Русская народная сказка как средство развития речи детей раннего возраста

людмила ирискина
Русская народная сказка как средство развития речи детей раннего возраста

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

К. Д. Ушинский одним из первых российских педагогов писал о важном значении устного народного творчества для развития ребенка: «Вторую цель в преподавании русского языка составляет усвоение форм языка, выработанных как народом, так и литературой», подчеркивая тем самым значимость устного народного творчества в развитии речи детей.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флёриной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других исследуются особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Из современных авторов следует отметить работы Л. Н. Павловой, посвященные методике ознакомления с устным народным творчеством детей раннего возраста. Она подробно раскрывает особенности восприятия маленькими детьми произведений устного народного творчества, своеобразие построения и проведения занятий с малышами.

Одними из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, - сказки. Язык сказок яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов, повторов.

Но воспитатели не всегда в полной мере используют сказки для развития речи детей раннего возраста.

Актуальность данной темы состоит в том, что текст сказки необходимо максимально использовать для развития речи детей раннего возраста.

Основная цель моей работы заключалась в том, чтобы определить методы, приемы и формы использования сказок в развитии речи детей раннего возраста. (слайд №2)

Опытно-практическая работа проводилась в ГБОУ гимназии №1558 (СП №6) в первой младшей группе. В ней участвовало 10 детей.

Прежде всего, я проанализировала содержание работы по знакомству детей первой младшей группы с русскими народными сказками в Программе «Истоки, по которой работаю.

Она рекомендует познакомить детей этой группы с русскими народными сказками: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Чтобы определить, какие сказки использовать в своей работе, решила проверить, как дети знают эти сказки.

Мною были разработаны вопросы с учетом требований, которые предъявляет программа, и проведены индивидуальные беседы с использованием наглядного материала - книг с русскими народными сказками. (слайд№3)

Перед ребенком раскладывались книги со сказками, которые рекомендует программа.

Сначала беседовала по сказке «Курочка Ряба».(слайд №4)

Ребенку задавались следующие вопросы:

Покажи, где сказка Курочка Ряба.

Показывала на персонажи сказки и спрашивала: «Кто это?» (Баба, Дед, Курочка Ряба, мышка, яичко). Если ребенок не отвечал, то

предлагала показать: «Где дед, где баба, где Курочка Ряба и т. д.)

Что хотели сделать дед и баба? (Разбить яичко).

У них получилось? (Нет)

А кто же яичко разбил? (Мышка)

Ответы детей записывались в таблицу № 1 (слайд №5)

Таким же образом проверила знания детьми сказки «Репка».

Результаты констатирующего этапа позволили сделать следующие выводы:

• Большинство детей сказки «Курочка Ряба» и «Репка» не знают.

• У большинства детей слабо развита активная речь: дети понимают, о чем их спрашивают, могут показать основных героев, но не могут их назвать.

• На вопросы смогли ответить только отдельные дети.

Для работы с детьми на формирующем этапе отобрала три сказки – не знакомую детям русскую народную сказку «Колобок» и частично знакомые детям сказки «Курочка Ряба» и «Репка».

В работе со сказками использовала методику, которую предлагает О. С. Ушакова, а так же опыт работы воспитателя С. В. Хрипко, изменив его в соответствии с уровнем развития детей своей группы.

Условно всю работу со сказками разделила на три этапа: (слайд№6)

После знакомства со сказкой, показывала её с помощью настольного театра, театра картинок, фланелеграфа, игрушек, привлекая детей к участию по ходу показа.

При повторном рассказывании сказки «Курочка Ряба», чтобы побудить детей помогать повторять слова сказки, использовала разнообразные приёмы.

Например, предлагала детям разбить разъемное яичко. (слайд №7)

По ходу рассказывания сопровождала слова действиями. (слайд №8)

Дети показывали, как Дед бил-бил, Баба била-била, как плакал Дед, как плакала баба. Производя действия, дети повторяли слова сказки.

Особенно активизировалась речь детей на третьем этапе работы, когда я использовала различные творческие игровые задания на основе сюжета сказки.

Так курочка снесла не одно яичко, а много. .(слайд №9)

Это активизировало в речи детей употребление слов много – одно.

Из яичек вылупились цыплята. Дети повторяли слово цыплята, как они пищат, как их зовет курочка. Цыплят раздала каждому ребенку и предложила рассмотреть их. (слайд №10)

Во время рассматривания, старалась активизировать в речи детей прилагательные с помощью вопросов:

- Ребятки, а какие у нас цыплята?

(Маленькие, желтые)- описывали цыплят дети.

Далее, предлагала покормить цыплят- зернышками.

Повторили слово зернышки,и дети, подходя к мольберту, рисовали пальчиком зернышки для цыплят, а потом их кормили. .(слайд №11)

В целом, удалось активизировать в речи звукоподражания ко-ко-ко, пи-пи-пи; существительные - курочка, цыплята, яички; а также уточнили знания о количестве предметов – один и много. Однако трудность на этом этапе вызвал процесс активизации в речи детей имен прилагательных.

Во время работы над сказкой Репка предлагала детям показать, как тянули репку. (слайд №12) и произнести вместе со мной: «Тянут-потянут, тянут-потянут- вытянули репку!» (2-3 показа.)

Репка была большая-пребольшая. (слайд №13)

Просила показать размеры репки. Дети разводили руки в разные стороны и говорили: «Большая-большая".

