Папки-передвижки

Секреты психологического здоровья дошкольников

Екатерина Птицына
Секреты психологического здоровья дошкольников

Свое выступление мне хотелось бы начать словами знаменитого русского классика Антона Павловича Чехова: «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкой своего настроения»

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов, что может приводить к ухудшению здоровья детей, как физического, так и психологического.

Публикация «Секреты психологического здоровья дошкольников» размещена в разделах

- Как вы думаете, что такое «Психологическое здоровье»? Так ли важно о нем знать, помнить, заботиться?

Психологическое здоровьеэто гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека то мы увидим человека творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающими его миром.

Таким образом, ключевым словом в понятии «психологическое здоровье» является слово «гармония».

Давайте представим идеального ребёнка, психологически здорового.

Напишите на листочках те качества, которыми обладает психологически здоровый ребёнок. (5 минут.)

Итак, давайте составим портрет идеального ребёнка, психологически здорового. Назовите качества, которыми обладает идеальный ребёнок.

Например:

Умный

Весёлый

Счастливый

Жизнерадостный

Послушный

Здоровый

Уравновешенный

Любознательный

Общительный

Подвижный

Открытый

Добрый

и др.

Будем считать, что идеальный ребёнок, психологически здоровый обладает всеми этими качествами на 100%.

А теперь начертите числовой отрезок и отметить на нём 10 делений от 0 до 10.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Представьте, что деление с цифрой 10 соответствует идеальному ребёнку, психологически здоровому, обладающему всеми выше перечисленными качествами на 100%, а цифра 0 – психологически не здоровому, не обладающему всеми перечисленными качествами.

Отметьте где, по вашему мнению, на числовой прямой по состоянию психологического здоровья находится ваш ребёнок. Вы делаете записи для себя и не будете их разглашать.

Идеальных детей, конечно, не бывает, в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от этого эталона, и это нормально. Чтобы избежать нарушения психологического здоровья ребёнка вы должны знать границы психоэмоциональных возможностей своих детей и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной деятельности ребенка.

Какие существуют угрозы психологическому здоровью наших детей?

Нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (в пище, отдыхе, нарушение режима дня.

Ограничение самостоятельности;

Стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности: чтению, счету, языкам и т. п. ;

Бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растет ребенок;

Слабость эмоциональных контактов, невнимание к эмоциональным состояниям ребенка.

(ребенок не умеет выразить чувство или справиться с длительными периодами негативного эмоционального состояния).

Ускорение темпа современной жизни, дефицит времени;

Чрезмерная загруженность родителей, их невротизация;

Дисгармоничные семейные отношения;

Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия. Ранний выход матери на работу.

По каким признакам мы можем понять, что ребенок страдает, произошли нарушения в его психологическом здоровье?

В трудностях засыпания и беспокойном сне;

В усталости после нагрузки. Которая совсем недавно его не утомляла;

В беспричинной обидчивости, плаксивости или наоборот, повышенной агрессивности;

В отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется к ним»;

В рассеянности, невнимательности;

В беспокойстве и непоседливости;

В проявлении упрямства;

В том, что он постоянно сосет соску, палец, или жует что-нибудь, слишком жадно ест или, наоборот, не ест.

В боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников

В игре с половыми органами

В подергивании плеч, качании головой, дрожании рук

В снижении массы тела, или напротив, начинающихся проявляться симптомах ожирения

В повышенной тревожности

В дневном и ночном недержании мочи, которого раньше не наблюдалось.

Какие же условия можно создать для того, чтобы дети развивались гармонично?

Создание спокойной и доброжелательной обстановки;

Внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка;

Осуществление необходимого наблюдение и обеспечение необходимыми материальными средствами,

Предоставление ребенку большей самостоятельности и независимости, возможности общаться с другими детьми и взрослыми.

«Волшебные слова»

«Я тебе доверяю»

Дети с большим пылом стараются оправдать оказанное им доверие.

Только зная, что в них верят, они, в свою очередь, могут испытывать доверие к себе и другим.

Если родители постоянно сомневаются в своем ребенке — «Вряд ли что-то получится.», «С тобой никогда не знаешь.», «Ты же этого не сможешь.» — маленький человечек, в конце концов, обиженно замыкается в себе, чувствует себя непонятым, покинутым.

Поэтому чаще говорите ребёнку "Я тебе доверяю".

2.«Я рада, что ты у меня есть»

Маленькие дети верят, что именно они двигают мир, делают так, чтобы что-то происходило. Они думают, что солнце всходит потому, что они так хотят, и точно так же они считают себя — со своей точки зрения — ответственными за все остальное, например, за семейные заботы, несчастные случаи, ссоры.

Тем более ребенку нужна уверенность в том, что вы счастливы оттого, что он у вас есть.

Ни в коем случае нельзя позволять себе высказывания типа:

«Из-за тебя я должна от всего отказываться», "Если бы не ты, я бы. "

3. «Я тебя люблю»

Дети должны верить в то, что их любят ради них самих, поэтому ни в коем случае нельзя связывать это чувство с какими-нибудь условиями («Сперва убери в комнате») или с тем, что ребенок делает («Ты мне наврал, теперь я тебя больше не люблю»).

Ребенку будет понятно, если ему скажут: «Я тебя очень люблю, но то, что ты бьешь братика это нехорошо»

4. «Я тебя понимаю»

Потерял плюшевого мишку, брошен другом, боится темноты — все это для ребенка большое горе. В таких случаях малыш нуждается в сочувствии и утешении.

Попытки ободрить его словами типа: «Это всего лишь игрушка», «Зачем тебе эта ерунда» или «Привидения на самом деле не существуют» — ребенку непонятны. Они —из мира взрослых, основаны на опыте, которого у ребенка еще нет.

5. «У тебя всё получится»

Поощрение и одобрение нужны детям и в отношении того, что родители воспринимают как нечто само собой разумеющееся.

Слова «Хорошо сделал», «Я знала, что ты это можешь» или «Мы тобой гордимся» воодушевляют ребенка.

С другой стороны, такие ярлыки, как «плакса», «размазня» «рохля», или заявления вроде «Вечно ты проигрываешь» или «Ты совсем не умеешь дать сдачи» могут надолго подорвать его веру в себя.

6. «Мы всегда с тобой»

Что бы ни случилось, мои родители всегда мне помогут — это знание помогает многое преодолеть.

В ежедневной суете не всегда есть возможность отложить все в сторону и заняться исключительно ребенком.

Но вы можете его утешить: «Интересно! Сейчас я закончу свои дела, тогда у меня будет время, и ты сможешь подробно рассказать мне обо всем».

Ребенку это будет понятнее, чем, если бы вы сказали: «Сейчас я не могу».

Я предлагаю вам выполнить упражнения на снижение психоэмоционального напряжения, которые вы можете дома делать вместе с детьми.

«Брыкание»

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Он начинает медленно брыкаться, касаясь пола всей ногой. Малыш поочередно брыкается левой и правой ногой, высоко поднимая их. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. При каждом ударе ребенок громко произносит: «Нет!», увеличивая интенсивность ударов.

«Солдат и тряпичная кукла»

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как стоять на посту, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, надо максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите детям представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.

«Насос и мяч»

Встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как не надутая оболочка мяча). Взрослый начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались, и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» сдуется настолько, что даже упадет на пол. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.

«Ролевая гимнастика»

Детям предлагается выполнить ряд упражнений.

1. Рассказать известное стихотворение

• шепотом,

• с пулеметной скоростью,

• со скоростью улитки,

• как робот,

• как иностранец.

2. Походить, как

• младенец,

• глубокий старик,

• лев,

• трусливый заяц.

3. Улыбнуться, как

• кот на солнышке,

• само солнышко.

4. Посидеть, как

• пчела на цветке,

• наездник на лошади,

• Карабас-Барабас.

5. Попрыгать, как

• кузнечик,

• маленький зайчик,

• кенгуру.

Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него - это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности.

Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят.

«Играйте с детьми - это замечательно укрепляет психологическое здоровье ребёнка

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Секреты Гжельской Розы» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Консультация музыкального руководителя «Музыка и укрепление здоровья дошкольников» Вопрос – может ли музыкальный руководитель с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье дошкольника? Конечно,.

Квест-игра в старшей группе «Секреты здоровья»Квест-игра в старшей группе «Секреты здоровья» Вид квеста: групповой, кратковременный, с линейным сюжетом. Задание для квеста: поиск «секретов здоровья». Участники: дети старшей группы,.

Квест-игра «Секреты здоровья»Квест-игра «Секреты здоровья» .

Проект для старших дошкольников «Правильное питание — залог здоровья»Проект для старших дошкольников «Правильное питание — залог здоровья» Тип проекта: коллективный, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели, педагоги детского сада, родители. Образовательная область:.

Родительское собрание «Секреты психологического здоровья»Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Цель: установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребёнок.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Секреты психологического здоровья дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2021 в 10:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД