена. Все их поздравляют.

Но не только воины одержали победу над врагом. В тылу (так называют города и села, где не происходили военные действия) люди делали все, чтобы воинам было, что есть на фронте, из чего стрелять. Труженики тыла изготавливали снаряды, выращивали хлеб, шили военную одежду. Тыл принимал многочисленных беженцев, давал им жилье, работу. В День Победы нужно поздравлять и тружеников тыла.

Мир — большое достояние, которое нужно беречь любой ценой.

Рис. 9. Орден Победы – наивысшая награда.

10 августа 1942 года фашистские войска заняли город Краснодар, станицу Елизаветинскую. Оккупация нашего города и станицы длилась с августа 1942 года по февраль 1943 года. За это время погибли более 17 тыс. краснодарцев. Коварный и жестокий враг, вторгнувшись в Краснодар, хотел сделать рабами его жителей, но краснодарцы не падали духом, и даже оказывали сопротивление. Люди, которые жили в Краснодаре, во время оккупации рассказывали: «… на нашей кубанской земле фашисты чувствовали себя как хозяева».

- Большую роль в освобождении Краснодара сыграли партизаны. Кто такие партизаны? (ответы детей)

- Это народные борцы, которые сами объединялись в небольшие отряды и воевали с врагом. Партизаны прятались в лесах и горах, жили в землянках. Они всегда наносили удар там, где враг их не ждал. Даже школьники стремились навредить фашистам. В силу своих возможностей они портили технику, воровали со складов медикаменты, еду, подрывали жильё, где спали фашисты, поезда с боеприпасами.

12 февраля в Краснодаре празднуют годовщину освобождения города Краснодара от фашистских захватчиков.

Многие улицы названы именами героев: имени братьев Игнатовых, Евгения Костылева, Михаила Корницкого, Володи Головатого.

В станице Елизаветинская стоит памятник жителям станицы Елизаветинская, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Сейчас ещё живы те, кто много лет назад воевал. Их называют ветеранами Великой Отечественной войны. В праздники они надевают ордена, медали вот такие (показать). Если вы увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его, скажите: «СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО ВЫ ЗАЩИЩАЛИ НАШУ РОДИНУ ОТ ВРАГОВ».

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике «Казачья станица»Фотоотчет о празднике «Казачья станица» Казачьим юнармейским военно-патриотическим клубом " Казачья слобода" МАУДО ЦДТ г. Курганинска был организован и проведён праздник " Казачья.

Конспект «Дорог нас свете много — железная одна» «Дорог на свете много- железная одна» «Когда ребенок даже в выходные дни спрашивает: "Когда мы пойдем в садик?" – это, наверное, лучший.

Фотоотчет «Знакомство с родным краем. Любимая станица» в средней группеФотоотчет «Знакомство с родным краем. Любимая станица» в средней группе Фотоотчет «Знакомство с родным краем. Любимая станица» в средней группеПровела воспитатель:Ирина Ивановна Бортникова Задачи:Знакомить детей.

Интегрированное занятие в средней группе «Моя любимая станица Роговская» Тема: «Моя любимая станица Роговская» Цель: Формировать у детей представление о родной станице посредством использования ИКТ - технологий.

Краткосрочный проект «Ты одна такая любимая и родная» ко Дню Матери для подготовительной группы Краткосрочный проект к празднику День Матери в подготовительной группе. Тема проекта: «Ты одна такая любимая и родная» Автор проекта: Воспитатель.

Конспект НОД «Наша любимая станица». Средний дошкольный возраст Методическая разработка «Наша любимая станица» Средний дошкольный возраст Цель: воспитание гражданственности, любви к малой Родине (станице,.

Открытие музея в ДОУ «Станица «Казачок»Открытие музея в ДОУ «Станица «Казачок» В целях ознакомления детей с историей родного города, с историческими корнями Златоустовского городского казачества, как части этнической.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Родная станица — одна ты на свете»
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 21:05
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 сентября. День рябины

«Рябина у крыльца – достаток в семье» – говорили раньше на Руси. В старину стройную рябинку сажали как оберег у каждого дома. Весной ее кружевная крона покрывалась белыми цветами, а осенью, когда опадали...

22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

Картотека игр, потешек
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 1 Светлячок»...
Такие разные подружки!
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПОДРУЖКИ! Худая и высокая матрешка, толстая и низкая неваляшка. Поделка из овощей. Изготовила Щедрунова Анна под руководством Зюсько...
«Сказ про то, как Весну украли!» Фотоотчёт фольклорного досуга для детей среднего...
Цель: приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством народного фольклора, формирование любви к русским народным...