Елена Манаева
«Россия — Родина моя». Конспект НОД, в старшей группе, по познавательно-речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.
Программные задачи:
• Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.
• Познакомить детей с картой России. Учить находить на карте страну и ее столицу.
• Развивать словарный запас.
• Формировать патриотические чувства на основе беседы о родном городе и стране.
Публикация «„Россия — Родина моя“, Конспект НОД, в старшей группе, по познавательно-речевому развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
• Продолжать развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой в технике оригами. Воспитывать аккуратность.
Оборудование и материалы: глобус, карта России, изображения российских герба и флага, паззл «Российский флаг»; маленький красный флажок, мяч; красный маркер, белая бумага, ножницы; аудиозаписи, мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
Дети сидят на стульях, воспитатель входит в зал с букетом ромашек.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, дорогие гости. Посмотрите, какой красивый у меня букет. Я нарвала его сегодня утром, по дороге на работу. А вы знаете, как называются эти цветы?
Дети: ромашки.
Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Людмилы Бурденко «Ромашковое поле».
Ромашки, ромашки – цветы полевые,
Вы символ российских полей.
Ромашки, ромашки – вы солнца кусочек,
Вы светлый денёчек России моей.
Ромашки, ромашки, кто сеял вас в поле,
Какой же вы в жизни имеете вес?
«Посеял нас ветер, земля нас растила,
А небо дождём поливало с небес».
И солнце тепло нам дарило лучами,
А силы нам Боженька дал.
Мы помним, как шли здесь бои полевые,
Мы - память сынов тех, кто жизнь здесь отдал.
И наша задача напомнить всем людям,
Что жизнью своею обязаны им,
Кто кровь здесь пролил за родную Отчизну,
Мы светлую память о них здесь храним».
И если однажды сорвёшь ты ромашку,
Ты помни, здесь ветер не просто её посадил,
В ней сила и слава, и свет в ней России,
В ней память о тех, кто тебя защитил.
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?
Предположительные ответы детей: О ромашках, о России, о погибших воинах…
Воспитатель: Одним словом это стихотворение о нашей Родине.
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
Т. Бокова
А как вы думаете, что такое Родина?
Предположительные ответы детей: Родина - это место, где ты родился. Это твоя улица, твой дом.
Воспитатель: Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна.
Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Россия… Вслушайтесь в это слово.
Россия - как из песни слово,
Березок юная листва.
Вокруг моря, сады и горы,
Раздолье, русская душа.
С. Васильев
Воспитатель: Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце.
Давайте, найдем его на карте и обведем его границы.
(Воспитатель вызывает детей по очереди, и они маркером обводят границу России.)
Ребенок 1: Нет края на свете красивей,
Нет Родины, в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?.
В. Гудимов
Ребенок 2: Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков…
П. Синявский
Ребенок 3: Здесь белые рощи и ливни косые,
Здесь жёлтые нивы и взлёт журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.
О. Милявский
Воспитатель: В нашей стране множество городов, деревень, поселков. А как называется город, в котором мы живем?
Дети: Коломна.
Воспитатель: Наш славный город богат своей историей. Ребята, послушайте стихотворение о нашем древнем городе.
Ребенок: Коломна - любимый мой город,
Старинный и самый родной,
С красивым Успенским собором,
С кирпичной кремлёвской стеной.
Большая река протекает
У самой кремлёвской стены,
Мосты её окружают,
И рядом стоит монастырь.
Богата Коломна домами
С парадным красивым крыльцом.
Богата Коломна церквями,
А также Ледовым дворцом.
Здесь Дмитрий Донской собирался
С войсками на битву с ордой,
И в церкви в Коломне венчался
С невестой своей молодой.
Горжусь я тобою, Коломна,
Родной городок на Оке!
Горжусь я твоей красотою
И тем, что ты есть на земле!
Ж. Будылкин
Воспитатель: А как называется самый главный город нашей страны, столица нашей Родины?
Дети: Москва.
Ребенок: Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель: Ребята, а давайте найдем ее на глобусе?
Задание «Найди город на глобусе».
(дети подходят к глобусу, находят г. Москва и отмечают его маленьким красным флажком)
Воспитатель: А давайте вспомним пословицы и поговорки о нашей столице.
• Москва создана веками.
• Москва - всем городам мать.
• Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.
• Не за один день Москву строили!