После показа расставила персонажей в хаотичном порядке и предложила детям расставить их в том порядке, как было в сказке. (слайд №14)

Далее, провела беседу с детьми,на тему: «Кто что кушает»?

У детей спрашивала:

«А что дед с бабой и внучкой сделали потом с репкой?»

«Съели»- ответ детей.

Отделила от группы фигур бабу, деда и внучку, положила перед ними репку и уточнила: «Люди едят репку, а кошка и собака ее не едят.

Кошка любит лакать молоко, собачка любит грызть косточку. А что любит мышка? Мышка любит есть сыр и грызть корочку хлеба».

Таким образом уточнила представления детей о том, что кошка лакает молоко, собака грызет косточку, мышка любит сыр и корочку хлеба.

Слова ввела и активизировала в разговорной речи.

Сказка «Колобок» большинству детей была не знакома. Поэтому начала знакомство со сказкой, с рассказывания. (слайд №15)

При рассказывании сказки использовала разные движения: показ руками, как баба по амбару «помела», по сусекам поскребла, как месила тесто, лепила колобка. Дети повторяли движения и хором проговаривали: «помела, поскребла». (слайд №16

Перед показом сказки показала фигурки некоторых животных, которые живут в лесу: зайчика, медведя, волка, лисы.

Попросили детей назвать их. (слайд №17)

После повторного рассказывания сказки предложила детям отгадать простые загадки:

- У кого длинные уши? (У зайца).

- У кого рыжая шубка и пушистый хвост? (У лисы.). И так далее.

Закончили занятие проговариванием чистоговорок на тему сказки:

- Ок, ок, ок, у меня. (колобок)- договаривали дети.

- Ка, ка, ка, нет уже. (колобка).

Во время проведения игрового занятия по сказке Колобок- «Путешествие в сказку», активизировала в речи детей прилагательные, предлагая сказать -какой колобок? (желтый, круглый, красивый,

-какой зайчик? (маленький, пушистый, уши длинные) –отвечали дети.

Каждому персонажу по ходу сказки, Колобок предлагал разные развлечения:

1. С Зайкой дети играли в игру «Зайка серенький сидит». (слайд №18)

2. Волку дети рисовали пальчиком по крупе много колобков. (слайд №19)

3. С медведем играли в прятки и в ходе игры активизировали в речи предлоги за, под, на,.

лису хвалили: «Хорошая», «Красивая», «Добрая», «Мягонькая», чтобы Лиса отпустила колобка. (слайд №20)

Таким образом, активизировали в речи детей прилагательные.

Особое место в работе над сказками занимала их драматизация.

Дети с удовольствием играли в сказки. (слайд №21)

1. При драматизации сказки Курочка ряба, дети, без моей помощи имитировали действия героев, сопровождая показ словами, добавляя в диалоги новые слова (слайд №22)

2. Во время драматизации сказки Репка использовали стихотворный текст составленный воспит. Хрипко, который детям очень нравился. (слайд №23);

дети много говорили – звали на помощь героев сказки (Бабка иди, помоги репку тянуть, использовали звукоподражания (кошка мяукала, собака гавкала).(слайд №24)

3. Сказку «Колобок» дети обыграли почти самостоятельно.

Говорили без подсказок, иногда даже добавляли что-то своё в диалоги и действия персонажей. (слайд №25)

Таким образом мною были определены следующие методы, приемы и формы использования сказок в развитии речи детей (слайд №26)

Договаривание отдельных слов при повторном рассказывании сказок, использование имитационных движений,

Лексические упражнения,

Загадывание загадок

Драматизация сказок с использованием слов, которых не было в сказке, Включение изобразительной деятельности (рисование лепка,

Подвижные игры со словами и др.

Результаты проделанной работы позволили сделать вывод о том, что сказки могут служить эффективным средством развития речи детей раннего возраста, если воспитатели не будут ограничиваться только рассказыванием сказок, а будут использовать различные методы, приемы и формы работы.

(слайд№ 27)

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества 1. Актуальность темы «Приобщение дошкольников к словесному искусству через устное народное творчество». Одна из важнейших задач развития.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Русская народная сказка как средство развития речи детей раннего возраста
Опубликовано: 29 сентября 2014 в 16:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июля. День точечной живописи на МААМ

Среди нетрадиционных техник рисования, удобных для освоения детьми, особенное место принадлежит пуантилизму – точечной живописи. Для этого можно использовать и кисточку, и пальчик, и ватную палочку. Любой...

19 июля. День рождения Владимира Маяковского

Певец революции, новатор и первопроходец, Владимир Маяковский, сочинял стихи не только для взрослых, но и для детей. Он прокладывал дорогу в новую поэтическую среду, отвечающую духу и ритму времени. Его...

Фотоотчет о проекте «Чудо-огород»
Проект "Чудо-огород" Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку...
Детский мастер-класс по ручному труду «Кукла в оригинальном стиле из палочек от...
Цель: Изготовление куколки своими руками из палочек от мороженого. Учить детей делать поделки по образцу, соединять различный материал в одной поделке,...
Фотоотчёт о посадке гороха и наблюдении за его ростом
Наш огород. Горох. Создавать в конце февраля-начале марта так называемый "Огород на подоконнике" стало традицией. В числе прочих овощей мы сажали и...