Русская народная сказка как средство развития речи детей раннего возраста

людмила ирискина
Русская народная сказка как средство развития речи детей раннего возраста

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

К. Д. Ушинский одним из первых российских педагогов писал о важном значении устного народного творчества для развития ребенка: «Вторую цель в преподавании русского языка составляет усвоение форм языка, выработанных как народом, так и литературой», подчеркивая тем самым значимость устного народного творчества в развитии речи детей.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флёриной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других исследуются особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Из современных авторов следует отметить работы Л. Н. Павловой, посвященные методике ознакомления с устным народным творчеством детей раннего возраста. Она подробно раскрывает особенности восприятия маленькими детьми произведений устного народного творчества, своеобразие построения и проведения занятий с малышами.

Одними из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, - сказки. Язык сказок яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов, повторов.

Но воспитатели не всегда в полной мере используют сказки для развития речи детей раннего возраста.

Актуальность данной темы состоит в том, что текст сказки необходимо максимально использовать для развития речи детей раннего возраста.

Основная цель моей работы заключалась в том, чтобы определить методы, приемы и формы использования сказок в развитии речи детей раннего возраста. (слайд №2)

Опытно-практическая работа проводилась в ГБОУ гимназии №1558 (СП №6) в первой младшей группе. В ней участвовало 10 детей.

Прежде всего, я проанализировала содержание работы по знакомству детей первой младшей группы с русскими народными сказками в Программе «Истоки, по которой работаю.

Она рекомендует познакомить детей этой группы с русскими народными сказками: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Чтобы определить, какие сказки использовать в своей работе, решила проверить, как дети знают эти сказки.

Мною были разработаны вопросы с учетом требований, которые предъявляет программа, и проведены индивидуальные беседы с использованием наглядного материала - книг с русскими народными сказками. (слайд№3)

Перед ребенком раскладывались книги со сказками, которые рекомендует программа.

Сначала беседовала по сказке «Курочка Ряба».(слайд №4)

Ребенку задавались следующие вопросы:

Покажи, где сказка Курочка Ряба.

Показывала на персонажи сказки и спрашивала: «Кто это?» (Баба, Дед, Курочка Ряба, мышка, яичко). Если ребенок не отвечал, то

предлагала показать: «Где дед, где баба, где Курочка Ряба и т. д.)

Что хотели сделать дед и баба? (Разбить яичко).

У них получилось? (Нет)

А кто же яичко разбил? (Мышка)

Ответы детей записывались в таблицу № 1 (слайд №5)

Таким же образом проверила знания детьми сказки «Репка».

Результаты констатирующего этапа позволили сделать следующие выводы:

• Большинство детей сказки «Курочка Ряба» и «Репка» не знают.

• У большинства детей слабо развита активная речь: дети понимают, о чем их спрашивают, могут показать основных героев, но не могут их назвать.

• На вопросы смогли ответить только отдельные дети.

Для работы с детьми на формирующем этапе отобрала три сказки – не знакомую детям русскую народную сказку «Колобок» и частично знакомые детям сказки «Курочка Ряба» и «Репка».

В работе со сказками использовала методику, которую предлагает О. С. Ушакова, а так же опыт работы воспитателя С. В. Хрипко, изменив его в соответствии с уровнем развития детей своей группы.

Условно всю работу со сказкамиразделила на три этапа: (слайд№6)

После знакомства со сказкой, показывала её с помощью настольного театра, театра картинок, фланелеграфа, игрушек, привлекая детей к участию по ходу показа.

При повторном рассказывании сказки «Курочка Ряба», чтобы побудить детей помогать повторять слова сказки, использовала разнообразные приёмы.

Например, предлагала детям разбить разъемное яичко. (слайд №7)

По ходу рассказывания сопровождала слова действиями. (слайд №8)

Дети показывали, как Дед бил-бил, Баба била-била, как плакал Дед, как плакала баба. Производя действия, дети повторяли слова сказки.

Особенно активизировалась речь детей на третьем этапе работы, когда я использовала различные творческие игровые задания на основе сюжета сказки.

Так курочка снесла не одно яичко, а много. .(слайд №9)

Это активизировало в речи детей употребление слов много – одно.

Из яичек вылупились цыплята. Дети повторяли слово цыплята, как они пищат, как их зовет курочка. Цыплят раздала каждому ребенку и предложила рассмотреть их. (слайд №10)

Во время рассматривания, старалась активизировать в речи детейприлагательные с помощью вопросов:

- Ребятки, а какие у нас цыплята?

(Маленькие, желтые)- описывали цыплят дети.

Далее, предлагала покормить цыплят- зернышками.

Повторили слово зернышки,и дети, подходя к мольберту, рисовали пальчиком зернышки для цыплят, а потом их кормили. .(слайд №11)

В целом, удалось активизировать в речи звукоподражания ко-ко-ко, пи-пи-пи; существительные - курочка, цыплята, яички; а также уточнили знания о количестве предметов – один и много. Однако трудность на этом этапе вызвал процесс активизации в речи детей имен прилагательных.