• Москва - третий Рим.
• В Москве чуть-чуть не считается!
Воспитатель: Молодцы, много пословиц вспомнили. А сейчас…
Вы, друзья, не суетитесь –
В круг широкий становитесь.
Проводится игра «Подбери слово».
Мы будем передавать друг другу вот этот маленький глобус, и говорить красивые слова о Москве. Я начну – Москва златоглавая.
(каждый ребенок подбирает эпитет к слову Москва, пока глобус опять не окажется в руках воспитателя.)
Воспитатель: Молодцы. Как много красивых слов мы сказали о столице нашей Родины! Садитесь на свои места, ребята.
Воспитатель: Каждая страна мира имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны.
Дети: Флаг, герб и гимн России.
Воспитатель: Верно. Расскажите о российском флаге. Какие цвета на нашем флаге?
Дети: Белый, синий. красный.
Воспитатель: Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор». Верхняя полоса — белая, как чистый снег, средняя полоса — синяя, как ясное небо, а нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете.
Катя, прочитай нам стихотворение о российском флаге.
Ребенок: Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота.
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов наглядных, радости, чудес.
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак,-
Доблестный трёхцветный наш российский флаг!
Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим флаг. Что вы можете о нем сказать? Какой он?
Предположительные ответы детей: Торжественный, нарядный, трехцветный, большой.. .
Ребята, подойдите к столу, я вам предлагаю собрать паззл «Флаг России».
После того, как дети соберут паззлы, воспитатель подзывает их к мольберту, на котором изображен герб России.
Воспитатель: Посмотрите это герб – еще один символ России.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад - на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый, он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов
Давайте повнимательнее рассмотрим герб, а Соня и Даниил своим стихотворением помогут нам в этом?
Ребенок 1: У каждой страны есть и герб свой, и флаг.
Вот гордая птица о двух головах,
Корона и щит этот герб украшают
И воин, который змею поражает.
Ребенок 1: Мы герб этот видим на важной бумаге
На нашем большом государственном флаге.
Когда бы и где бы о нём не спросили
Скажи: «Это герб дорогой нам России».
Воспитатель: Ребята, а ведь есть еще один символ. Какой?
Дети: Гимн.
Ребенок: Есть торжественный гимн у России.
Прославляет от Родины силу,
Славит доблесть, заслуги людей.
Вдохновенною песней своей.
М. В. Сидорова
Воспитатель: Давайте его послушаем.
Звучит аудиозапись «Гимн России». муз. А. Александрова. сл. С. Михалкова.
(после прослушивания дети садятся на стулья)
Воспитатель: Сейчас прозвучал гимн России. Что вы можете сказать о нем? Какой он?
Предположительные ответы детей: Торжественный, величественный, гордый, красивый.
Воспитатель: Гимн, герб и флаг - это символы, которые есть у каждого государства. Но есть символы, которые едины для всех стран. Один из них, белый голубь - символ чистоты, доброты и мира.
Хотите сделать из бумаги голубей и подарить их нашим гостям?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда занимайте места за столами и приступайте к работе.
Во время работ звучит фонограмма песни «Россия» сл. и муз. А. Айвазян и А. Айвазян
Воспитатель: Посадите своих голубей на ладошку и повернитесь к нашим гостям.
…Берегите Россию!
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой!
Берегите Россию!
Нет России другой.
Е. Синицын
Ребенок 1: Белые голуби - вестники мира
От Белого моря, до предгорья Памира
Голубь летал, когда Бог наш Крестился.
Голубь и Матери Божьей явился
Ребенок 2: Белые голуби, - цвет чистоты!
Белые голуби, - знак красоты!
Белые голуби, - мир для души!
Белые голуби, - птицы любви!
Белые голуби счастье несите,
Радость и мир на Земле всем дарите!
Н. Анненкова
Воспитатель: Ребята, подарите своих голубей и садитесь рядом с гостями на стулья. Я приготовила вам небольшой сюрприз. Сейчас мы посмотрим презентацию о нашей стране.
Просмотр презентации «Россия – родина моя»
Список литература:
1. Кудрявцева Т. А. Я живу в России. М., «Просвещение», 2003.
2. Ривина Е. К. Государственные символы России. М., АРКТИ,2009.
3. Смирнова Т. В., Филиппова Т. Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. М., Скрипторий 2003, 2010.