Куляим Исенгулова
Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к культурному наследию
▼ Скачать + Заказать документы
Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к культурному наследию
«Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа». М. Е. Салтыков – Щедрин
Публикация «Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к культурному наследию» размещена в разделах
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Кукла была символом продолжения рода, залогом семейного счастья, кукла охраняла детский сон и оберегала ребенка от злых сил. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибут любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Условно кукол можно разделить на игровые, обрядовые куклы и куклы-обереги, для помощи человеку во всех делах.
Условия возникновения опыта
Современный мир - это время изменений, охватывающих все сферы жизни человека: экономику, политику, науку, культуру, образование.
За последние десятилетия мы почти утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Современное общество испытывает кризис в духовно- нравственном воспитании, поэтому возрастает необходимость возрождения духовности и культуры. В дошкольном возрасте происходит становление базовой культуры личности, формируются высшие нравственные чувства, к которым относится и чувство патриотизма.
Именно в этот период важно воспитывать в ребенке уважение к традициям и обычаям своего народа, старшему поколению, любовь к Родине, родному языку, природе.
Мы часто не понимаем сегодня, недооцениваем, что мы дети своей Земли, и самая страшная духовная пустота происходит от потери корней.
Актуальность опыта
Моя работа направлена на изучение потенциала народной тряпичной куклы в семейном воспитании, на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений.
Задачи:
обучающие
знакомить детей среднего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;
формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;
развивающие
развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;
развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);
развивать эстетический вкус и творчество детей;
воспитательные
воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;
воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;
совершенствовать коммуникативные способности детей;
воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;
привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.
Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы обучения:
Теоретические:
• рассказ-информация об истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках;
• метод проектной и исследовательской деятельности, вместе с воспитанниками готовим проекты о народной кукле с применением ИКТ;
• показ образцов готовых кукол или иллюстраций с изображением кукол.
• беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.
Практические:
• Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол; возможность изготовить саму поделку на заданную тему.
В обучении детей по данной теме используются разные виды детской деятельности:
Коммуникативная ( беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Куклы- обереги»; отгадывание загадок об осенних явлениях, зимних приметах; заучивание пословиц о семье, труде, ситуативные разговоры); чтение художественной литературы (чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»; колядки; использование кукольного театра);
Двигательная (русские народные подвижные игры и хороводы, игры с пением: «Ручеек», «Платочек», «У старушки, у Маланьи», «Гуси-лебеди»);
Продуктивная ( мастерская по изготовлению тряпичных кукол: «Пеленашка», «Ангелочек», «Кукла-колокольчик»);
Игровая ( использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару»;
Познавательно-исследовательская (наблюдения в природе).
Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников:
Формы работы:
консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народные промыслы»);
привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол;
сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику».
мастер–класс по изготовлению куклы.
Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними.
Кто в куклы не играет,
тот счастья не знает!