Во время работы над сказкой Репка предлагала детям показать, как тянули репку. (слайд №12)и произнести вместе со мной: «Тянут-потянут, тянут-потянут- вытянули репку!» (2-3 показа.)

Репка была большая-пребольшая. (слайд №13)

Просила показать размеры репки. Дети разводилируки в разные стороны и говорили: «Большая-большая".

После показа расставила персонажей в хаотичном порядке и предложила детям расставить их в том порядке, как было в сказке. (слайд №14)

Далее, провела беседу с детьми,на тему: «Кто что кушает»?

У детей спрашивала:

«А что дед с бабой и внучкой сделали потом с репкой?»

«Съели»- ответ детей.

Отделила от группы фигур бабу, деда и внучку,положила перед ними репку и уточнила: «Люди едят репку, а кошка и собака ее не едят.

Кошка любит лакать молоко, собачка любит грызть косточку. А что любит мышка? Мышка любит есть сыр и грызть корочку хлеба».

Таким образом уточнила представления детей о том, что кошка лакает молоко, собака грызет косточку, мышка любит сыр и корочку хлеба.

Слова ввела и активизировала в разговорной речи.

Сказка «Колобок» большинству детей была не знакома. Поэтому начала знакомство со сказкой, с рассказывания. (слайд №15)

При рассказывании сказкииспользовала разные движения: показ руками, как баба по амбару «помела», по сусекам поскребла, как месила тесто, лепила колобка.Дети повторяли движения и хором проговаривали: «помела, поскребла». (слайд №16

Перед показом сказки показала фигурки некоторых животных,которые живут в лесу: зайчика, медведя, волка, лисы.

Попросили детей назвать их. (слайд №17)

После повторного рассказывания сказкипредложила детям отгадать простые загадки:

- У кого длинные уши? (У зайца).

- У кого рыжая шубка и пушистый хвост? (У лисы.). И так далее.

Закончили занятие проговариванием чистоговорок на тему сказки:

- Ок, ок, ок, у меня. (колобок)- договаривали дети.

- Ка, ка, ка, нет уже. (колобка).

Во время проведения игрового занятия по сказке Колобок- «Путешествие в сказку», активизировала в речи детей прилагательные, предлагая сказать -какой колобок? (желтый, круглый, красивый,

-какой зайчик? (маленький, пушистый, уши длинные) –отвечали дети.

Каждому персонажу по ходу сказки, Колобок предлагал разные развлечения:

1. С Зайкой дети играли в игру «Зайка серенький сидит». (слайд №18)

2. Волку дети рисовали пальчиком по крупе много колобков. (слайд №19)

3. С медведем играли в прятки и в ходе игры активизировали в речи предлоги за, под, на,.

лису хвалили: «Хорошая», «Красивая», «Добрая», «Мягонькая», чтобы Лиса отпустила колобка. (слайд №20)

Таким образом, активизировали в речи детей прилагательные.

Особое место в работе над сказками занимала их драматизация.

Дети с удовольствием играли в сказки. (слайд №21)

1. При драматизации сказки Курочка ряба, дети, без моей помощи имитировали действия героев, сопровождая показ словами, добавляя в диалоги новые слова (слайд №22)

2. Во время драматизации сказки Репка использовали стихотворный текст составленный воспит. Хрипко, который детям очень нравился. (слайд №23);

дети много говорили – звали на помощь героев сказки (Бабка иди, помоги репку тянуть, использовали звукоподражания (кошка мяукала, собака гавкала).(слайд №24)

3. Сказку «Колобок» дети обыграли почти самостоятельно.

Говорили без подсказок, иногда даже добавляли что-то своё в диалоги и действия персонажей. (слайд №25)

Таким образом мною были определены следующие методы, приемы и формы использования сказок в развитии речи детей (слайд №26)

Договаривание отдельных слов при повторном рассказывании сказок, использование имитационных движений,

Лексические упражнения,

Загадывание загадок

Драматизация сказок с использованием слов, которых не было в сказке, Включение изобразительной деятельности (рисование лепка,

Подвижные игры со словами и др.

Результаты проделанной работы позволили сделать вывод о том, что сказки могут служить эффективным средством развития речи детей раннего возраста, если воспитатели не будут ограничиваться только рассказыванием сказок, а будут использовать различные методы, приемы и формы работы.

(слайд№ 27)

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества 1. Актуальность темы «Приобщение дошкольников к словесному искусству через устное народное творчество». Одна из важнейших задач развития.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Русская народная сказка как средство развития речи детей раннего возраста
Опубликовано: 29 сентября 2014 в 16:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста «Браслет»
Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста "Браслет". Добрый день, уважаемые коллеги! Наступает прекрасный праздник "День Мамы" и...
Конспект занятия по физической культуре «История скакалки» для детей средней группы
Конспект по физической культуре "История скакалки" для детей средней группы МБДОУ детский сад "Березка" филиал детский сад "Солнечный Зайчик" Провела...
Фотоотчет о подготовке к Дню матери в младшей группе
В нашей группе прошла беседа на тему «День матери» Цель: Воспитывать у детей уважение и заботу и любовь к своей маме. День матери это праздник особый,...