Лучший педагог года

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в жизни детей»

Светлана Кунавина
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в жизни детей»

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опят.

Публикация «Консультация для родителей „Роль художественной литературы в жизни детей“» размещена в разделах

Так, книга С. Я. Маршака «Откуда стол пришел?» в поэтической форме рассказывает детям о том, что стол, за которым ребенок работает и играет, сделан из дерева, что дерево росло в лесу и птицы вили гнезда на его ветвях.

Замечательная книга Б. Житкова «Что я видел» рассказывающая о путешествии мальчика Алеши в Москву и на Украину, является своеобразной энциклопедией для детей. Много нового видит Алеша в поезде, на пароходе, в Москве - на Красной площади, в метро, а так же на Украине - в поле, в лесу, в садах.

Содержание книг Воронковой «Солнечный денек», «Снег идет» и других взято из жизни колхозной деревни. Они рассказывают детям о труде колхозников в различные времена года, о природе, об играх и забавах колхозных ребят.

Писатели-природоведы знакомят детей с жизнью животного и расширительного мира. Процветания Пришвина, Бланки, Чарушина, Сладкова и других не только дают детям полезные знания, но и учат их тонкой наблюдательности, воспитывают гуманное отношение к животным

В рассказе М. Пришвина «Лисичкин хлеб» охотник, придя домой с охоты, разбирает в присутствии девочки охотничью сумку: он вынимает свои трофеи - птицу, ягоды, грибы, травы и попутно увлекательно, интересно рассказывает и о них.

Большое мастерство писателя позволяет ему необычно просто и убедительно показать ребенку в небольшом рассказе богатство и красоту леса.

Произведения детской художественной литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни к поступкам людей, помогают воспитанию основ коммунистической морали. Маленький ребенок верит слову художника. Слушая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, сам как бы становится участником передаваемых событий, сочувствует добру, осуждает зло. Народная сказка привлекает детей не только занимательным сюжетом, поэтической формой, но и своей идейной сущностью. Характерные для сказки торжество справедливости, победа добра над злом вызывают сочувствие ребенка. Таковы любимые детьми сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Крошечка - Хаврошечка», «Царевна-лягушка» и многие другие.

Сказка всегда встает на защиту бесправного, обездоленного «Дочь и падчерица», «Лиса, заяц и петух». В сказке ребенок видит убедительные примеры подлинной дружбы. «Кот, петух и лиса» «Петушок и бобовое зернышко».

Положительный герой сказки всегда трудолюбив, справедлив, отважен, он защищает слабого, преодолевает препятствия, достигает намеченные цели. Героем в сказке может быть не только Иван-Царевич, но и Иванушка-дурачок, и маленькая девочка, и кот, и петух.

Поучительны и народные песенки, которые слышит ребенок с самых ранних лет. В песенке «Сорока-ворона» каши не получает тот, кто «воды не носил, дров не рубил, каши не варил».

Песенки воспитывают любовь к природе, к животным.

«Ут как я свою коровушку люблю»

«Ут ты котя-коток»

«Ты рябинушка, ты кудрявая»

В течение многих веков сказка и песенка любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Достигнутые детям произведения классиков пользуются любовью детей и не утратили своего большого воспитательного воздействия. Рассматривая иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, ребенок, увидев старуху, сидящую у разбитого корыта, говорили: «Так тебе и надо, жадная». Каждый рассказ, каждая басня Л. Н. Толстого, написанные для детей, глубоко содержательны и поучительны. Его рассказы «Лев и собачка», «Филипок», «Котенок» и др. до сего времени составляют золотой фонд литературы для детей.

Детские писатели активно участвуют в формировании нравственого облика ребенка.

Книги совестких писателей В. Маяковского, К. Чуковского, А. Гайдаров, С. Михалкова и многих других, пронизанные гуманизмом, говорят детям о любви к Родине, о честности, героизме, дружбе. В. В. Маяковски й в книге «Что такое хорошо и что такое плохо?» просто, и доходчиво, на конкретных примерах показывает маленьким детям хорошее и плохое в их поведении, не скрывая своего отношения к этому. О защитнике слабого он говорит:

Этот мальчик так хорошо

Загляденье просто!

Гневом звучат слова поэта:

Если бьет дрянной драчун

Слабого мальчишку,

Я такого не хочу

Даже вставить в книжку.

Труд как основа жизни человека показан детям в стихах В. Маяковского («Кем быть?») С. Маршака («Пожар», «Почта») С. Михалкова (А что у вас?», в рассказе Пермяка, Баруздина и других.

Такие книги, рассказывая детям о разнообразном полезном труде, способствуют воспитанию уважения к рабочему человеку, интереса к различным видам деятельности, желания самому трудиться. Пожарник Кузьма, почтальон- любимые герои творческих игр детей.

Книги «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «На заставе», А. Барто, «Дозор» Александровой и многие другие в интересной форме говорят детям о героических поступках не только взрослых но и детей.

Сказки К. Чуковского полны веры в победу добро и справедливости в торжество всего светлого. Его герои: добрый доктор Айболит, Ваня Васильчиков, бесстрашный Бибигон, крокодил, удалой комарик- вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные черты характера. Без назидательности он остроумно высмеивает неряшливость, трусость, зазнайство.

Очень важно, чтобы ребенок с детства научился любить и беречь родную природу. В чувстве любви к природе заложено начало патриотизма. Об этом неоднократно писал К. Д. Ушинский, который высоко ценил роль родного слова в воспитании любви к родине. И народное творчество, и стихи наших классиков и произведения поэтов рисуют картины родной природы, которые запоминают дети. Это или широкая равнина по которой идут Аленушка и братцем Иванушкой: «Идут они по дальнему пути, по широкому полю. Солнце высоко, колодец далеко, жар поднимает, пот выступает, или сад, где растет чудесная яблонька: «Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные; или прорубь речки в зимний морозный вечер, где сидит волк с опущенным в нее хвостом.

С детства запоминаются слова:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(Плещеев)

Стихи о природе Маршака, Михалкова, Александровой, Квитко,Токмаковой. Благининой учат любить природу. Эти стихи легко запоминаются и долго живут в памяти детей.

Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка.

Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальных стихов, меткость, выразительность языка нравятся детям.

Они чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие сказки, народные песенки и стихи:

Петушок, петушок

Золотой гребешок.

Идет сюда рогатая

За малыми ребятами.

Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи (ясное солнышко, быстрая реченька, кудрявая рябина).

Любовь к художественному слову, к книгам нужно воспитывать в раннем детстве.

Читайте, рассматривайте картинки в книгах дома вечерами, в выходные дни с детьми. Ведь ребенок перейдет из детского сада в школу и эта любовь к книгам которая прививается ему с раннего детства остается с ним, и в дальнейшем он будет любить родную литературу.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка»Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка» Культура обращения с книгой закладывается в семье. Всем родителям хочется, чтобы их дети были любознательными, и стремились к знаниям.

Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Здоровье – одна из главных.

Консультация для родителей «Роль воды в жизни ребенка» Здоровье ребенка – одна из главных забот родителей. Ключевую роль в формировании детского организма и укреплении иммунитета играет вода.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в жизни детей»
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 08:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД