Лучший педагог года

Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста

Татьяна Рыбалка
Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста

Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста.

Ребёнок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь - это счастье.

Психофизиологи, представители гуманистической психологии, педагоги единодушны во мнении, что в жизни ребёнка-дошкольника именно семье принадлежит особая, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как здесь начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления о труде и отдыхе, формируются интересы, развиваются способности.

Публикация «Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах

В условиях экономического и политического реформирования, происходящего в нашей стране, снизился жизненный уровень многих российских семей, произошла дифференциация доходов, заметно снизился образовательный уровень родителей. В результате проведённого недавно анкетирования мы выявили, что только 17% родителей наших воспитанников имеют высшее образование, а 6% - даже не окончили среднюю школу. Многие мамы и папы не понимают важности работы с маленькими детьми. Но, несмотря ни на что, семья по-прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей.

Дефицит времени на общение с ребёнком (время общения в будние дни длится, в среднем, около 4 часов) по причине занятости или нежелания, непонимания важности проблемы составляет основу педагогической некомпетентности родителей, которая, в свою очередь, служит одной из причин деформации психического и личностного развития дошкольников.

Чешский психолог Зденек Матейчек отметил: «Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность от близких людей».

В книге «Нестандартный ребёнок» психолог Владимир Левин раскрыл образ дома во всё м его многообразии:

«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка…Постоянное насилие над волей, связанность…равнодушие, одиночество, скука…Дом сломал меня…»

«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным – сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов атрофия воли…»

Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребёнка – но местом, где можно жить. Местом, где жить хочется.

Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.

Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье : даже убелённый сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал мой отец».

Семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.

Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребёнка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то мера родителей – ребёнок.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Успешность выполнения семьёй воспитательных функций зависит от ряда факторов. Важнейший среди них – педагогическая культура родителей, в которой воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Это качество, положительно влияя на уклад семейной жизни, служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок и найти верные решения в нестандартных ситуациях.

Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы:

-непонимание родителями самоценности периода детства;

-неумение рефлексировать собственную педагогическую деятельность;

-выявление и корректировка причины педагогических ошибок;

-недостаточность информации о деятельности детей вне дома.

Педагогическая культура – достаточная подготовленность родителей, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как педагогов и проявляются в процессе деятельности по семейному воспитанию.

Повышение педагогической культуры включает в себя необходимые знания о развитии, воспитании, обучении и практические умения в организации жизни и деятельности дошкольников в семье.

Характер взаимоотношений в семье – это основа её эмоционального климата и условие для развития ребёнка.

Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи, - ссоры, конфликты, непонимание между супругами. Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают закладываться.

Если родители вовремя обращаются за помощью к специалисту (педагогу, психологу, психотерапевту, появляется возможность нормализовать обстановку в семье.

Есть ситуации, когда супруги не видят необходимости в обращении к психологу: явно открытых конфликтов и враждебности нет, но есть разногласия, которые практически всегда присутствуют в каждой семье, и как результат – напряжённость в отношениях, недовольство, претензии друг к другу. У ребёнка в подобной семье появляются такие негативные качества, как тревожность, агрессивность. Неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность, что может привести его к внутриличностным конфликтам.

Эмоциональные взрывы у дошкольника чаще всего связаны с изменениями его жизненных условий, с необходимостью быстрой ломки привычных стереотипов поведения. Они могут быть спровоцированы поступлением ребёнка в дошкольное учреждение, специализированную студию или школу, приходом в семью новых членов, сменой детского сада, группы, педагога, в связи с переездом и т. д.

Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости ребёнка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно, носят взрывной характер.

Симптомы:

*Нестабильность и неровность поведения ребёнка, резкие перепады настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин, внезапные переходы от увлечённости делом к потере интереса, от безудержного веселья к подавленности.

*Острота реагирования на настроение других (замирают или напрягаются, когда персонажу сказки или фильма плохо, могут расплакаться во время грустных событий).

*Узкий диапазон эмоциональной выносливости (в одиночестве танцует, сочиняет, поёт, но не может воспроизвести это на утреннике, в ситуации экзамена).

*Общее чувство неуверенности во всём, что делает («А у меня получится? Это ничего, что я плачу? Это ничего, что я играю?», гипертрофированный страх и предчувствие неудачи («всё равно не получится»).

*Отчётливый соматический характер эмоциональных ощущений, переход эмоций, например страха и гнева, в ощущение боли («когда я сильно сержусь, у меня темнеет в глазах», «не буду рисовать, у меня руки болят»).

*Неустойчивость и взаимопереходы эмоций (страха в гнев, страха в ревность, страха и гнева в зависть, трудность преодоления.

*Чрезмерная чувствительность не только к замечанию, (особенно к замечаниям взрослых, но и к тому, как сказано: каким голосом, с какими интонациями и т. д.

Такие симптомы являются сигналом для родителей о том, что ребёнку нужна помощь.

В чём же выражается психологический климат семьи?

А психологический климат семьи выражается в том, какие в ней преобладают отношения и настроения (восторженное, радостное, светлое, спокойное, тёплое или тревожное, холодное, враждебное, подавленное).

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм.

Главное в семье – чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнёром.

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.

Как показывает практика, современные родители нуждаются в помощи педагогов и специалистов в вопросах воспитания детей, поскольку отсутствие знаний по психологии и педагогике зачастую приводит к ошибкам, непониманию, а значит и к безрезультативности воспитания.

Ближе всего к дошкольнику, проблемам его воспитания в семье стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребёнка, преодолении ошибок семейного воспитания, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем развития ребёнка.

Мы, педагоги, понимаем, что семья и детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их взаимопроникновение и преемственность в работе.

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребёнка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которого невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому основными целями работы ДОУ стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.

Публикации по теме:

Прогулки с детьми к дорожным знакамПрогулки с детьми к дорожным знакам Н. А. Островский писал: "Самое дорогое у человека-это жизнь". А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он только делает первые шаги в сложном.

«Будьте добры!» — это вам говорит Новый год «Будьте добры!» - это вам говорит Новый год. Счастливые люди - добрые, щедрые и готовы прийти на помощь другим. И наоборот, будьте добры.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста
Опубликовано: 28 февраля 2015 в 20:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД